Не все татарские чиновники хотят, чтобы в центре Казани раздавался колокольный звон
Пожалуй, только любители старины да специалисты по истории православия знают, что визитная карточка Казани — красная колокольня на улице Баумана — это оригинальный храм, освященный в честь Третьего обретения главы Иоанна Крестителя, где на нижнем этаже размещались церковные лавки и небольшая часовенка, а на втором шла служба. Вместе с Богоявленской церковью, расположенной сразу же за храмом и еще четырьмя двухэтажными строениями, включая церковную школу и жилой дом для церковнослужителей, все это составляло единый ансамбль в самом центре столицы Казанской губернии и вместе с землей являлось собственностью Православной Церкви. Зато православным, да и не только им, памятен крестный ход в девяносто первом за возвращение храмов верующим, в том числе Богоявленской церкви и храма-колокольни. Самый многолюдный и зрелищный. История возвращения православных храмов, равно как и мечетей, особенно возведенных мусульманами дворянских кровей и являющихся памятниками исламской культуры и архитектуры, заслуживает отдельного рассказа. Достаточно сказать, что доведенные до отчаяния мусульмане шли на захват мечетей. И держали осаду. А против экс-муфтия Габдуллы-хазрата, обвиненного в том, что подбил шакирдов на противоправные действия, было возбуждено уголовное дело, и нервы ему тогда потрепали изрядно. Православные на захват не шли, а терпеливо, годами хлопотали о возвращении. С большим трудом по истечении пяти лет верующим вернули-таки Богоявленскую церковь, но без колокольни. Так было и с Ивановским монастырем, расположенном под Казанским кремлем, когда его также вернули верующим, и также без колокольни. Позицию официальных властей тогда уже провозгласившей суверенитет республики озвучил бывший министр культуры Марсель Таишев, заявив, что он как татарин не может допустить, чтобы в центре Казани звучали православные колокола. Километрах в пятидесяти от Казани, в лесу, в Раифском монастыре, посещение которого включают в культурную программу визитов высокопоставленных чиновников, демонстрируя толерантность татарского народа, православные колокола звучат превосходно. Однако не в лесу живем… Ивановскому монастырю какое-то время спустя колокольню все же вернули. А судьбу храма в честь Третьего обретения главы Иоанна Крестителя власти решили, что называется, от лукавого. Воспользовавшись тем, что в Богоявленской церкви в 1873 году был крещен младенец Федор Шаляпин, они часть православного ансамбля отдали под мемориал. В рекордные сроки установили рядом с храмом скульптуру певца. Снесли верхнюю и самую ветхую часть одного из принадлежащих церкви зданий, оборудовав подвальное помещение под кафе «В гостях у Шаляпина», а в храме-колокольне, на втором этаже, где прежде проходила служба, разместили Музей Федора Шаляпина и одновременно концертный зал мест на двадцать пять. Конечно, были и остаются варианты: там, где сегодня кафе, можно устроить полноценный концертный зал и музей знаменитого русского баса и назвать все это «В гостях у Шаляпина», который был не только православным, но глубоко верующим и такому кощунству, как концерты, в том числе и эстрадные, в православном храме всем сердцем воспротивился бы. Другое дело, что храм этот все еще принадлежит государству. Если государство, не уважая собственные законы, запрещающие устройство питейных и прочих увеселительных заведений рядом с культовыми зданиями и сооружениями, вознамерится завтра открыть рюмочную, рюмочная будет открыта… Получив Богоявленскую церковь, ее настоятель отец Олег устроил на первом этаже храма-колокольни церковную лавку, ибо все это единый церковный комплекс. Причем ведь это была не просто лавка, а часовенка, где были установлены иконы. Вот перед ними отец Олег и затеплил лампады, чтобы человек, спешащий по своим мирским делам по главной улице Казани, особенно в вечернее время, когда закрыта церковь, мог зайти и поставить свечку… В этом году 7 июля отслужили здесь молебен в память Третьего обретения главы Иоанна Крестителя, тем самым напомнив о претензиях верующих на храм, а 12-го под предлогом того, что необходимо провести реставрационные работы по укреплению фундамента, часовенку вместе с церковной лавкой закрыли. До 30 августа. В течение этого времени префектура «Казанского посада» намеревалась якобы «прорубить лаз из церковной лавки в подвал». — Мы обратились за консультациями, — рассказывает отец Олег, — и строители нас заверили, что нет нужды прорубать лаз, потому что проход в подвал есть. Более того под полом лавки находится сводчатый потолок, а свод трогать нельзя: вынь один кирпич — и все посыплется, ибо свод сам себя держит. Так и случилось: ничего там не вскрывали. Нас просто выгнали. Прошло полгода, и префектура объявила, что лавку-часовню вернут при условии, что церковь будет платить налоги. Согласно Российскому законодательству, у церкви — льготы по части налогов, ибо фактически церкви до сих пор принадлежат государству — их возвращают в пользование. В принципе государство на правах владельца должно было бы, прежде чем возвратить, капитально отремонтировать все культовые здания и сооружения. Поскольку у государства нет такой возможности, церковь и освободили от налогов. Чиновники, конечно же, должны знать, на каких условиях государство строит свои взаимоотношения с церковью… Должны, да только не казанские. Эти даже грамотное написание своей префектуры — «Казанский посад» — одолеть не способны. В последнем слове обязательно напишут два «а» и два «с». Православную Церковь от Протестантской не отличат. Так что пришлось церковникам попросить в налоговой инспекции подтверждающий документ. И все-таки лавка до сих пор закрыта, и лампады пред иконами часовенки потушены. Год назад перед Рождеством президент Шаймиев встречался с представителями православного духовенства. Тогда был поставлен вопрос о возвращении Богоявленской церкви домов ее причта. И президент дал команду: «Дома вернуть!» Дома не вернули, а отцу Олегу казанские чиновники вежливо разъяснили, что «у Богоявленской церкви нет средств, чтобы их отремонтировать». Зато есть спонсоры, и не один, готовые вложить средства в благое дело. А чиновникам «Казанского посада», расположенного в исторической части города, следовало бы знать, что Богоявленскую церковь, храм-колокольню и дома — весь этот ансамбль, слава богу, включили в список памятников архитектуры, реставрацию которых в рамках подготовки празднования 1000-летия Казани взялась профинансировать федеральная власть. Настоятель, памятуя наказ президента, проявил настойчивость. А наказ, обращенный непосредственно к отцу Олегу во время той рождественской встречи, был такой: «Не допустите, чтобы дома ушли на сторону. Место очень завидное, и желающих все это прибрать будет много… « — На днях пришла женщина, — рассказывает отец Олег, — и попросила освободить помещение, поскольку она этот дом уже давно взяла в аренду с правом выкупа и намерена реализовать свое право. Разумеется, я сказал, что мы костьми ляжем, но будем защищать свои права. Есть указание президента. Правда, на той встрече мэра не было, а был его заместитель Мурад Гадельшин. Есть с кого спросить. Казань