Религиозным святыням не только поклоняются — их безбожно крадут. И спрос на реликвии на мировом черном рынке возрастает день ото дня
Во всех мировых религиях кража реликвий, связанный с земной жизнью их основателей, признана самым страшным святотатством. Но не проходит и недели, чтобы в той или иной точке мира не пропадали такого рода раритеты. Самый последний и, пожалуй, самый скандальный инцидент произошел буквально на днях в Пакистане. Там из знаменитой мечети Бадшахи Масджид в Лахоре из-под пуленепробиваемого стеклянного колпака были похищены сандалии, которые, как гласит религиозное предание, принадлежали пророку Мухаммеду (в мечети хранятся еще две пары обуви пророка, а также прядь его волос). Полиция немедленно арестовала шестерых служителей мечети, обвинив их в святотатственной халатности. Как заявил следствию один из охранников святыни, он отошел ненадолго перекусить, а когда вернулся, обувь пророка исчезла. Хранитель реликвий муфтий Гулям Сарвар Кадри назвал это дерзкое похищение «самым страшным преступлением за всю историю Пакистана» и пообещал, что грабителей настигнет кара Аллаха. Тем не менее святые сандалии пока не найдены. Впрочем, как выяснили «Итоги», до сих пор не обнаружены и другие мусульманские святыни — рубашка и шапочка Мухаммеда, похищенные более двух лет назад в афганской провинции Логар. Прибывшие в Пакистан для расследования старейшины одного из афганских племен сообщили, что 6 февраля 2000 года 20 талибов прилетели на вертолете в селение, что в долине Мангал. Боевики ворвались в дом, где столетиями хранились эти святыни ислама, оскорбили женщин, находившихся в доме, и унесли реликвии. «Это грубейшее нарушение наших законов, — негодовали старейшины, — чтобы мужчины входили в дом, где находятся одни женщины!» Праведный гнев афганских старейшин не возымел действия — набожные студенты пакистанских медресе святыни так и не вернули. По одной из версий, реликвии находятся в частной коллекции… Креста на них нет Впрочем, мусульмане в этом отношении не одиноки. Христианские святыни похищают ничуть не меньше. Подчас на преступление людей толкали личные причины. Так, например, случилось с Платом Вероники — куском материи, на котором, по преданию, запечатлелся лик Иисуса, шедшего на Голгофу. С ХII до начала ХVII века Плат хранился в Ватиканской базилике Святого Петра. Но в 1608 году, во время реконструкции храма, реликвия исчезла. Как сообщают ватиканские хроники, Плат Вероники был украден женой проштрафившегося солдата, чтобы выкупить своего мужа из тюрьмы. Воровка отдала святыню некоему дворянину, который, согласно хроникам, передал Плат капуцинской братии аббатства Моноппелло в Италии. И лишь спустя четыре столетия, в сентябре 1999 года, немецкий ученый-иезуит Хайнрих Пфайфер смог с помощью современного оборудования доказать, что бородатый человек, запечатленный на Плате из Моноппелло, очень похож на того, кто изображен на знаменитой Туринской плащанице, которую многие считают погребальным покровом Спасителя, и что сам кусок ткани и есть та святыня, которая некогда хранилась в Ватикане. Нечто подобное происходило с Хитоном Христа, в который, по преданию, Иисус был облачен во время крестных страданий. Хитон представляет собой кусок материи пурпурного цвета размером 1,22 метра в длину и 0,9 метра в ширину со следами крови Спасителя. Святыня бесследно исчезала и вновь «обреталась» несколько раз. Предание гласит, что Хитон Господень неведомыми путями попал в конце IХ века в Византию. Позднее византийская императрица Ирина якобы передала его на хранение главе Священной Римской империи Карлу Великому. Последний в свою очередь передал реликвию своей дочери Теодраде, настоятельнице аржантейского монастыря Святого Дионисия в Ватикане… В 1984 году Хитон был украден, но через несколько недель возвращен. Причем воры так и не были установлены, а сами хранители реликвии ничего не рассказывают об обстоятельствах этого таинственного дела. После возвращения Хитон подвергли электронной экспертизе: была исследована частичка волокна, и результаты анализа подтвердили, что его состав соответствует составу тканей, производимых в Средиземноморье в эпоху раннего христианства. На всеобщее обозрение святыня будет выставлена не скоро — лишь в 2034 году. Символ России В многовековой истории краж религиозных святынь нередки случаи, когда банальная воровская корысть приводила впоследствии чуть ли не к межконфессиональным конфликтам. Это, в частности, произошло с одной из главных святынь православия — иконой Казанской Божьей Матери. Этот образ считают одним из символов России. Под ликом Казанской Богоматери громили поляков Минин и Пожарский. Кутузов ездил поклониться святыне, прежде чем вступить в борьбу с наполеоновскими армиями. Даже Сталин в 1941 году, во время наступления гитлеровских войск на Москву, приказал эвакуировать реликвию на самолете из столицы. А ведь речь шла всего лишь о копии. Подлинник к тому времени уже давно был украден. «Святотатство века» случилось в ночь с 28 на 29 июня 1904 года, когда, как было записано в полицейских сводках, «в результате кражи со взломом» из казанского Богородицкого монастыря была похищена чудотворная икона. Воры во главе с неким Чайкиным были найдены быстро. Сама же икона, по словам преступников, которых «попутал бес», была ими разрублена топором и сожжена в железной печке во дворе дома купца Шевлягина в Академической слободке. Но на самом деле, как потом оказалось, икона была не сожжена, а спрятана. После Октябрьской революции Шевлягин благополучно ее продал. Таинственным лицом, купившим у купца чудотворную, был миллионер из Южной Африки, некий Солли Джоэл, проживавший в Лондоне. В 1950 году Джоэл перепродал икону еще одному коллекционеру-укрывателю Митчеллу-Хаджесу, который «запер» святыню в своем замке на севере Англии. После смерти Митчелла икона по наследству перешла к его дочери Анне. В начале 1970 года директор Центра католической русской церкви священник Карлос Патцелт выкупает икону у Анны Митчелл-Хаджес и передает ее в португальский храм в Фатиме, созданный на месте видения Пресвятой Девы Марии. В 1982 году, после покушения на Папу Римского, русская святыня, как было сказано в дарственных бумагах, «на законном основании» была передана в Ватикан Иоанну Павлу II. Сам Папа вроде бы не против того, чтобы передать русскую святыню Московской Патриархии, но при условии, о котором там пока и слышать не хотят: понтифик хотел бы лично привезти икону в Казань. Впрочем, некоторые российские историки считают, что и в Ватикане хранится не подлинник иконы, а лишь один из ее старинных списков. Средневековая традиция Специалисты сегодня подвергают сомнению подлинность едва ли не всех главных христианских святынь. Правда, среди них есть такие, святость которых не оспаривается по одной причине — их никто из ныне живущих в руках не держал. Тем не менее легенды об их существовании весьма живучи и заставляют охотников за религиозными сокровищами пускаться на головокружительные авантюры. Самый яркий пример тому — чаша Святого Грааля. Чаша часто упоминалась в рыцарских легендах. По преданию в эту чашу Иосифом Аримафейским была собрана кровь Христа, пролитая Искупителем на Голгофе. Именно поэтому чаша считалась источником жизни и бессмертия. По одной из версий чашей долгие годы владел Тевтонский орден и она якобы была утрачена в 1242 году в битве на Чудском озере с войском Александра Невского. По другой — чашей владели катары, которых Папа Римский в XIII веке назвал еретиками и объявил против них Крестовый поход. Последним пунктом обороны катаров были маленький городок и крепость на юге Франции — Монсегюр. Именно там, по преданию, хранилась чаша Святого Грааля. В ночь перед штурмом трое катаров незаметно покинули крепость, унося с собой священную реликвию… Дальше ее следы потерялись. Кстати, сокровищами катаров, дарующими магическую силу их обладателю, живо интересовались идеологи национал-социализма. По одной из версий в1931 году в Монтсегюр отправилась экспедиция во главе с археологом, мистиком и фанатичным нацистом Отто Раном. Тщательно обследовав крепость, в одной из потайных комнат он будто бы нашел сокровища короля Дагобера и чашу Святого Грааля, передав последнюю высшему нацистскому руководству. Французский ученый Жан-Мишель Ангебер в книге «Гитлер и традиции катаров» пишет, что драгоценный сосуд переправили в Пруссию, в охраняемый целой дивизией СС замок Вевельсбург, где чашу установили на мраморный пьедестал. В 1945 году, перед капитуляцией Германии, чаша якобы пропала из замка. Где она сейчас — и была ли она вообще! — история умалчивает… Сбор «клюквы» Средневековая традиция в современном мире успешно прижилась. Спрос на религиозные святыни среди коллекционеров и богатых прожигателей жизни по-прежнему велик. По данным «Итогов», специалистам известно по крайней мере о десяти частных черных коллекциях, где собраны краденые святыни. Это, как правило, древние манускрипты, частицы мощей, исторические реликвии, связанные с земной жизнью основателей мировых религий, предметы культа. Кстати, по одной из версий в советские времена западные коллекционеры буквально осаждали запасники отечественных музеев, где порой без всякого учета хранились реквизированные у церкви святые мощи. И сегодня воруют все, что может иметь хоть какую-нибудь ценность для коллекционеров. Вот лишь несколько самых свежих примеров. В феврале этого года вся Венгрия пребывала в шоке. На севере страны из протестантской церкви была украдена так называемая Вижойская Библия, получившая свое название по деревне, в которой она была отпечатана в 1590 году, и ставшая первым экземпляром Священного Писания, полностью переведенного на венгерский язык. В мире существует только 20 экземпляров Вижойской Библии, и стоят они огромных денег. В ноябре 2001 года один из экземпляров Библии был продан на аукционе в Лондоне за 100 тысяч долларов. Венгерские власти считают, что похитители украли Библию, чтобы продать ее в частную коллекцию. Тем не менее они назначили вознаграждение в три миллиона форинтов (около 13 тысяч долларов) за информацию, которая поможет задержать воров. Но пока никто не откликнулся на это обращение. Не меньший шок периодически испытывают и иудеи. Так, весной прошлого года из религиозной школы Денвера (США) был украден 200-летний свиток Торы (Пятикнижие Ветхого Завета). Пергаментная рукопись, которая оценивается в десятки тысяч долларов, была подарена школе одной еврейской семьей, которая несколько лет назад эмигрировала в Америку с Украины. Полиция до сих пор не обнаружила уникальный свиток. Не везет и французам. В этом году в ночь с 29 на 30 мая из церкви Нотр-Дам в городе Бонсон была похищена одна из наиболее известных национальных реликвий Франции — Черная Мадонна. Деревянная скульптура находилась в нише внутри храма и была защищена бронированным стеклом. Местные власти заявляли, что украденное не имеет цены, но цену, видимо, хорошо знали коллекционеры… Что касается воровства русских православных святынь, то достаточно взглянуть на сводки МВД, чтобы сделать грустный вывод: кража старинной храмовой утвари превратилась в повсеместное явление. К примеру, летом 1999 года из Никольского собора в Казани была украдена икона XIX века Казанской Божьей Матери. Это похищение сотрудники МУРа и УВД Казани поставили в ряд наиболее громких антикварных преступлений последнего десятилетия. Вора нашли. Им оказался бывший староста одного из сельских приходов Татарии некий Олег Кринкин. На допросе похититель сказал, что украсть икону стоимостью в полмиллиона долларов было весьма просто, ибо в храме она практически никем не охранялась. На вопрос: «Зачем он это сделал?» — вор спокойно ответил: «Да кутнуть захотелось». Украденную икону «кутила» успел пристроить в один из антикварных магазинов Москвы всего за 9 тысяч долларов. К счастью, реализовать святыню не успели. В СССР сей богопротивный промысел, или «сбор клюквы», как это называется на блатном жаргоне, расцвел еще в 70-е годы. В архивах МВД хранится многотомное уголовное дело N 364, в обвинительном заключении которого впервые был употреблен такой термин, как «организованная преступность». Тогда была ликвидирована преступная группа Анатолия Дейнеховского по прозвищу Петрович, совершившая десятки краж в церквах Московской, Владимирской, Горьковской, Костромской, Рязанской, Тульской и Ярославской областей. Следствие по этому беспрецедентному для того времени делу велось несколько лет и было закончено в феврале 1983 года. Говорят, что изъятых у банды ценностей было столько, что для их хранения пришлось использовать несколько служебных кабинетов на Петровке. Но большая часть реликвий «растворилась» либо на Западе, либо в «галереях» отечественных «серых коллекционеров». Некоторые ценности позже были найдены. В частности, удалось предотвратить продажу на аукционе «Сотби» редчайшей иконы «Житие Георгия со змеем» за полмиллиона долларов. Раритет вернули в музей Рублева.