Русская линия
Известия30.08.2002 

Любая церковь сегодня — это бизнес

В обычных общеобразовательных школах, расположенных на территории трех церковных епархий, введен обязательный предмет «Основы православной культуры». По согласованию между Министерством образования РФ и Русской православной церковью. Церковь все настойчивей выступает за то, чтобы и средняя, и высшая школа давала религиозное образование. Общество в горячем противостоянии: одни активно сопротивляются ново (старо?)введению, другие его торопят…
Газета дала слово и тем, и другим (тематическая страница «Обучены верить», 23.07.2002). И предложила членам Клуба продолжить разговор.
Отклики посыпались как из мешка. Обстоятельные, иногда очень эмоциональные, но чаще холодно-рассудительные. 207 писем! На сегодня это абсолютный рекорд. Чтобы опубликовать их все и без сокращений, нам потребовалось бы 20 газетных страниц. Благодарим всех откликнувшихся! В полном объеме дискуссия выставлена на нашем сайте по адресу http://www.izvestia.ru/projects/izv_kforum.html.
Поразителен и характер дискуссии. Практически все члены Клуба — и верующие, и неверующие — против обязательного преподавания религиозных предметов в государственной средней школе. Хотя резоны у них разные.
У нас многоконфессиональная страна. И самая многочисленная «конфессия» — это атеисты. Конечно, есть мода на православие, ношение крестиков, стояние со свечками в церквях… Власти эту моду всячески поддерживают (даже личным примером). Тут все ясно. При помощи тех или иных догм не так уж трудно манипулировать общественным сознанием, а после краха марксистской догматики образовался определенный вакуум… Вот мы и наблюдаем непрерывное заигрывание с патриархами.
Мне же представляется, что следует различать три понятия: веру, религию и церковь. Вера — это внутренний мир человека: или в тебе есть чувство бога, или его в тебе нет. Религия же — некие формализованные правила, и дело верующего — подчиняться им или просто носить веру в себе. Церковь же присвоила себе право быть посредником. И «кто не слеп, тот видит», что эта организация живет на комиссионные.
Иными словами, в наши дни любая церковь — это бизнес. Именно экономическими соображениями можно объяснить войну между РПЦ и папой римским. Они же не воюют ни с мусульманами, ни с иудаистами, понимая, что у них совершенно разная паства (все мы в их представлении стадо овец). Отсюда и стремление РПЦ влезть в школы, обучать детей своим догмам. На мой взгляд, этому нужно решительно препятствовать: «Богу богово, а кесарю кесарево»!
Леонид БОЯРСКИЙ [boy@casper.che.nsk.su]
Никаких попов в светской школе!
Хочу высказать свое отношение к внедрению в школьное образование основ православия в самой резкой форме: никаких попов в светской школе быть не должно ни в коем случае! Допускается «История религий» — только как факультатив, только в светской одежде!
Мои младшие сыновья (близнецы, 11 лет) изучают православие вне школы, читают церковнославянские тексты, и им не надо объяснять содержание той или иной иконы, как и картины на библейский сюжет. Они с удовольствием поют в церковном хоре. Но они ничего бы этого не делали, если бы все это входило в школьное образование, даже факультативно, — по их собственному признанию.
Многие мои предки по отцу (см. Большую Советскую энциклопедию) были весьма серьезно оцерковлены. Дед по матери имел приход под Саратовом, а его братья были иереями. В советское время трудно было получить не искаженные антирелигиозной пропагандой знания о Святом Учении. Однако кто стремился, тот их получал. От дедов мне остались Библия, Евангелие и Ренан. Только в 13 лет, когда я стал интенсивно посещать музеи, я стал читать эти книги. То есть к религии я пришел через искусство. И считаю этот путь правильным. Поработав в Средней Азии, я волей-неволей взялся за изучение Корана, а проникнувшись творчеством Рериха, познакомился с основами индуизма и буддизма…
И все же я никогда не испытывал необходимости и желания быть оцерковленным в какую бы то ни было веру, хотя и крещен в православии.
В школе вся пионерская показуха если и не вызывала тошноту, то как минимум приучала к лицемерию. Думаю, то же самое будет и с основами православия.
Владимир ДЕБОЛЬСКИЙ [debolsk@aqua.lasr.ru]
Это чревато дискриминацией
Сходную проблему обсуждали и в Польше: включать в школьную программу «Катехизис», а главное — вносить экзаменационную оценку знаний учащихся по этому предмету в аттестат зрелости — или нет? Проект клириков был отвергнут как чреватый социальной дискриминацией по конфессиональному признаку. И это в стране абсолютного преобладания католицизма!
Роли Костёла и Церкви в новейшей истории двух народов даже сопоставить невозможно. В самые черные дни истории Польши ни у одного католика, думаю, не возникало чувство оскверненности своего храма и чувство собственной богооставленности. А русская православная Церковь не только не смогла противостоять большевизму, но и сама значительно советизировалась.
Александр РЕНАНСКИЙ [renan@ehu.by]
Где ты, православная мать Тереза?
Думаю, в руководстве РПЦ умные, даже очень умные люди. Они опасность раскола детей на наших и не наших предвидят. И идут на это вполне сознательно, хотя никогда в этом не признаются.
РПЦ шаг за шагом влезает в Государство. Свои часовни уже есть в учреждениях, воинских частях, даже при министерствах. Свой духовник — едва ли не у каждого министра, о чем они с гордостью сообщают. Но зато с больницами или хосписами плоховато.
Больницами РПЦ занимается как-то без энтузиазма. Конечно, вывески на больницах встречаются, но вот монашек-сестер милосердия или монахов-санитаров не видно. Куда как эффектнее зайти в больницу раз в году, одарить больных перед телекамерой бумажной иконкой и яичком, чем 365 дней в году выносить горшки. Не слышно, увы, о православной матери Терезе…
Зато под госкрыло РПЦ рвется, ох как рвется. Там комфортнее.
Там власть! Полагаю, мечта высших иерархов РПЦ — занять в государстве место Суслова, всемогущего и всевластного идеолога.
На пути к власти РПЦ нужны школы, а не больницы.
Нужна армия, а не Армия Спасения.
Нужны часовни в министерствах, а не бесплатные столовые для бедных.
Нужна цензура, а не свобода.
Но что нужно обществу?
Справедливости ради отметим, что любая преобладающая религия в любом государстве стремится занять властное место. Просто наученное опытом общество дает этим попыткам твердый отпор.
Сможем ли мы это сделать, научил ли нас чему-то наш горчайший опыт?
Одно утешает. Зная средний уровень школьных историков и местных священников, можно предвидеть, что они устроят из уроков православия такое махровое занудство… И на этой почве неизбежно расцветет здоровый атеизм. (Так 70-летнее изучение марксизма привило обществу стойкое отвращение к нему.) Но детей жалко.
В.СТОЛЯРОВ, Москва
А у руля встанут крещеные пацаны
Да, это настоящая чума. Дело даже не в том, что комиссары в черных рясах рвутся в школы. А в том, что, по всем признакам, запущен продуманный процесс сворачивания более-менее продвинутой технически цивилизации в России. Цивилизации, в которой мы прожили весь ХХ век.
Представим себе: проект обязательного религиозного воспитания в российских школах успешно внедрен! Что будет собой представлять через поколение Россия?
Хранительница святынь с ублюдочной трубопроводной экономикой? (У руля, конечно же, будут стоять правильные, «православные» пацаны.) «Настоящие» страны нам за нефть-газ дадут машины, самолеты, компьютеры, будут в космос пускать проветриться. Как экскурсантов!
А может, и не совсем так. Платкасто-бородастая истерика, вызванная нашей поистине космической гордыней, иссякнет естественным образом. И останется немереное пространство без современных городов и дорог, с оставшимся населением — очнувшимся, но уже безнадежно утратившим свое последнее достояние — драгоценную, бывшую энциклопедической (как раз по причине нашей ОТСТАЛОСТИ!) систему высшего академического образования…
А. ЯКУНИНСКАЯ, Санкт-Петербург
Рука руку моет
Кому это нужно? Ответ прост и ясен. Для РПЦ это необходимо. Для правительства — вопрос пока не решен, но движется в сторону «нужно» (что очередная глупость!). А для школы, то бишь для народа… Каковы вообще взаимоотношения народа и церкви сегодня? Для народа они таковы: прикажут крестить лоб и детей — будут крестить, прикажут громить и растаскивать — немедленно исполнят.
Так что вопрос автоматически переходит в плоскость «церковь -правительство». Каковы взаимоотношения этих огромных бюрократических организаций? Просты, как гвоздь! Сводятся к одному слову: взаимоподдержка. Рука руку моет. И вот читаем, к чему стремится церковь: сигаретки продать без пошлины на миллионы американских рублей, алкоголем торгануть, тоже без пошлины… Уму непостижимо, а ничего, все утерлись — и тишина!
Вопрос о взаимоотношениях любой организации с детьми — это вопрос морали. А морали сейчас нет. Нигде нет. Ни в церкви, ни в правительстве, ни в школе. Стало быть, все возможно.
Но я, конечно, категорически против.
Юрий ШПИТАЛЬНЫЙ [rtbo-main@mtu-net.ru]
Получим либо фанатиков, либо атеистов
Строго говоря, этот разговор лишний. Мы не Иран и даже не Польша, мы светское государство. Вот и все.
РПЦ все время пытается стать государственным институтом, это факт. Чего стоит общегосударственный праздник 7 января — Рождество Христово, это при многоконфессиональной-то стране и 70-летнем атеистическом прошлом. А если РПЦ еще и землю получит, то мы заполучим еще одного олигарха, который постепенно подомнет под себя всё и вся. Нельзя ее пускать в школу. Если пустим, то получим: либо абсолютно ни во что не верящих людей, либо фанатиков, которые будут бороться с любыми иными взглядами. Посмотрите на результаты исламского среднего образования…
Яан СИЛЬБЕР [silber@imail.ru]
Духовность по программе не выращивается
Школа не осталась нейтральной по отношению к религии: существование Бога отрицается, но вера в него не возбраняется. Вот пусть так все и остается. Я не верю, что в школах по программе может выращиваться в людях духовность, любовь и сострадание. А вот ханжество — может.
Да, после «отмены» коммунизма о душе порадеть некому, да, на месте веры — пустое место. Но на этом месте человек сам вырастит то, что ему нужно. А после того, как там потопчутся дежурные наставники, надежды на естественное развитие мало.
Руслан СУШОН [sushon@profaudit.ru]
РЕФОРМЫ ПО-СОВЕТСКИ
Авось наладится, авось устроится
Не разобравшись в общих вопросах, мы уверены, что готовы разрешить частную проблему. Что такое православие и какова его роль в жизни современного общества?.. Чему и как надо учить детей в школе?.. Ответить на эти вопросы трудно.
Проще реформировать школу «по-советски» — в надежде, что как-нибудь все устроится. Сколько уже мертворожденных курсов вводилось в школе — с расчетом, что они помогут решить общественные проблемы: «Этика и психология семейной жизни», «Мировая художественная культура» и др. С таким же успехом внедряется компьютеризация, экономика и «Основы православной культуры». Министру образования есть чем отчитаться перед президентом: ГИФО, единый госэкзамен, двенадцатилетка…
Но в жизни школы почти ничего не изменилось. Она остается авторитарной, ориентированной на механическое усвоение знаний, с учителями, которые замучены бедностью, новшествами и усиливающимся давлением бюрократии. Неужели это никого не пугает?
В. ПУЧКОВ [Puchkov_VM@rambler.ru]
КОРОТКО
Считать, что школьники смогут критически оценивать информацию учителей в рясах, по меньшей мере наивно. Это во-первых.
А во-вторых: государственные школы функционируют на наши деньги. Почему все налогоплательщики должны финансировать текущие нужды православной церкви? Знаю, что в США принято несколько решений Верховного суда, запрещающих прямые или косвенные бюджетные дотации на преподавание религии в учебных заведениях.
Кирилл МОЛОДЫКО [molodyko@hotmail.com]
В школе имеет право быть только «История религий» в рамках всемирной истории! Чтобы ребенок получил не слепую веру, а информацию к размышлению, чтобы понял, что не в обрядах суть, не 100 поклонов и 20 молитв искупают проступок, а добрые дела…
Дмитрий СЕМИН [semin@mail.ru]
Церковь отделена от государства. Точка. Конец предложения. Можно изучать любую религию в воскресных школах, факультативно, не задевая ничьих чувств и не создавая новых напряжений в обществе. В школе же можно ввести лишь небольшой курс «История религий»!
Яков КАЛЛЕР [yk0910@mailru.com]
РПЦ испытывает катастрофический недостаток молодых прихожан, но спускаться в народ считает ниже своего достоинства. Отсюда и проекты принудительного изучения православия в школе.
В. ЖАРИКОВ [echoo@beep.ru]
Меня пугает вероятность скачка из ХХI века в далекое прошлое и неизбежность усложнения и без того непростых межнациональных отношений. Конечно, изучение этого предмета возможно. Но вне школы. Для желающих. Как это организовать? Сие проблемы РПЦ.
Ф. ДУХОВНЫЙ [Fel.D@g23.relcom.ru]
1. Любой грамотный человек знает, что бога нет.
2. Я посещал храмы в Москве, Угличе и из бесед со служителями церкви вынес уважение к их искусству работать с людьми. Считаю, что религия нужна как фактор сдерживания эмоций и страстей, то есть функции религии психотерапевтические.
3. Мне 48 лет, я всегда презирал тех, кто разрушал храмы. Но если священнослужители заявятся в школу, то я возьмусь за оружие.
Александр КУДИНОВ [al.kudinov@mtu-net.ru]
Безнравственность детей. Да, это колоссальная проблема.
Но государство должно решать ее, не перекладывая все заботы на плечи родителей и ни в коем случае не отдавая детей церкви. Конечно, церковь готова под этим соусом внедриться в школу. И она тихой сапой это делает. И уже давно — примерно лет десять.
А. ИВАНОВА, Санкт-Петербург
Основной закон не догма — если народ решит, к нему можно и поправку проголосовать. Но! Покажите мне такую страну, где предлагаемая идея реализована на практике. Я знаю Северную Ирландию, Югославию и еще некоторые. Нет уж, спаси и сохрани.
А. БЕЙЗЕЛЬ [beisel@uiggm.nsc.ru]
Россия пытается вступить на путь современного развития. В этой ситуации православная церковь становится тормозом: ее идеологическая база обращена в прошлое, а не в будущее. И попытки получить «госзаказ» только демонстрируют слабость ее позиций. На игры государства и церкви смотреть очень печально…
Андрей КОЛЕСОВ [akolesov@online.ru]
Религия — дело семейное. Растите своего ребенка в каком угодно духе, хоть синтоизма или язычества! Главная же задача школы — воспитать свободного, образованного, уважающего себя гражданина. Только сообщества свободных людей и создают процветающие государства.
Валерий ПЕТРОВ, Геленджик
Я приняла крещение. Но предпочла бы не отдавать ребенка в школу с обязательным предметом «Основы православия», не рекомендовала бы ему ходить на факультатив. Потому что церковь как институт очень далека от церкви как «невесты Христа». И любой ее представитель в качестве преподавателя будет недемократичен и нелоялен.
Анна КРЮЧКОВА [kranna@yandex.ru]
На местах это очень деликатное дело упрется и в ретивого учителя, который выставит за порог ученика-иноверца, и в не шибко далекого батюшку… Будут детские слезы и детская боль. Так неужели это возможно и благое намерение может быть выше слезы ребенка?..
Валерий АМИРОВ, Екатеринбург
Неужели человек не созрел для веселья? Неужели надо быть убогим? Я счастлив, что был свободен от поповской мишуры. Это великое наслаждение — зависеть только от своих воззрений! А мои ни на секунду не находились под влиянием попов или вождей.
Альберт КРАСИЛОВ [krasilov@galaktika.ru]
РПЦ сама нуждается в реформе: служба идет на непонятном древнеславянском языке, эта абсурдная приверженность старому стилю и т. д. Вот над этим и работайте. А детей с их неокрепшими душами не троньте!
В. ПРЯНИШНИКОВ [wadim@moguntia.ru]
В школьной программе должен быть курс, который будет давать знания не только о православии, но и католицизме, исламских течениях, буддизме и т. д. Мирное сосуществование невозможно, если вы не знаете, что составляет основу жизни вашего соседа.
Екатерина АРИСТОВА, Салем, США
Православное образование в школах — нонсенс. Как, например, оценивать знания — с помощью контрольных, угадаек-тестов? Будет ли считаться ошибочный ответ ученика ересью? Из каких фондов будут платить зарплату учителям-религиоведам? И т.д. и т. п.
Роман СУРМА [sur@loniir.ru]
Кто-то верит, кто-то нет, но отвечать на экзаменах надо правильно. А как правильно, если нет единства не только среди основных течений христианства, но и среди самих православных? Общественные науки — самые неточные. То, что вчера было истина, завтра — ложь. И наоборот. Или детей со школы будем приучать ко лжи?
Александр ВАН-ХО-БИН [vanhobin@mail.ru]

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru