Георгий, епископ Нижегородский и Арзамасский: «Кто-то должен сказать человеку «радость моя!»
В этом году Русская православная церковь будет отмечать большой праздник — столетие со дня прославления святого преподобного Серафима Саровского. Недавно правительство приняло специальное распоряжение о подготовке к нему. Мы беседуем об этом событии с епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием. — Владыка Георгий, по поводу церковного праздника появилось специальное распоряжение правительства. В чем дело? Вам не хватает средств? Вы обеспокоены малой общественной значимостью праздника? — День памяти святого преподобного Серафима Саровского, столетие со дня его прославления — особенный праздник. Если мы думаем о возрождении народа и государства, этот день очень важен. В нем можно почерпнуть духовные силы. И это повод окунуться в то пространство, что называлось Православной Русью. Преподобного Серафима Саровского чтут на всей земле. А наше общество забывает о жемчужине, которую имеет. Я считаю, что говорить об этом празднике — наша просветительская, духовно-нравственная миссия. — Прославление преподобного Серафима Саровского зависело от решения последнего российского императора. Оно натыкалось на некоторое сопротивление — уж больно неканоничен был образ преподобного. — Канонизация преподобного не была каким-то самовольным решением, прихотью или экзотикой. Де-факто для всей верующей России он был святым, народ знал о бесчисленном количестве творимых им чудес. Все это тщательно проверялось комиссиями. — Давайте объясним читателю, что за тип личности, говоря мирским языком, или что за образ святости явил собой прославленный в начале века святой? Кто такой Сергий Радонежский в нашей культуре — не надо объяснять. Кто не читал житие, наверняка читал повесть Бориса Зайцева. А Серафим Саровский — иной образ, иная личность. Не рискну сказать внеисторическая, но помните давнее замечание: Серафим Саровский был современником Пушкина, и они друг о друге всего скорее даже не слышали. — Святые в обычном представлении далеко и высоко. Преподобный Сергий и преподобный Серафим невероятно близки каждому человеку. Любого приходящего к нему св. Серафим Саровский встречал словами «Радость моя». К нему и сейчас надо идти как к родному. Он не чей-то, он мой. Это такая неброская красота внутреннего мира, удаленного от всех внешних эффектов. Серафим Саровский определил, в чем для верующего смысл и цель жизни, — в стяжании Святаго Духа. — Когда мощи преподобного возвращались в Дивеево, паломников было море. — Цифры приводят разные, некоторые называют 500 тысяч. Кормили тогда народ при помощи военно-полевых кухонь. Сейчас мы тоже думаем, как развернуть палаточные городки, как прокормить людей. — Что сейчас делается в Дивееве? — Задуман очень большой комплекс работ по восстановлению святынь. И церковь св. Серафима Саровского, и келейка его, и святая канавка должны быть восстановлены. — Я три года назад в Дивееве ходила по канавке. — Да нет, это вы ходили по дорожке над канавкой, а теперь восстанавливается сам ров. — Как к этому относятся местные люди? Для восстановления канавки придется сносить частные постройки. — Непросто. Всякое святое дело без терниев не обходится. — Откуда вы берете средства для восстановления святынь, переноса построек? — Государство в этом пока никак не участвовало. Мы восстанавливаем святыни на пожертвования частных лиц и организаций. Но сейчас область и Приволжский округ стараются нам помочь в благоустройстве подъездных путей, например. — На сайте епархии вы много пишете о хозяйственных хлопотах. Мне почему-то показалось, что Путин на праздник приедет. — Я не могу отвечать за президента… Но был такой разговор. И Святейший патриарх, конечно, приедет. — Владыка Георгий, люди часто раздражаются, видя больших начальников в храме с некстати зажженными свечами. — Мы не вправе осуждать их, не вправе бросать камень. Мы вышли из атеизма, как из пожара, мы духовные погорельцы, давайте жалеть друг друга и радоваться человеку, пришедшему в храм. А высмеивать кого-либо в церкви — это хамство. — Но когда нынешний президент берет благословение или прикладывается к иконе, он не выглядит ни новоначальным, ни по случаю обученным, он все делает как церковный. Верующий правитель — это важно? — Я думаю, важно для него — потому что вера дает внутреннюю цельность и духовную утвержденность. Важно для нас — потому что он кормчий корабля. Кормчее колесо с виду маленькое. Но что я буду объяснять, какая это ответственность. — Вы в 38 лет возглавили епархию. Это трудно? — У меня был необыкновенный предшественник — митрополит Николай. Очень крупная личность, авторитетный человек. Местные чиновники и политики собирались как-то в память о нем, говорили, как он на них повлиял. Интеллигенция до сих пор приходит на Рождественские чтения, которые он начал. — Да, помощник ваш Миша мне много рассказывал о владыке Николае. Как, например, он на пасхальном обеде с высоким начальством сказал, что с местного министра финансов надо снять штаны и отходить его крапивой за пропавшие из бюджета деньги. Рассказал также, что в Нижнем два дома для митрополитов: вот этот, где жил владыка Николай, старинный, бедный, облупленный, и новый, очень благоустроенный для сменившего его владыки. Вы почему выбрали этот? — Я люблю старые дома. Здесь живет сестра владыки Николая. Здесь его библиотека. Тут намолено. Тут есть домовый храм. — Служите в этом храме? — Пока, к сожалению, только молебны. Очень много времени отнимают поездки и хозяйственные хлопоты.