Русская линия
День (Киев) Клара Гудзик31.08.2002 

Церковный Новый год

В сентябре христианские церкви празднуют начало Церковного нового года (Индикт). Одни — по новому стилю, то есть 1 сентября, другие — по старому (14 сентября). Начало Нового года связывается с Пятикнижием Моисеевым — с первыми строками Библии: «В начале Бог создал Небо и землю». Речь идет о создании нашего мира, как его подает Ветхий Завет. Кроме того, по преданию, именно в это время года началось земное служение Иисуса Христа — после Крещения и искушения дьяволом в пустыне.
Первый праздник церковного года — Рождество Богородицы (21 сентября по новому стилю), а последний — Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). Это два больших двунадесятых праздника христианского календаря — символы рождения и окончания годового цикла.
Часть православных церквей отмечает Новый церковный год по новому календарю; среди них — греческие православные церкви. Привлекает внимание обращение архиепископа Деметриуса, главы Греческой православной церкви Америки (Вселенский патриархат) к своей пастве в связи с этим праздником, где речь идет не только о церковных делах. Важно и знаменательно то, что архиепископ Деметриус связал древние библейские события Священной истории с весьма современной проблемой, а именно — с защитой окружающей среды.
Архиепископ упоминает, в частности, тот факт, что Вселенский патриарх Варфоломей I определил 1 сентября как День защиты природной среды — небес, земли, воды, растений и зверей, созданных, по Библии, в первую неделю Нового церковного года, когда «Бог — в своей бесконечной любви — передал всю природу в подарок человеку». Тому самому человеку, который, может, и не был достоин такого подарка, потому что далеко не всегда использовал его во благо. Особенно в новейшей истории. В одном псалме Давида сказано: «Когда вижу Твои небеса — дело пальцев Твоих, луну и звезды, что Ты установил — то что есть человек, что Ты помнишь о нем?»
Известно, что Вселенский патриарх Варфоломей I — всемирно известный деятель в области защиты природы на планете. Этим летом, например, по его инициативе состоялся симпозиум на Адриатике, где ученые, религиозные лидеры, политики и журналисты разных стран собрались для обсуждения стратегии защиты воды («И назвал Бог сушу: „Земля“, а воду: „Море“. И увидел Бог, что это хорошо (получилось)».
Архиепископ Деметриус напомнил своей пастве — греческой общине Америки, что православные люди являются частью высокоразвитого технологического общества и потому обязаны воспитывать в себе ответственность за природу, поднимать свой голос в ее защиту. Он подчеркнул, что причастность Православной церкви к делам защиты окружающей среды означает конкретные дела — каждый приход должен быть частью экологического движения. «Как христиане, мы должны заботиться о своем собственном окружении, заботиться о природе вокруг нас и решительно вмешиваться в тех случаях, когда на наших глазах происходит деградация природы, когда загрязняются воздух и воды в местах, где мы обитаем. В день начала Нового церковного года стоит еще раз вспомнить, что природа — это благородный подарок Бога человеку и что мы призваны отвечать за его сохранение».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru