Русская линия
Зеркало недели С. Елисаветский26.01.2002 

Киев — Иерусалим

Эта идея возникла давно, а решение вызревало постепенно. Речь шла о том, чтобы преподаватели высшей школы Украины, уже работающие по проблематике Холокоста, посетили Яд Вашем — Национальный мемориальный центр увековечения памяти жертв катастрофы и героев сопротивления в Иерусалиме. Посещение вылилось в семинар в Международной школе Яд Вашем, куда были приглашены 18 профессоров и преподавателей из университетов Украины.
А следует ли изучать в украинских университетах проблематику Холокоста?
В научных и общественных кругах многих государств Холокост давно перестал быть чисто еврейской проблемой, он давно воспринимается как европейская, общечеловеческая, глобальная трагедия, уроки и последствия которой тесным образом связаны с современностью. В сегодняшнем контексте это актуальный вопрос преодоления экстремизма, терроризма, ксенофобии, антисемитизма.
В декларации Стокгольмского форума по Холокосту (2000 год), в работе которого принимала участие делегация Украины, говорилось: «Все мы должны открывать страшную правду о Холокосте в отличие от тех, кто её отрицает… Мы разделяем установку на поддержку изучения катастрофы во всём её объёме. Мы будем поддерживать такое изучение в наших школах и университетах…»
Изучение уроков Холокоста в высшей школе — один из путей воспитания толерантности. Что-то в нашем государстве уже сделано. Может быть, наиболее показательно, что Министерство образования и науки Украины в декабре 2000 г. направило ректоратам всех вузов Украины информационное письмо «О преподавании проблем Холокоста и формировании чувства межнационального и межэтнического согласия у студентов», в котором рекомендует преподавание спецкурсов, проведение семинаров по различным аспектам Холокоста. Это первый и пока единственный документ такого рода в государствах СНГ.
В апреле 2001 г. я, руководитель проекта «Холокост» доцент Стер Елисаветский, и ответственный сотрудник Министерства образования и науки Украины Александр Мовчан встретились в Яд Вашем с обаятельной женщиной и профессионалом высокого класса д-ром Ирит Абрамски, которая возглавляет отдел СНГ Международной школы изучения Холокоста. Ирит согласилась с идеей обучения украинских коллег в Яд Вашем, но сказала, что для этого требуются средства, и немалые. Обещала, что будет их искать.
Наш израильский партнер д-р Абрамски добилась грантов на поселение, питание и обучение украинской группы в Иерусалиме гораздо раньше, чем наши спонсоры в Украине сподобились выделить средства на авиарейс в Тель-Авив. Наибольшую сумму предоставил Американский фонд развития еврейских общин. Немало сложностей пришлось преодолеть и для того, чтобы получить визы для всех членов группы. И в этом тоже решающее содействие оказала приглашающая сторона.
Итак, трудности позади. 25 ноября 2001 г. наша группа прилетела в аэропорт им. Бен-Гуриона. Здесь гостей из Украины уже ждал автобус Яд Вашем, доставивший нас в одну из гостиниц в центре Иерусалима.
Состав участников группы говорит о многогранности преломления темы катастрофы в сознании украинской научно-педагогической общественности. Здесь — евреи и славяне, люди, облеченные учёными степенями, и школьные учителя, авторы ряда трудов по еврейской истории и культуре (в частности, по Холокосту) и начинающие исследователи. Все они объединены общим движением души — стремлением разобраться в причинах одной из величайших трагедий XX века и препятствовать по мере сил возникновению подобных явлений в будущем.
Яд Вашем в этом отношении — естественная база для семинара. На участников произвели неизгладимое впечатление красноречивые фотографии и реалии Холокоста, особенно поразил Зал памяти погибших детей, эта бесконечная космическая чернота, в которой сиротливо пылают многие тысячи огоньков — символы загубленных детских душ.
Сто часов учебных занятий включали лекции, семинары, «круглые столы», экскурсии. Программа занятий была тщательно и удачно построена: постепенно она подводила слушателей к осмыслению сущности и уроков катастрофы европейского еврейства. Содержательными были лекции, прочитанные и маститыми учёными, и молодыми сотрудниками Яд Вашем. При отсутствии догматизма исторический подход сочетался с философским анализом. В частности, в докладе Ирит Абрамски обрисован такой малоизученный аспект проблемы, как апелляция нацизма к иррационально-мифологическому началу, к созданию эстетизированного образа «здорового» и «натурального» арийца, противопоставляемого «дегенеративному» еврею.
Почти каждая лекция сопровождалась вопросами и дискуссией, и это позволяло не только расширить знания о предмете, но и стать свидетелями непосредственного движения научного знания. Участники семинара ощутили высокий уровень израильской исторической науки, чьи изыскания в данном случае продиктованы болью сердца.
Вместе с тем учёные из Украины единодушно сошлись на том, что традиционный социологический подход к изучению катастрофы (экономическая конкуренция с евреями, политизация «еврейского вопроса» и т. п.) как сугубо рационалистическое объяснение взрыва антисемитизма не способен сам по себе выявить сущность Холокоста. Характерна полемика, развернувшаяся вокруг лекции профессора Давида Бак-Кира: чёткая и сухая статистика, сводящаяся к уточнению числа жертв Холокоста, несколько отстранённый, сугубо академический подход к теме явно не в состоянии объяснить главное: какие психологические механизмы сработали здесь? Почему культурнейший народ Европы начал по-дикарски истреблять другой культурнейший народ?
В процессе семинара мы ознакомились с работой учебного центра Международной школы Яд Вашем, с учебными пособиями, созданными израильскими специалистами, с библиотекой и архивом мемориала. Участникам семинара были созданы условия и выделено время для самостоятельной работы в архиве и библиотеке.
Немалое место в нашей учёбе заняли коллективные и самостоятельные экскурсии по территории Яд Вашем. Большинство памятников, музеев, экспозиций выполнены с огромной эмоциональной силой, талантливо, умно, убедительно. Неизгладимое впечатление оставила Долина уничтоженных общин — детище д-ра Ицхака Арада, бывшего директора Яд Вашем, в прошлом советского партизана, затем участника войны за независимость, ставшего генералом армии обороны Израиля. Долина уничтоженных общин — это призрачный город без крыш с высеченными на стенах названиями пяти тысяч населённых пунктов, где до Второй мировой войны существовали и погибли в Холокосте еврейские общины Европы.
Естественно, что пребывание и учёба в иерусалимском Яд Вашем обогатили познания и чувства участников семинара, послужили еще одним толчком к осмыслению традиционных и иных аспектов катастрофы европейского еврейства. В ходе семинара обозначилось существенное смешение акцентов в сторону аргументированного противостояния ревизионизму катастрофы и экстремизму. Сегодня оно всё более перекликается с необходимостью духовного противостояния международному терроризму. Хочется надеяться, что всё это найдёт своё отражение в работе по изучению проблематики Холокоста в университетах Украины.
1 декабря 2001 г. в 23 часа, когда мы ещё не спали в своей иерусалимской гостинице, совсем недалеко от нее, близ молодёжного кафе, прогремели два взрыва — десятки молодых израильтян были убиты и ранены. Пребывая в Иерусалиме с 25 ноября по 6 декабря 2001 г., мы непосредственно чувствовали напряжённую общеполитическую обстановку.
Все мы, славяне и евреи, находясь в Иерусалиме, увидели в актах террора продолжение того страшного, что нёс Холокост. Да, уроки Холокоста актуальны и сегодня: никогда больше террористам не должно быть позволено уничтожать ни в чём не повинных людей. И мы не можем не высказать своего удовлетворения тем, что именно в нашей стране, в суверенной Украине, преподавание истории и уроков этой национальной и общечеловеческой трагедии впервые поставлено на государственный уровень.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика