Четыре ведущие конфессии вчера обратились к Богу, молясь о погибших на «Курске». Настоятели православных храмов отслужили панихиду об упокоении, раввины в синагогах прочитали кадеш, имамы в мечетях почтили память моряков послеполуденной молитвой, в католических приходах священнослужители включили заупокойную «молитву верных» в текст вечерней мессы. Общее горе людей объединило. До такой степени, что священники, согласившиеся побеседовать с корреспондентом «Времени МН», говорили одними словами, различаясь — иногда — лишь акцентом. — У нас есть традиция — поминать трагически усопших, — не удивился моему вопросу имам-хатыб московской Соборной мечети Дамир Гизатуллин. — Какие слова говорим? Например, так: чтобы их могилы были залиты светом… Среди погибших на «Курске» были уроженцы Башкирии, Татарстана, Дагестана. Но мы молились не только за них. Мы молились за всех. Потому что каждая душа предвкушает смерть и перед Богом все равны. Мы принимаем боль матерей так, как будто это наша боль. Имам вспомнил Отечественную войну, когда сражались рядом русские, татары, евреи, грузины… И долго говорил о терпимости, о порядках в Древнем Халифате, о бережном отношении мусульман к иноверцам. Те же слова об извечном людском братстве произносил отец Игорь Ковалевский, генеральный секретарь Конференции католических епископов России, канцлер московской Курии: — По просьбе прихожан и по велению сердца мы включили поминальную молитву о моряках в вечернюю мессу. В российских синагогах поминали погибших «курян» рано утром. Кантор вслух читал на иврите кадеш (молитву). Читал семь раз, как положено в особых, самых значительных случаях. Время от времени делал паузу, и прихожане произносили хором: «Амен…». Решение о поминовении усопших принял Раввинат. И снова я услышала, от хасидов уже, слова о равенстве людей перед Богом. Позвонила в Московскую Патриархию, надеясь услышать нечто подобное. Ответивший мне священник, однако, с ходу напомнил, что молитвы, хоть и произносились одновременно, но в разных храмах. И послал на церковный сайт, где якобы изложена православная точка зрения на трагедию «Курска». Я полезла в Интернет, но обнаружила лишь унылое: «Прозелитизм… Католики… Распространение…». Поняла — экуменический катарсис не случился. Беда оказалась хоть и общая, но в то же время еще и какая-то отдельная.