Такое сооружение появилось нынешним летом в Танаисе. Это реконструкция древнего половецкого святилища
Само святилище обнаружили в Ростове 13 лет назад: тогда здесь собирались строить метро и даже начали планировать одну из метростроевских площадок. С метро ничего не получилось, зато метростроевская площадка оказалась для археологов местом на редкость благодатным. Недаром Юрий Гугуев, сотрудник областного музея краеведения, вызвал сюда молодого ученого Сергея Гуркина, известного большим интересом к половцам, который в это время находился в экспедиции. В одном из курганов он обнаружил половецкое святилище. Его подобие и соорудил в Танаисе Сергей Гуркин с помощью студентов-историков, и все здесь, по его словам, исполнено глубокого смысла: — Почему площадка имеет форму круга, заключенного в четырехугольник? Тюрки вообще мыслили свою землю квадратом, по сторонам которого находятся враждебные им народы. Круг ассоциировался у них с центром тюркской земли, где расположен шатер хана. Путешественник XIII века Вильгельм Рубрук проезжал через южнорусские степи в ставку великого хана Кара-Кару и встречал, по всей вероятности, святилища. В его записках есть эпизод, где Рубрук сообщает, что видел в этих землях одного недавно умершего. Возле него стояли еда, кумыс, по четырем сторонам света были установлены столбы, на них вывешены шкуры лошадей числом 16 — по четыре на каждом. — А бабы тут те самые, ростовские? — Здешние. Тех ростовских было четыре, здесь — две. Не одно десятилетие они здесь стояли, я только перенес их на другую площадку и развернул так, как им и подобает стоять, — лицом к востоку. Объясняется это тем, что половцы поклонялись восходящему солнцу. В отличие от монголов, которые поклонялись солнцу в зените. Оттого и вход в монгольский шатер с южной стороны, а у половцев и других тюрок — с восточной. — И поза изваяний — со сложенными на животе руками — конечно же, не случайна? — Это поза восхищения, поклонения. Есть свидетельства об обрядах казахов (казахи — потомки половцев), где сказано, что весной, когда появляется первый кумыс, казахи ждут восхода солнца, причем чаши с кумысом держат на уровне живота. Солнце взошло — они отдают ему земной поклон и проливают на восток немножко кумыса. Однако у этих статуй есть еще другой смысл. — Тюркские народы, — продолжает Сергей Гуркин, — считали, что у них несколько душ или, точнее, несколько составляющих души. Есть душа-дыхание, которая уходит сразу после смерти. Чтобы она не бродила беспечно, родственники заказывали изваяние, и шаман вселял в него душу. У тюркских народов поминки совершались на седьмые сутки, 49-е, спустя полгода, год и три года. Когда душа должна была окончательно уйти в потусторонний мир, совершались большие поминки, во время которых изваяние ударяли по голове или ломали, чтобы выпустить заключенную в нем душу. — Значит, про тех баб, которые дошли до наших дней невредимыми, родственники умершего просто почему-то забыли, и по половецким представлениям некий элемент души томится в них и поныне? — То, что их не разбили сами же половцы, связано с другим: это были статуи великих людей (великих воинов, великих шаманов или шаманок). Считалось, что какая-то часть их души остается здесь навсегда, чтобы помогать потомкам. — А почему некоторые бабы оказались спрятанными под землей? — В последние 20 лет археологи нашли целую серию святилищ, поминальников, где бабы были закопаны, причем стоя. Я связываю это с последним актом поминального действа: родственники в последний раз попрощались с душой умершего и отправили ее вместе с изваянием в подземный мир. Они выкопали яму, поставили туда бабу, бросили остатки последней трапезы, останки животных. В последние годы на Ставрополье были найдены святилища с человеческими жертвоприношениями: считалось, что у души и в том мире должны быть слуги. И вот что еще интересно. Часто при раскопках захоронений половецкого времени находят вроде и бытовые вещи, но лежат они почему-то не на месте… — Загадка для детективов… — Ответ на нее такой: вещь в этом случае мыслилась не бытовой, а магической. Была у половцев богиня Умай, которая отгоняла злых духов посредством острых, колющих и режущих предметов. Так что если ножницы в захоронении находят в ногах или головах — значит, они положены не для того, чтобы душа на том свете что-нибудь ими подрезала, а затем, чтобы вместе с богиней Умай отогнать злых духов. …Не успел Сергей Гуркин завершить реконструкцию святилища, как плечо одной бабы чем-то оцарапали (и несколько столетий не выветрили бы так этот камень), у ног же другой стали возлагать степные цветы, а на углубления в каменной ее голове бросать… медяки! И был замечен среди этих монет даже новоявленный евро. Природа человека неизменна. Ростов-на-Дону