Уступка даже пяди палестинской земли здесь рассматривается как предательство веры
Новое обострение ситуации на Ближнем Востоке грозит окончательно похоронить надежды на примирение между палестинцами и израильтянами, порожденные было призывом к прекращению огня, озвученным главой Палестинской национальной администрации Ясиром Арафатом в телеобращении от 16 декабря. Радикальная палестинская оппозиция, в том числе движение «Исламский джихад», заявившее поначалу о своем временном отказе от вооруженной борьбы, вновь возвращается к методам интифады. Американский политолог Храир Декмеджан насчитал 175 организаций «политического ислама» на Ближнем Востоке. 120 из них имеют радикальную направленность. К числу последних, как известно, и относится движение «Исламский джихад». «Джихад» изначально выступал резко против мирного урегулирования «на условиях, выгодных израильской стороне», именно таким образом характеризуя соглашения, заключенные в Осло в 1993 г. «Исламский джихад» был основан группой радикально настроенных исламистов, которые в начале 1960-х годов вышли из весьма влиятельной в Египте нелегальной мусульманской организации «Братья-мусульмане». «Джихад» никогда не питал ни малейшего уважения к ООП, считая ее порождением Лиги арабских государств, а Ясира Арафата ставленником египетского президента Гамаля Абдель Насера. Основные положения программы движения сводятся к следующему: 1. продолжение джихада против евреев, сопротивление договору, подписанному в Осло, и нормализации отношений между Израилем и исламской нацией (общемировой мусульманской общиной — уммой); 2. отказ от любых выборов, крышей для которых станет договор в Осло; 3. принципиальное непризнание ООП, даже если она очистится от «продажных элементов»; 4. ислам — это образ жизни, источник силы и продолжения джихада. Если говорить об отношениях с другими организациями палестинской оппозиции, то «Джихад» стремится в первую очередь к сближению с ХАМАС. Отношение «Джихада» к правителям арабских государств однозначно: все они безбожники. Идеологическим отцом «Джихада» был Саид Катб, один из лидеров «Братьев-мусульман», который провел более 10 лет в насеровских тюрьмах, где подвергался пыткам. Написанная им в тюрьме книга, опубликованная в 1964 г., тотчас же стала манифестом радикальных исламистов. Она провозгласила решительный отход не только от традиционной исламской доктрины, учившей преодолевать противоречия среди мусульманских правителей ради единства уммы, но также и от религиозно-идеологических догм «Братьев-мусульман». Саид Катб даже объявил насеровский режим «неисламским государством» — «менее исламским, чем монархический и даже британский Египет». Хотя в 1948—1951 годах Катб учился в США, он, как и многие другие радикальные исламисты, учившиеся в Америке, ненавидел эту страну, Запад и особенно евреев. Он цитировал в своей книге достопамятные «Протоколы сионских мудрецов» как «доказательство» того, что евреи всегда выступали «за материализм, животную похоть, разрушение семьи и общества». В Египте за свои взгляды его даже уволили с должности учителя государственной школы. Идеи Саида Катба составили философско-идеологический фундамент программы и деятельности «Исламского джихада». Асад Тамими и другие руководители «Джихада» считают себя учениками Саида Катба и разделяют его взгляды, неприятие заимствования арабскими режимами западной системы ценностей и мысль о том, что каждый, даже самый благочестивый мусульманин, должен участвовать в священной войне против «сатанинских сил». Так, Асад Тамими в своей книге «Разрушение государства Израиль — коранический императив» стыдит арабских националистов за потерю Палестины и «продажу» арабских жизней. По его словам, арабские массы были преданы светскими националистическими лидерами и теперь ни единство, ни жертвы не спасут их. Только ислам может принести моральное и политическое освобождение. «Нельзя надеяться на арабских лидеров, — утверждает Тамими. — Они агенты христиан и евреев, которые сотрудничали с Западом, чтобы создать государство Израиль. В результате была потеряна Палестина, отданная сионизму». Тамими упоминает о дискриминации евреев в средневековой Европе, но утверждает, что евреи «заслужили» эти преследования. Они владели банками, контролировали торговлю и отвечали своим преследователям «разрушением экономики этих государств с помощью обманов и коррупции, всюду сея раздоры и войну». По словам Тамими, оздоровительный процесс пошел только после исламской революции в Иране. Любовь Тамими к революционному Ирану легко объяснима: аятолла Хомейни финансировал «Исламский джихад». «Упадок Америки уже начался, — вещает Тамими. — Участившиеся ураганы и наводнения на юге США были знаками божьего гнева. 20% калифорнийцев больны СПИДом — разве это не свидетельство возмущения Бога?» Спонсируемый США «мирный процесс», по мнению Тамими, был «фарсом». «Исламский джихад» будет продолжать священную войну в Палестине. Прольются потоки крови ее мучеников, Израиль непременно будет уничтожен вместе с лакеями-коллаборационистами", — уверяет Тамими. Первые ячейки «Джихада» появились в Газе в 1979 году — в год, когда Хомейни пришел к власти в Иране. Идеи Хомейни, его акцент на «действиях» оказались гораздо более привлекательными для молодых палестинцев, чем осторожная и нерешительная стратегия «Братьев-мусульман». Хотя члены «Джихада» сунниты, им импонирует благоговейное отношение иранских шиитов к идеям джихада и мученичества. По их мнению, иранская революция доказала, что боевые отряды «шахидов» могут с помощью священной войны навязать исламский порядок даже превосходящим их в военном отношении странам. «Иранская революция, — заявил в одном из интервью шейх Тамими, — показала, что в наши дни ислам — это решение, а джихад — наиболее подходящее средство. А сердце борьбы ислама против Запада — это Палестина». Спонтанно вспыхнувшая в конце 1987 г. в Палестине интифада стала неожиданностью для израильтян, ООП и иорданцев. ООП пыталась взять восстание под свой контроль, создав для этой цели Объединенное национальное командование. Арафат пригласил войти в него «Братьев-мусульман» и «Исламский джихад», предложив всем объединиться. Последовал отказ «Исламского джихада». Отказался и лидер радикального крыла «Братьев-мусульман» шейх Ясин, который основал ХАМАС, претендовавший на руководство всеми политически активными палестинцами-мусульманами. По оценке израильских спецслужб, к 1987 г. число членов «Джихада», его сторонников и сочувствующих составляло от двух до четырех тысяч. Однако к середине 1988 г. «Джихад» охватил кризис. По ячейкам организации прокатилась волна арестов, в тюрьмы попало несколько его лидеров. Образование ХАМАС, в свою очередь, привело к новому расколу в среде палестинского сопротивления. Кроме того, организационная структура «Джихада», состоявшего из секретных и изолированных ячеек, плохо сочеталась с обширной сетью мечетей, школ, больниц и благотворительных учреждений «Братьев-мусульман». Создавалось неверное впечатление, что военным крылом последних является именно ХАМАС. В то же время к 1988 г. единственным серьезным противником ООП в Палестинском движении сопротивления остался ХАМАС. Согласие ООП присутствовать на Мадридской мирной конференции в октябре-ноябре 1991 г., где палестинцы были представлены совместной с иорданцами делегацией, привело к новым расколам среди участников палестинского сопротивления. В очередной раз раскололся и «Джихад». Соглашение в Осло от 13 сентября 1993 г. было единодушно осуждено радикальными исламистами, в том числе ХАМАС и «Исламским джихадом». Руководители «Джихада» издали специальную «фатву», в которой говорилось, что «любая уступка даже пяди палестинской земли может рассматриваться как отступничество от веры и предательство». Это привело к новому резкому обострению отношений между «Джихадом» и ООП. Создание ХАМАС, побочного продукта интифады, стимулировало сопротивление палестинцев на территориях, оккупируемых Израилем, и в самом Израиле. Публиковавшиеся в городе Умм-аль-Фахм, ставшем оплотом радикального исламизма, палестинские газеты и журналы печатали подробные обзоры хода интифады и призывали собирать пожертвования для семей палестинцев, брошенных в израильские тюрьмы. В этих изданиях публиковались поэмы и очерки палестинских авторов, а также письма, в которых израильтяне сравнивались с германскими нацистами, отрицался Холокост, а израильтян называли «новыми крестоносцами» и «учениками Сатаны». В этой прессе печатались также лозунги ХАМАС и «Джихада», самый популярный из которых был «Евреи! Помните о Хайбаре. Армия Мухаммада обязательно вернется!» (Хайбар — арабский оазис, где Пророк истребил евреев, бежавших из Медины). Как писала известная исследовательница политизированного ислама американская журналистка Юдифь Миллер, радикальные исламисты сделали ужасные тактические ошибки: это кампания против туризма в Египте, от которого зависят благосостояние и даже жизнь многих египтян, и убийства отказавшихся от чадры женщин и светских интеллигентов в Алжире, вызвавшие резкое неприятие массы алжирцев". Речь идет также о том, что «Исламский джихад» взял на себя ответственность за множество нападений на мирных израильтян. Одно из самых известных — нападение в январе 1990 г. на израильский туристический автобус около Каира, в результате которого 9 израильтян были убиты и 12 ранены. В октябре 1992 г., через несколько месяцев после того, как алжирское правительство отказалось признать победу на выборах Исламского фронта спасения (ИФС) и решило сокрушить радикалов силой, «Джихад» возобновил кампанию против туристов в Египте. Руководители исламистов в ближневосточных странах извлекли из алжирского опыта такой урок — не стоит рассчитывать на выборы и другие мирные пути к власти. Впрочем, из опыта крутых репрессий против радикалов в Сирии и Египте многие поняли, что поблажек им не будет.