Русская линия
Русская мысль П. Сахаров31.01.2002 

Паломники мира
Межрелигиозный День молитв о мире

24 января в итальянском городе Ассизи, слава которого связана прежде всего с именем св. Франциска Ассизского, по инициативе Папы Римского Иоанна Павла II состоялась встреча представителей различных христианских конфессий и нехристианских религий по проблемам миротворчества. В сводках информационных агентств об этом событии можно заметить на разных языках одно и то же слово: «беспрецедентный. Да, по представительности своей День молитв о мире оказался беспрецедентным: в нем приняли участие более 250 религиозных деятелей, представляющих самые разнообразные вероисповедания.
Подобная миротворческая инициатива стала прямым ответом на события 11 сентября и последовавшие за этим изменения на международной арене. Не менее важным поводом к ней послужило осложнение обстановки в Святой Земле. В складывающейся ситуации Католическая Церковь стала явственно осознавать необходимость не только усиленных молитв о мире, но и углубления диалога между христианами и мусульманами. В разных концах мира все чаще стали звучать тревожные заявления о том, что начинается глобальное и неотвратимое столкновение двух цивилизаций — западной (христианской в своей основе) и мусульманской. Это подогревалось тем, что на Западе нередкими стали суждения, иногда принадлежавшие даже весьма авторитетным христианским деятелям, об изначальной агрессивности ислама, якобы заложенной в самом его вероучении.
На таком фоне Иоанн Павел II в конце ноября минувшего года выразил намерение пригласить представителей различных религий в Ассизи (где подобная встреча уже проходила однажды, 15 лет назад), «чтобы помолиться о преодолении противостояния и развитии подлинного мира. В частности, хотелось бы, чтобы христиане и мусульмане вместе провозгласили всему миру, что религии не должны становиться поводом для конфликтов, ненависти и насилия. Кто поистине принимает в себя слово Бога, благого и милосердного, не может не исключить из своего сердца всякое проявление ненависти и вражды. В этот исторический момент человечеству нужно увидеть жесты мира и услышать слово надежды.
Число откликнувшихся на приглашение Иоанна Павла II превзошло все ожидания. С одной стороны, на встречу приехали представители весьма большого числа христианских Церквей и церковных общин. Там были представлены почти все поместные Православные Церкви, из них три, Константинопольская, Антиохийская и Албанская, — в лице своих первосвятителей (кстати, Вселенский Патриарх Варфоломей I был одним из первых, кто поддержал начинание Папы). Московский Патриархат направил в Ассизи митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима и двух епископов. Присутствовали также представители нескольких Восточных Православных Церквей (в т.ч., Армянской Апостольской), англикан, лютеран, реформатов, методистов, баптистов, пятидесятников, меннонитов, Армии спасения, квакеров и других христианских деноминаций.
С другой стороны, на встречу прибыли многочисленные представители нехристианских религий: иудаисты, мусульмане, буддисты, индуисты, джайнисты, сикхи, зороастрийцы, конфуцианцы, синтоисты, последователи японской религии тенрикё, а также традиционных религий Африки.
Сначала все участники Дня молитв о мире собрались в Ватикане, откуда утром 24 января вместе с Папой, иерархами и другими деятелями Католической Церкви на специальном поезде направились в Ассизи. Там, разместившись под открытым небом перед нижней базиликой Св. Франциска, делегаты выступили со своими «свидетельствами в пользу мира. После этого к собравшимся обратился Иоанн Павел II:
«Мы приехали в Ассизи как паломники мира. (…) Мы хотим внести наш вклад, чтобы рассеять тучи терроризма, ненависти, вооруженных конфликтов — тучи, которые в последние месяцы особенно сгустились на горизонте человечества. Поэтому мы хотим выслушать друг друга, что уже само по себе (…) есть знак мира. Уже в этом — ответ на тревожные вопросы, которые нас волнуют. Уже это послужит рассеиванию мрака подозрительности и недоверия. Мрак не рассеивается с помощью оружия — для этого нужно зажечь свет.
Призвав верующих различных религий по примеру Франциска Ассизского вознести хвалу Богу за все Его дары, Папа продолжил:
«Изо дня в день мы не перестаем удивляться многообразию проявлений человеческой жизни: начиная с полярности мужской и женской природы и заканчивая множеством отличительных черт, свойственных различным культурам и традициям, образующим многообразный и многогранный языковой, культурный и художественный мир. Это многообразие призывает нас дополнять друг друга посредством сравнения и диалога, дабы все стали богаче и счастливее. Сам Бог заложил в человеческое сердце инстинктивное побуждение жить в мире и согласии.
Говоря о мире, Иоанн Павел II напомнил о том, что он должен опираться на два столпа: стремление к справедливости и готовность прощать. «Трагические конфликты, — продолжил он, — зачастую происходят из-за неоправданного объединения религии с националистическими, политическими, экономическими или другого рода интересами. Мы еще раз, вместе с собравшимися здесь, утверждаем, что тот, кто использует религию для разжигания насилия, противостоит самой глубокой и подлинной духовности. Поэтому необходимо, чтобы люди и религиозные общины продемонстрировали четкий и радикальный отказ от насилия — от всякого насилия, начиная с той его формы, которая, претендуя на религиозность, прямо взывает к священному имени Бога, чтобы оскорбить человека. Оскорбить человека — это, в конечном счете, оскорбить Бога. Никакая религиозная цель не может оправдать практику насилия человека над человеком.
Подводя итог размышлениям о Боге как источнике справедливости и мира, Папа коснулся первостепенного значения молитвы в деле созидания мира: «Молиться не значит убегать от истории и проблем, которые она выдвигает. Наоборот, это значит встречаться с реальностью не в одиночку, но с силой, идущей свыше, с силой истины и любви, высший источник которой — в Боге. Религиозный человек, встретившись с проявлениями зла, знает, что может рассчитывать на Бога — абсолютное Добро; знает, что может просить у Него мужества, чтобы преодолеть трудности, даже самые суровые, с чувством личной ответственности, не поддаваясь фатализму и импульсивным реакциям.
После этого призыва Иоанна Павла II начались собственно молитвы о мире. Вполне естественно, что ввиду различия религиозных представлений исповедники различных религиозных традиций совершали эти молитвы раздельно. Однако христиане разных конфессий молились вместе в нижней базилике Св. Франциска. Мусульмане собрались в пристройке капеллы Брата Илии. Зороастрийцы молились под открытым небом, что позволило им зажечь ритуальный огонь. Иудеи заранее попросили организаторов встречи предоставить им для молитвы никогда не освящавшееся христианами помещение. Следует добавить, что из других помещений, предназначавшихся для молитвы нехристиан, тоже предварительно были вынесены христианские изображения и символика.
По окончании молитв участники встречи вновь собрались в полном составе для принятия заключительной декларации. Монахи-францисканцы вручили собравшимся масляные светильники, после чего был зачитан текст декларации. Это были тезисы совместного обязательства в деле поддержания и развития справедливости и мира во всем мире. Тезисы оглашались представителями различных религий на разных языках. Заключительную часть текста прочитал Папа.
Вечером того же дня в Ватикане, в одном из залов Папского дворца, для участников был устроен ужин, который — дабы не подвергать никого из приглашенных опасности нарушить нормы своей религии — был абсолютно вегетарианским и безалкогольным.
По материалам агентств «Zenit. и «Благовест-инфо.
Москва

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика