Русская линия
Труд29.01.2002 

Доклад председателя ЦК Православной партии России В.В.Аксенова на IV съезде (г. Москва, 12 января 2002 г.)

Уважаемые делегаты и гости съезда!
28 марта исполнится ровно четыре года с тех пор, как на Учредительном съезде партии мы заявили о создании Православной партии России, о ее целях, обсудили ближайшие и стратегические задачи, определили формы и методы работы. Тогда же, а потом и на последующих съездах были определены место партии в сложной политической палитре и основополагающие принципы деятельности, позиции партии по важнейшим вопросам.
За это время жизнь не только не поставила под сомнение верность стратегических установок партии, но дала дополнительные аргументы в их пользу.
Православная партия России была и остается партией российского большинства, партией нормальных, здравомыслящих людей. Нам чужды и левые, и правые перегибы, любой социальный, национальный и религиозный экстремизм. Мы очень внимательно изучаем и так называемые центристские партии, в которых, особенно последние годы, завелось огромное количество людей, главное для которых — личный иммунитет. В результате нашу партию никому так и не удалось втянуть в сотрудничество с сомнительными личностями и организациями. Последний случай многим из вас памятен: это попытка некоторых сотрудников аппарата и региональных лидеров столкнуть Православную партию России со взвешенных позиций и передать на усиление полувоенных образований правых. Поскольку такие инициативы прямо противоречили Уставу и Программе, принятым на Учредительном съезде и к тому же являлись крайне опасной политической ошибкой, пришлось решать проблему кардинально. Ряд нестойких региональных руководителей был заменен более спокойными, разумными, а главное — ответственными людьми, отдельных членов партии попросили сдать партбилеты. В результате мы потеряли почти год, который могли бы потратить на нормальное партийное строительство, однако при этом избежали уготованной нам кое-кем участи пушечного мяса в недавних разборках между левыми и правыми.
Вы знаете на своем опыте, что властные структуры, из которых до сих пор не удается вычистить остатки олигархического правления, без особой симпатии относятся к Православной партии России. Однако благодаря нашей спокойной и взвешенной позиции эти силы ничего не могут с нами сделать. Максимум, на что их сегодня хватает — налет на офис, похищение партийных документов, разрыв договора о найме помещения. Православная партия России не поддается ни на крупные, ни на мелкие провокации и спокойно продолжает готовиться к выборам 2003 г. Нам нет нужды нервничать: мы у себя дома, и за свою жизнь уже не такое видели. Пусть сегодня нервничают те, кто до недавнего времени безнаказанно нарушал российские законы. В России человеческие жернова мелют медленно, но верно.
Как я уже отметил, нашим ближайшим ориентиром являются выборы в Государственную думу 2003 г. Не совсем верно было бы называть выборы целью, для нас это действенное средство распространения нашего мировоззрения и завоевания симпатии россиян. Группа депутатов от Православной партии России в Государственной Думе следующего созыва — тоже не самоцель, а возможность эффективно реализовывать положения Программы и прочих партийных документов. Кроме того, участие в выборах 2003 г. является хорошей проверкой партийной структуры на прочность и одновременно тренировкой перед выборами 2004 г.
Надо напомнить, что хотя партия не выдвигала партийных списков на последних думских выборах, отдельные региональные организации попробовали свои силы в мажоритарных округах и на выборах в органы местного самоуправления. В результате мы получили бесценную информацию о реальном отношении к идеям партии в регионах, о реакции властей и прочих политических организаций и даже начали составлять список приемов, которые будут использоваться нашими конкурентами против Православной партии России. Можно сказать, что список обвинений уже в целом составлен и вряд ли в ближайшее время серьезно пополнится: с выдумкой у этих господ оказалось слабовато.
Отмеченные еще на Учредительном съезде электоральные тенденции были поколеблены за прошедшие годы однажды: на выборах нового Президента России в 2000 г. Подавляющая часть всех остальных выборов в очередной раз продемонстрировала, что народ не верит ни левым, ни правым, ни самым говорливым «центристам». Даже использование всего набора грязных трюков и «черных политтехнологий», целиком взятого из англоязычных учебников, не помогло разбудить активность избирателей. Наоборот, в народе выборы стали окончательно ассоциироваться с выгребной ямой. Те же самые ассоциации теперь у многих избирателей и в отношении органов власти и самоуправления, выборы в которые отличались особой грязью.
В результате в представительных органах власти сегодня немалая доля «представителей», за которых проголосовало не большинство, а 10−20% реального электората, как правило, лиц старшего возраста, традиционно наиболее дисциплинированных и доверчивых. Это очевидное свидетельство необходимости нашего участия в выборах для восстановления в России принципов реальной демократии. Для нас это также свидетельство широчайших перспектив Православной партии России в 21-м веке.
Таковы наши ориентиры на ближайшее будущее, и они могут быть достигнуты совместной повседневной, упорной и осмысленной работой. Но коллективные усилия дадут свой положительный эффект, только если каждый из нас не только будет знать свой маневр, но и понимать его. Поэтому давайте, что называется, «сверим наши часы».
Смена первого лица государства, естественно, привела к смене политического вектора государства и должна быть политически нами оценена. Владимир Путин пришел к власти на огромной волне симпатий российского населения, что достойно уважения и должно учитываться при выработке нашего отношения к деятельности его нынешней администрации. Нельзя не отметить, что за два года пребывания на своем посту Путин показал себя жестким и прагматичным руководителем, что вкупе со справедливостью особенно ценится всем российским народом. При традиционном российском засилье бюрократии только сильный человек в состоянии обуздать чиновников и заставить госаппарат работать на общество. Нельзя сказать, чтобы у него уже получилось разгрести полученное наследство, однако нельзя забывать, что с бюрократическим аппаратом в демократическом обществе можно бороться только демократически, заставляя этот аппарат нормально работать. Костяк госаппарата принадлежит к прошлой эпохе, поэтому очевидно, что он мало заинтересован в собственном очищении и объективно настроен саботировать решения всенародно избранного Президента. Такая ситуация не позволяет нам с уверенностью отделить решения Президента от решений не до конца очищенной Администрации, однако народ интуитивно понимает, кто есть кто и сегодня поддерживает курс Путина на реформы.
Позвольте напомнить, что содействие государству в выполнении его обязательств перед народом, подчинение интересов чиновничества интересам общества записаны у нас в Уставе и Программе партии. Это решение мы с вами принимали, понимая, что предыдущую систему власти существовавшее положение дел вполне устраивало. Подавляющее большинство высших чиновников оставляли свои посты вовсе не потому, что злоупотребляли должностью, а по каким-то совсем другим основаниям. Сегодня, как мы и ожидали, политический курс несколько изменился: совсем уж отъявленных представителей класса правонарушителей начинают вылавливать и пока только расспрашивать. Те поговаривают о новом 37-м годе, однако народ не готов им сочувствовать. Не станем сочувствовать и мы. Наоборот: в полном соответствии с программными документами мы должны оказывать поддержку курсу Президента на очищение госаппарата от скомпрометировавших себя чиновников и продажных политиков, давно забывших об интересах народа.
Если говорить о политике Президента в тех или иных предметных областях, мы должны исходить из принципа «критикуешь — предлагай!». Наши специалисты с помощью ученых, привлеченных из различных научно-исследовательских организаций, уже разработали ряд программ по отдельным отраслям народного хозяйства и передали документы в соответствующие государственные организации, в том числе и в Администрацию Президента. Наши программы вызвали бурный отклик, в том числе и у представителей министерств и организаций, которых они касаются в первую очередь. Как вы понимаете, министерские были недовольны, зато остальные восприняли наши предложения очень серьезно. Сейчас готовятся новые аналогичные документы, чтобы, во-первых, мы могли вести предметный разговор с отдельно взятыми представителями власти, во-вторых, имея на руках комплект таких документов, мы сможем выходить к людям с программой реформ всей российской экономики и социальной сферы. Поэтому пока мы можем предметно критиковать лишь некоторые составляющие пробуксовывающей политики реформ. Впрочем, когда это в России реформы шли без пробуксовки?
Православная партия России может и должна посмотреть на проблему поддержки власти и с другой стороны. Если Россия пытается стать демократическим обществом, это значит, что россияне должны быть полноправными членами этого общества, настоящими гражданами своего государства. Не подданными очередного вождя и олигархической клики, а владельцами своей страны, чьи права неотделимы от обязанностей и ответственности. К сожалению, большинство населения пока не научилось пользоваться своими правами, полагая, что если что-то положено, значит, это должно быть им предоставлено. Нет, друзья, у нас, если что-то положено, значит, ты имеешь право за это бороться, организовывать других и совместно добиваться учета твоих интересов. Ожидать, будто объявленные сверху реформы что-то принесут отдельному человеку, — это типичная русская ошибка. Хотя старинная русская поговорка гласит, что «на бога надейся, а сам не плошай», мы до сих пор не сделали для себя должных выводов. Многие сидят и ждут, пока реформы дадут результат. А до того все сидели и ждали результата от перестройки.
Если хочешь, чтобы что-то было сделано, сделай это сам и не жди подарков от природы. Если хочешь реформ — начинай реформировать ту часть жизни, которая окружает лично тебя. Когда мы перестанем ждать подарков от власти и сможем жить и работать, как настоящее гражданское общество, наша страна станет демократической и чиновники будут опасаться не нового начальника, а внимательно слушать голос граждан страны.
Таким образом, сам вопрос о поддержке или неподдержке курса реформ и линии Президента, по большому счету, оказывается неправомерно поставленным. Он отдает иждивенчеством и признанием божественной сущности любого чиновника, от Президента до начальника ДЭЗа включительно. Давайте договоримся: государство призвано выполнять строго отведенные ему функции и не должно лезть не в свои дела. Для этого достаточно начать решать свои проблемы самостоятельно и не ходить к ним с просьбами по всякому пустяку. Это и будет наш курс реформ, наши реформы, которые мы постепенно проведем снизу и в своих интересах. Такой курс реформ мы поддерживаем.
Конечно, мы не можем совсем абстрагироваться от навязчивых услуг со стороны государства. Например, сегодня мы собрались в связи с принятием нового Закона «О политических партиях», в обсуждении и принятии которого мы участия не принимали. Однако, если мы исходим из признания сложившейся структуры власти, мы должны подчиниться и внести необходимые изменения в текст Устава. Без таких изменений мы не сможем принять участие в выборах 2003 г. в качестве самостоятельной политической силы.
Не можем мы абстрагироваться пока и от назойливого внимания некоторых государственных чиновников, которые уже дали нам понять, что постараются помешать перерегистрировать нашу общественную политическую организацию в политическую партию. Ну что ж, пусть пробуют, а мы их пригласим в суд за грубое нарушение Конституции и Закона «О политических партиях».
Отдельные господа из Администрации Президента и некоторых регистрирующих органов, что называется, из старых, дали нам понять, что мы религиозная организация или партия, организованная по конфессиональному принципу. Здесь они еще не решили окончательно, как безопаснее к нам подобраться. Очевидно, это будет их аргументом и на региональном уровне, поэтому остановлюсь на данном вопросе отдельно.
Православная партия России была и остается светской, мирской организацией, равно уважающей любой религиозный выбор человека, в том числе и атеизм. Не могут и не должны религиозные отличия служить разобщению людей. Все мировые религии выдвигают к своим последователям примерно одинаковые требования в области морали. В частности, все они учат людей человеческим отношениям друг к другу, взаимному уважению и терпимости. И даже там, где поголовная религиозность уступила место свободному осознанному выбору каждого человека, эти моральные кодексы остались необходимой основой общества.
Народ России, которая всегда была и остается многонациональной, многоконфессионной страной, тысячу лет сверяет свои поступки по традиционному для России моральному кодексу. Православная мораль давно уже не является религиозным понятием, теперь это основные правила взаимоотношений между людьми в обществе, которое хочет выжить и развиваться. Отсутствие единой морали, как и отсутствие единого для всех закона, ведет общество в пропасть насилия, и увеличение числа внутренних вооруженных конфликтов — далеко не самая страшная перспектива.
Ни у кого не вызывает возражений, что на единой территории должны действовать единые правовые и моральные нормы. Однако если можно принять практически любой свод законов, с моралью подобного не получится. Те правила взаимоотношений, которые признает большинство населения, и являются общественной моралью. В стране, где на протяжении 10 веков требования православной морали были основой существования всего общества, сегодня мораль может быть только православной. Того же требуют принципы реальной демократии: большинство населения определяет путь для общества в целом.
Политическая партия, которая ставит своей целью восстановление в России попранной православной морали, приближение законодательства к справедливости, преодоление множественности моральных стандартов и приведение зарвавшихся чиновников к единому знаменателю, может называться только Православной партией России. Как мы видим, религиозное и гражданское православие исходят из одного источника, но существуют в разной среде, по разным законам. Православная партия, которая отстаивает нормы гражданского православия, не является религиозной организацией. А чиновники, которые пытаются усложнить нам жизнь, боятся не нашего названия как такового, а возможного скорого применения к ним таких положений, как, скажем, «не укради».
Православная партия России, являясь светской, внерелигиозной организацией, имеет право поддерживать или отказывать в поддержке любым общественно значимым идеям, а также отдельным лицам и организациям, которые эти идеи отстаивают. Было бы странно, если бы Православная партия, разделяющая мораль большинства российского населения, не нашла общего языка с Православной церковью, которая отстаивает аналогичные жизненные ценности. Одним из наиболее важных факторов для развития такого взаимопонимания явилось принятие в августе 2000 г. Архиерейским Собором РПЦ эпохального документа — «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Появление такого документа означает, что церковь также ощутила опасную девальвацию духовных ценностей в современном российском обществе. Церковь сама призывает своих чад «к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности». Как видите, Православная партия России и Русская Православная Церковь одинаково смотрят на необходимость привнесения морали в нынешнюю систему государственного управления. Еще цитата из материалов Архиерейского Собора: «Существование православных политических организаций, а также православных частей более широких политических объединений воспринимаются Церковью как положительное явление, помогающее мирянам сообща осуществлять политическую и государственную деятельность на основе христианских духовно-нравственных принципов».
На наших встречах с его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, иерархами и представителями Московской Патриархии подчеркивалось, что Русская Православная Церковь разделяет нашу с вами тревогу за будущее России, что партии предстоит большая работа по формированию общественного сознания на основе духовных ценностей православия и исторических традиций России, достижению гражданского согласия, объединению усилий в целях консолидации российского общества. Было благожелательно отмечено и наше стремление всемерно содействовать проведению такой государственной политики, принципы которой совпадали бы с принципами православной морали.
В общем, я думаю, с чиновниками мы, так или иначе, справимся.
Теперь о ближайших задачах партии.
Главное — обеспечить качественный рост региональных отделений партии. Количественные показатели, конечно, важны, но мы пока вынуждены бороться не числом, а уменьем. Необходимо не просто набирать численность, как это будут делать прочие политические организации, чтобы перерегистрироваться. Требуется укреплять актив региональных отделений, принимать в члены или привлекать к сотрудничеству деятельных граждан, которые на практике подтвердили свое умение работать в сложных экономических и социальных условиях, не утрачивая при этом лучших человеческих качеств. Такой актив должен стать ядром избирательных кампаний ближайшего будущего. Здесь следует особо подчеркнуть, что мы больше не можем себе позволить благодушия в отношении лиц, нарушающих партийную дисциплину. Мы должны иметь в любой ситуации возможность положиться на любого члена партии, как на самого себя. Если такой уверенности нет, значит, у нас нет прочного тыла, и мы не готовы заниматься реальной политикой.
Говоря об укреплении региональных структур, мы должны иметь в виду не только центральный партактив, актив того или иного субъекта Федерации, но и развитие сети организаций в городах и районах.
Региональные организации должны обратить внимание и на подбор кандидатов для участия в выборах как федерального, так и регионального значения. Главное здесь — личные качества кандидата, а не его нынешняя партийность. Человек может вступить в Православную партию России, может быть согласованным кандидатом от нескольких организаций, а может быть беспартийным. Формальные моменты важны для определенных целей, суть важна всегда.
Очень серьезным является вопрос сотрудничества с другими партиями и организациями. Однозначно отпадают все экстремистские организации, однако и принадлежность к «центру» сегодня ни от чего не гарантирует: остатки прошлых элит, которые цепляются за ускользающее влияние, концентрируются сегодня именно в середине политического спектра России. Именно отсюда к нам будут закатывать «троянских коней» и ждать, пока мы поддадимся на эту уловку.
И еще об одном важном вопросе. Надеяться на широкое освещение нашей деятельности в СМИ нереально. Пока средства массовой информации контролируются с помощью денег остатками прошлой элиты, с этой стороны следует ожидать враждебных выпадов. Однако у нас уже есть положительный опыт, который позволяет развивать сотрудничество с газетами, радио и телевидением в нужном нам ключе. В целом ряде регионов партийные руководители проявили свое умение решать свои проблемы самостоятельно, не дожидаясь чудес. Они установили тесные контакты с журналистами, руководителями и владельцами региональных СМИ, интернет-провайдерами, подобрали спонсоров и сегодня имеют гарантированные каналы распространения информации. Кстати, умение отмобилизовать средства на месте и правильно их использовать говорит о зрелости руководителя.
В завершение хочу сказать, что мы стоим на верном пути, и только от нас, от нашей настойчивости, организованности и порой даже жесткости зависит успех Православной партии России. Мы должны понимать, что мы не просто организация, а организация, само название которой накладывает на нас особую ответственность перед российским народом, перед будущим России.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru