В Эстонии написан проект документа о передаче в ведение РПЦ 15 православных храмов. 10 сентября его, как окончательный вариант, будет рассматривать кабинет министров Эстонии. По мнению чиновников эстонского МВД — авторов проекта, передача возможна на правах 50-летней аренды. Плата, как предполагается, будет символической — 1 крона в месяц. Похоже, имущественная проблема будет решена в одночасье. И долгих переговоров между эстонскими властями и РПЦ, как это было с затянувшейся на девять лет регистрацией устава эстонской православной церкви Московского патриархата, не будет. Эстония, откуда родом нынешний глава Российской православной церкви Алексий II, оказалась единственным из родившихся в результате развала СССР государств, где к судьбе православных церквей отнеслись, мягко говоря, неравнодушно. Храмы, расположенные на территории других республик бывшего Союза, остались в ведении Московского патриархата, а их имущественная принадлежность не стала предметом ажиотажного обсуждения. Где-то была проведена формальная реституция (то есть узаконенный акт передачи уже от имени новорожденных государств недвижимости в руки РПЦ), где-то до сих пор все церковные постройки остались в госсобственности. Даже в России земли, на которых стоят церкви, чаще всего находятся в ведении муниципалитетов. Ближайшая соседка Эстонии — Латвия обошлась, к счастью, без подобных распрей. Хотя и там время от времени раздаются голоса, предостерегающие верующих от московского влияния. — Мне кажется, все дело в религиозной терпимости, — сказал «Известиям» советник по религиозным и нацвопросам латышской президентской администрации Ольгерд Типанс. — При всех сменах режимов, властей, смутных временах в Латвии не было конфликтов на религиозной почве. Решения были найдены везде — даже в странах традиционно исламского вероисповедания. В Азербайджане, например, была образована новая, Бакинская епархия (раньше эта территория была частью Ставропольской епархии). — Церковная ситуация в Эстонии — результат политического решения бывшего президента и премьер-министра Эстонии, — пояснил «Известиям» отец Николай Балашов. — В основе их поведения, на мой взгляд, желание любыми путями дистанцироваться от восточного соседа и избавиться от церковного фактора, работающего на сближение с Россией. В Эстонии церковь отделена от государства. На деле же именно президент и глава правительства Эстонии в свое время обратились в Константинополь с просьбой принять православную эстонскую паству под крыло Константинопольского патриархата. — В 1993 году собственником и правопреемником всего церковного имущества Эстонии по решению суда стала апостольская церковь Константинопольского патриархата, — сказал «Известиям» министр внутренних дел Эстонии Айн Сеппик. — Это решение и по сей день в законной силе. Православная церковь МП была зарегистрирована лишь в апреле этого года. Теперь же созданный в недрах МВД Эстонии проект договора между государством и двумя существующими в Эстонии православными церквами предлагает провести обратную процедуру: у константинопольцев часть церквей забрать, вернуть государству, а потом уже осуществить их арендную передачу в московские руки. — Публикация пресс-релиза МВД Эстонии для нас неожиданность, — пояснил «Известиям» Балашов. — Идет переговорный процесс, обсуждаются различные варианты, ни один из вариантов не является окончательно согласованным. И вдруг — выдвигается на рассмотрение. — Эти проекты согласовывались между всеми сторонами, — уточнил министр внутренних дел Эстонии. — К нашему великому сожалению, две братские церкви не всегда могут договориться друг с другом. По словам министра, договор будет подписан в любом случае. И если одна из сторон (предполагается, что это может быть только Москва) не согласится подписать документ, эстонские чиновники свою миссию будут считать оконченной. Договор будет подписан с Константинополем в одностороннем порядке. По словам эстонского министра, государство на этот раз выполняет деликатную и почетную миссию посредника в споре между двумя патриархатами. — Храмы, в которых верующие исполняют религиозные обряды, на наш взгляд, не могут быть использованы для наживы, — сказал Сеппик, — поэтому арендная плата была сделана символической, так сказать, из гуманных соображений. До Второй мировой войны все церковные постройки, о которых идет речь, принадлежали РПЦ и были построены либо местными русскими, либо, как собор Александра Невского, — на пожертвования, собранные по всей Российской империи. Поэтому предложение МВД Эстонии у многих представителей духовенства вызывает крайнее неприятие. — РПЦ остается на позициях, закрепленных цюрихским соглашением в 1996 году между Московским и Константинопольским патриархатами, — сказал Балашов, — то есть обе стороны должны получить в Эстонии равные права, включая имущественные. И это не значит все поделить поровну. По мнению Сеппика, никакого другого варианта передачи церковного имущества быть не может: «В договоре зафиксировано, что государство не может, получив храмы в собственность, их продать или подарить». Пока что речь идет о 15 храмах, по отношению к которым Константинополь был признан формальным правопреемником. На самом же деле там как действовали, так и действуют приходы, находящиеся под юрисдикцией эстонской православной церкви МП. Кроме этого в Эстонии есть церковные постройки, находящиеся в муниципальной собственности, есть недвижимость, оформленная как владения Константинопольского патриархата. И это уже предметы особого и долгого разговора.