Нынешний день, который по старому стилю отмечался 6 января, обычно завершал новогодние святки и имел несколько названий: Водосвятки, Водохреща, Крещение, Богоявление, Иордан — праздник воспоминания о крещении Иисуса Христа. В этих названиях отразились тысячелетия, но содержание, смысл самого празднества сохранился по сути один. В разных странах Европы он по-разному отмечался, а в Украине наиболее распространенным был такой ритуал. Утром, после ночного богослужения, все шли во главе со священником и церковным хором к реке, неся деревянный крест и хоругви. Парни несли с собой голубей, охотники — ружья, а запорожские казаки ехали верхом на лошадях и тащили даже пушки. После короткой молитвы священник опускал в лунку свой золотой крест и горящие свечи, хор в этот момент пел «Во Иордани…», парни выпускали голубей, охотники палили из ружей, казаки — из пушек. Когда вода таким образом была освящена, ее набирали в емкости. Дома этой водой кропили веником из заготовленных еще летом трав все комнаты, хозяйственные постройки, скот (за исключением свиней и кур). Это делал хозяин, а кто-то из домашних — сын или зять — рисовали мелом на окропленных местах белые кресты. После этого все садились за стол, посреди которого между блюдами обязательно горела троица (три свечи в подсвечниках). Сам обед начинался с глотка освященной воды, а затем празднество проводили весело, с песнями, играми, танцами. Девушки устраивали умывание святой водой, парни резвились, иногда устраивали кулачные бои, объезжали лошадей. Можно вспомнить и знаменитую балладу поэта В.А.Жуковского «Светлана» о том, как «в крещенский вечерок девушки гадали» и «за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», как «над чашей пели в лад песенки подблюдны». Организовывала молодежь также прощальные щедровки-колядки. О них, кстати, стоило бы вспомнить в таком плане. Сейчас ребятишки начинают ходить с колядками. Но песенки их примитивны и похожи на попрошайничество. У меня есть сборник «Золотослов» из 500 колядок по разным случаям, собранных еще в ХIХ веке фольклористами, писателями в Украине, России и Белоруссии. Ни в одной из них нет и намека на попрошайничество вроде «щедрик-ведрик, дайте вареник» или «пятака». Наоборот, колядники в своих песнях восхваляют трудолюбие, богатство, семейственность, щедрость хозяев, их благородство, приветливость — словом, все самые лучшие качества в человеке. И именно за это колядников затем одаривают. Нам сейчас многое из старых обрядов не подходит, тем более что святить и пить воду наших отравленных рек и водоемов — себе дороже. Но знать и чтить светлый, благородный праздник наших пращуров стоит. И, может быть, по-своему его как-то обустроить.