Русская линия
ИзвестияМитрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)31.03.2003 

Георгий, епископ Нижегородский и Арзамасский: «Кто-то должен сказать человеку «радость моя!»

В этом году Русская православная церковь будет отмечать большой праздник — столетие со дня прославления святого преподобного Серафима Саровского. Недавно правительство приняло специальное распоряжение о подготовке к нему. Мы беседуем об этом событии с епископом Нижегородским и Арзамасским Георгием.
— Владыка Георгий, по поводу церковного праздника появилось специальное распоряжение правительства. В чем дело? Вам не хватает средств? Вы обеспокоены малой общественной значимостью праздника?
— День памяти святого преподобного Серафима Саровского, столетие со дня его прославления — особенный праздник. Если мы думаем о возрождении народа и государства, этот день очень важен. В нем можно почерпнуть духовные силы. И это повод окунуться в то пространство, что называлось Православной Русью. Преподобного Серафима Саровского чтут на всей земле. А наше общество забывает о жемчужине, которую имеет. Я считаю, что говорить об этом празднике — наша просветительская, духовно-нравственная миссия.
— Прославление преподобного Серафима Саровского зависело от решения последнего российского императора. Оно натыкалось на некоторое сопротивление — уж больно неканоничен был образ преподобного.
— Канонизация преподобного не была каким-то самовольным решением, прихотью или экзотикой. Де-факто для всей верующей России он был святым, народ знал о бесчисленном количестве творимых им чудес. Все это тщательно проверялось комиссиями.
— Давайте объясним читателю, что за тип личности, говоря мирским языком, или что за образ святости явил собой прославленный в начале века святой? Кто такой Сергий Радонежский в нашей культуре — не надо объяснять. Кто не читал житие, наверняка читал повесть Бориса Зайцева. А Серафим Саровский — иной образ, иная личность. Не рискну сказать внеисторическая, но помните давнее замечание: Серафим Саровский был современником Пушкина, и они друг о друге всего скорее даже не слышали.
— Святые в обычном представлении далеко и высоко. Преподобный Сергий и преподобный Серафим невероятно близки каждому человеку. Любого приходящего к нему св. Серафим Саровский встречал словами «Радость моя». К нему и сейчас надо идти как к родному. Он не чей-то, он мой. Это такая неброская красота внутреннего мира, удаленного от всех внешних эффектов. Серафим Саровский определил, в чем для верующего смысл и цель жизни, — в стяжании Святаго Духа.
— Когда мощи преподобного возвращались в Дивеево, паломников было море.
— Цифры приводят разные, некоторые называют 500 тысяч. Кормили тогда народ при помощи военно-полевых кухонь. Сейчас мы тоже думаем, как развернуть палаточные городки, как прокормить людей.
— Что сейчас делается в Дивееве?
— Задуман очень большой комплекс работ по восстановлению святынь. И церковь св. Серафима Саровского, и келейка его, и святая канавка должны быть восстановлены.
— Я три года назад в Дивееве ходила по канавке.
— Да нет, это вы ходили по дорожке над канавкой, а теперь восстанавливается сам ров.
— Как к этому относятся местные люди? Для восстановления канавки придется сносить частные постройки.
— Непросто. Всякое святое дело без терниев не обходится.
— Откуда вы берете средства для восстановления святынь, переноса построек?
— Государство в этом пока никак не участвовало. Мы восстанавливаем святыни на пожертвования частных лиц и организаций. Но сейчас область и Приволжский округ стараются нам помочь в благоустройстве подъездных путей, например.
— На сайте епархии вы много пишете о хозяйственных хлопотах. Мне почему-то показалось, что Путин на праздник приедет.
— Я не могу отвечать за президента… Но был такой разговор. И Святейший патриарх, конечно, приедет.
— Владыка Георгий, люди часто раздражаются, видя больших начальников в храме с некстати зажженными свечами.
— Мы не вправе осуждать их, не вправе бросать камень. Мы вышли из атеизма, как из пожара, мы духовные погорельцы, давайте жалеть друг друга и радоваться человеку, пришедшему в храм. А высмеивать кого-либо в церкви — это хамство.
— Но когда нынешний президент берет благословение или прикладывается к иконе, он не выглядит ни новоначальным, ни по случаю обученным, он все делает как церковный. Верующий правитель — это важно?
— Я думаю, важно для него — потому что вера дает внутреннюю цельность и духовную утвержденность. Важно для нас — потому что он кормчий корабля. Кормчее колесо с виду маленькое. Но что я буду объяснять, какая это ответственность.
— Вы в 38 лет возглавили епархию. Это трудно?
— У меня был необыкновенный предшественник — митрополит Николай. Очень крупная личность, авторитетный человек. Местные чиновники и политики собирались как-то в память о нем, говорили, как он на них повлиял. Интеллигенция до сих пор приходит на Рождественские чтения, которые он начал.
— Да, помощник ваш Миша мне много рассказывал о владыке Николае. Как, например, он на пасхальном обеде с высоким начальством сказал, что с местного министра финансов надо снять штаны и отходить его крапивой за пропавшие из бюджета деньги. Рассказал также, что в Нижнем два дома для митрополитов: вот этот, где жил владыка Николай, старинный, бедный, облупленный, и новый, очень благоустроенный для сменившего его владыки. Вы почему выбрали этот?
— Я люблю старые дома. Здесь живет сестра владыки Николая. Здесь его библиотека. Тут намолено. Тут есть домовый храм.
— Служите в этом храме?
— Пока, к сожалению, только молебны. Очень много времени отнимают поездки и хозяйственные хлопоты.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru