Русская линия
Итоги Александр Чудодеев20.08.2002 

Живой Будда
Встреч с ним ищут звезды Голливуда, ведущие политики и бизнесмены. Он удостоен Нобелевской премии и других высоких наград. Единственное, чего лишен далай-лама XIV, — это права вернуться на родину и быть официальным партнером лидеров великих держав

Глава буддийской традиционной сангхи России хамбо-лама Дамба Аюшеев объявил, что в конце августа-начале сентября Россию с пастырской поездкой посетит духовный лидер буддистов далай-лама ХIV. Визит обещал стать сенсационным. С момента его первого и последнего посещения России минуло почти 10 лет (в СССР «живой Будда» приезжал пять раз). Да и та поездка носила сугубо «академический характер»: первосвященника пригласили Российская академия наук и группа депутатов парламента. Нынешний визит планировался с куда большим размахом. По словам хамбо-ламы, программа поездки составлялась так, «чтобы как можно больше мирян могли услышать проповеди Его Святейшества». Визит лауреата Нобелевской премии в Россию, как и в ряд других стран, не желающих осложнений отношений с Китаем, рассматривался как неофициальный. Но и такой предосторожности оказалось недостаточно: в последний момент МИД счел визит «нецелесообразным».
Реинкарнация
Далай-лама XIV, в мирской жизни Тенцзин Гьятсо (при рождении он получил также имя Лхамо Тхондуп, что означает «Богиня, исполняющая желания»), родился 6 июля 1935 года в семье скотоводов в небольшой деревушке Амдо на северо-востоке Тибета. Очевидцы свидетельствовали, что это был вполне обычный ребенок, ничем не отличавшийся от своих сверстников. Но когда ему исполнилось пять лет, он поразил не только своих родных и близких, но и весь мир — в соответствии с религиозной традицией его объявили преемником умершего далай-ламы ХIII.
В отличие от других мировых религий, где избрание главного духовного лица происходит традиционным путем — при помощи тайного голосования и при участии только церковных иерархов (на закрытых конклавах в Ватикане или в ходе поместных соборов Русской православной церкви), — выборы, а вернее, поиски далай-ламы, являют собой сложнейший мистический ритуал. После смерти одного ламы на Львиный трон в тибетской столице Лхасе садится другой, считающийся реинкарнацией своего предшественника, а еще точнее — самого первого далай-ламы. Происходит таинство, объяснить которое, по выражению далай-ламы ХIV, «могут только Боги».
В последний раз чудо свершилось почти 70 лет назад. В середине декабря 1933 года обитатели дворца Потала — духовный центр ламаизма в Тибете — были по-особому сдержанны и торжественны. Далай-лама XIII — «истинно покорный, превосходнейший самосуществующий Будда Запада» — доживал последние дни. Смерть, по буддийским верованиям, над живыми существами не властна: покинув телесную оболочку священного старца, его божественная сущность через девять месяцев должна была воплотиться в чистом и безгрешном младенце мужского пола. 17 декабря 1933 года далай-лама XIII тихо скончался, и стоявшие у его изголовья священнослужители приступили к поиску преемника.
Забальзамированное тело умершего посадили на трон во дворце Потала. Спустя какое-то время его голова повернулась с юга, куда она смотрела изначально, на северо-восток. Чуть позднее регент-правитель Тибета увидел в священном озере Лхамо Латсо мерцание букв и очертания дома с можжевеловой крышей. Буквы сложились в название местности Амдо, куда и отправилась экспедиция монахов.
Лишь в 1937 году желанная цель была обнаружена. Ребенок по имени Тенцзин Гьятсо, которому глава экспедиции показал некоторые вещи покойного далай-ламы, признал их за свои и даже, как гласит молва, назвал не только имена близких умершего, но и рассказал о некоторых интимных сторонах его жизни. Откуда он знал это, не может объяснить даже сам далай-лама ХIV: «просто интуитивно"…
Кстати, сложный ритуал поиска преемника в ламаистской церкви распространяется не только на далай-ламу, но практически на всех его приближенных. Так, к примеру, случилось в середине 80-х годов, когда скончался наставник нынешнего далай-ламы — 81-летний Линг Ринпоше. Далай-лама сам почувствовал, что дух учителя Линга возродился где-то на севере Индии, в Гималаях. На его поиски была отправлена многочисленная экспедиция во главе со слугой умершего. Побывав в разных местах на севере Индии, слуга отобрал четырех мальчиков. Каждому предложил на выбор четки Линга. Один из них коснулся четок и с радостным криком взобрался слуге на колени. В седьмой день седьмого месяца 1987 года ребенок был провозглашен седьмой реинкарнацией Линга. Сейчас будущему наставнику будущего далай-ламы 27 лет. Он прекрасно образован и обожает, как в детстве, американские мультики «Багз Банни». Каждый раз, когда кролик появляется в кадре в виде, отличном от прежнего, наставник радостно выкрикивает: «Это Багз Банни в другой жизни!»
Ненасильственное сопротивление
В период поиска преемника и до его официального возведения в сан за малолетнего далай-ламу ХIV правили регенты; в 1950 году он был досрочно провозглашен верховным иерархом ламаистской церкви и объявлен «самостоятельным». Спешка объяснялась исключительно политическими мотивами — новая коммунистическая власть в Пекине не скрывала, что намерена присоединить независимый с 1911 года Тибет к КНР. Через два месяца после возведения далай-ламы на трон Народно-освободительная армия Китая оккупировала 1,5-миллионную страну.
В ходе переговоров с иерархом Мао Цзэдун пообещал, что верховный монах Тибета займет особое положение в новой административной структуре и, по сути, сохранит за собой права суверенного монарха. В середине 50-х далай-лама стал заместителем председателя Постоянного комитета ВСНП (парламента). Однако фактически всем в Тибете распоряжался представитель китайской компартии. По указанию Пекина в Тибете начался невиданный эксперимент в духе известной маоистской теории «большого скачка» — одним махом «перекинуть» архаичный Тибет из феодализма в светлое будущее. В закрытую доселе страну тысячами шли воспитатели-пропагандисты председателя Мао. Те, кто противился «коммунизации Тибета», беспощадно искоренялись.
В 1959 году жители Лхасы подняли восстание против «построения социализма» и засилья китайской культуры. Восстание подавили танками и артиллерией, а далай-лама вместе с семьей, личной гвардией и несколькими тысячами ближайших сподвижников бежал в Индию. Правительство Индии по просьбе Далай-ламы предоставило ему 10 самолетов «Дакота» для перевозки драгоценностей ламаистской церкви (около 12 тонн золота и 18 тонн серебра) в Калькутту. Основав в североиндийском Дхармсале правительство в изгнании, духовный лидер Тибета провозгласил тактику «ненасильственного сопротивления».
Политику Пекина в отношении своей родины он открыто называет геноцидом, результатом которого стали смерть 1,2 миллиона тибетцев, разрушение 6254 монастырей и полное уничтожение традиционного тибетского общественного уклада. Но далай-лама уверен, что перевоспитать власти КНР могут не грубая сила, не террор, а его веское слово и поддержка мирового сообщества. С первых лет своего изгнания Его Святейшество не раз обращался в ООН по проблеме Тибета. Эти обращения имели свои результаты — три резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей в 1959, 1961 и1965 годах, призывающие Китай к соблюдению прав тибетского народа, включая право на самоопределение. Но особую известность и популярность он снискал на Западе. Режиссер Бернардо Бертолуччи снял про детские годы далай-ламы ХIV фильм «Маленький Будда», отмеченный «Оскаром», а в 1989 году тибетский лидер был удостоен Нобелевской премии мира. В КНР же он был объявлен сепаратистом и человеком вне закона. Только за хранение его изображения жителям Тибета грозит трехлетний срок заключения.
На фоне все чаще звучащих слухов об ухудшении здоровья «живого Будды» противостояние между далай-ламой и Пекином приняло еще более ожесточенный характер. Каждая из сторон стремится возвести в легитимный сан своего далай-ламу и других иерархов церкви.
В поисках далай-ламы
До поры до времени непререкаемым считалось вести поиск преемника умершего далай-ламы внутри самого Тибета или близ его границ — в Индии или Непале. Тем более неукоснительно соблюдалась традиция, когда новым верховным монахом становился представитель мужского пола. Первым, кто решился высказаться против этого, стал сам 67-летний «живой Будда». Вначале в одном из интервью он заявил, что не видит ничего зазорного, если новым реинкарнируемым далай-ламой станет женщина: «Женщин среди далай-лам не было лишь потому, что в старотибетском обществе традиционно доминировали мужчины. Но даже столетия назад в Тибете имелись высокопоставленные женщины-ламы».
В прошлом году далай-лама ХIV заявил, что, если во время его земной жизни Тибет не добьется независимости от Китая, к новой жизни он должен будет возродиться только на территории свободного государства. А именно — реинкарнируется в любой другой стране, возможно, не очень благосклонно настроенной к Китаю. В переводе с тибетского на язык политический это заявление означает, что в случае непредоставления Тибету независимости или по крайней мере автономии влияние Пекина на выбор следующего далай-ламы будет равно нулю, что равносильно объявлению Китаю религиозной войны.
Впрочем, Пекин такой расклад не страшит. Несколько лет назад высшие китайские партиерархи отыскали собственного панчен-ламу (второе лицо в иерархии ламаистской церкви), который согласно тибетской табели о рангах является ключевой фигурой при поиске новорожденного преемника. В начале прошлого года нынешний «живой Будда» сделал ответный ход, объявив, что 7-й ретинг-лама (он также участвует в поисках нового ламы) еще не переродился и тем самым не признал этого статуса за назначенным Пекином китайским ставленником.
Часовщик
Далай-лама подобно Папе Иоанну Павлу II (они несколько раз встречались) посетил многие страны Востока и Запада. Несмотря на протесты Пекина, его принимали в более чем 40 государствах. Политкорректность в отношении Пекина заставляет официальных лиц изыскивать неформальные пути для общения с этим выдающимся философом (всего он издал 17 книг) — встречаться «случайно» либо в нерабочее время. Случается и кое-что посерьезнее. К примеру, осенью прошлого года российский МИД отказал далай-ламе, который намеревался посетить Монголию, в транзитной визе. А теперь отказал во въездной.
Между тем протестов на смелый шаг Нобелевского комитета, вручившего в 1989 году далай-ламе премию за ненасильственный подход к освобождению Тибета от китайского господства, ни от кого, кроме Китая, не последовало.
Секрет популярности ламы прост — фанатичная убежденность в приоритете общечеловеческих ценностей. В своей знаменитой речи в 1973 году «Всеобщая ответственность и милосердие» он, в частности, говорил: «Сегодня мир стал теснее и еще больше зависеть от каждого. Национальные проблемы не могут быть решены одной страной. Ответственность за всех — это умение чувствовать страдания других людей так же, как вы чувствуете свои».
Два года назад на концерте Лучано Паваротти в Италии, обращаясь к публике, далай-лама призвал публику «проводить свою жизнь в постоянном счастье». Журналисты тут же потребовали пояснений: что есть счастье для верховного монаха Тибета? Тот долго отнекивался, а потом сказал: «Счастье — это способность исключить из головы такие вещи, как ревность, гордость, гнев, и заменить их всепрощением, терпением и самосозиданием…»
Впрочем, не чуждо иерарху и кое-что мирское. В обычной жизни, по признанию «живого Будды», он, наверное, был бы хорошим часовщиком. Как-то в молодости, вспоминает далай-лама, он тайно послал на рынок Лхасы слугу приобрести ему швейцарские часы Rolex и Omega. Первым делом он эти часы разобрал, посмотрел, как там и что, а после этого научился их ремонтировать. На вопрос, как ему, доселе не разбиравшемуся в сложном часовом механизме, это удалось, далай-лама отвечает уклончиво: «Ремонт часов — такое же тонкое дело, как политика».

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика