Русская линия
День (Киев) Клара Гудзик15.01.2002 

Околоцерковные СМИ о «неверных» православных

Новый год только начался, а время уже ставит на подмостках мира, один за другим и одновременно, многочисленные спектакли всех театральных жанров — трагедии, драмы, комедии, а также — фарсы и водевили. С запутанными интригами и неожиданными побочными действиями, с талантливыми актерами разных амплуа — величественных героев, отцов-моралистов, коварных интриганов, незадачливых простаков, самоуверенных генералов, благородных Дон Кихотов. В качестве примера предлагаем читателю далеко не полный обзор околоцерковных СМИ за 2002 год.
Визит Папы Иоанна Павла II в Болгарию — дело решенное. Как сообщают католические информационные агентства, визит, по приглашению правительства страны, состоится 23−25 мая. Православная церковь Болгарии приглашения Римскому понтифику не посылала, однако, Болгарский патриарх заявил: «Мы его не приглашали и не будем приглашать. Но Папа приезжает и мы примем его и продемонстрируем свое болгарское гостеприимство».

+ + +


Православная церковь России требует от Ватикана возвращения древней иконы Казанской Божьей Матери. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации. (Отметим, что икона Казанской Богоматери была вывезена из России в 1920 году вместе со многими другими церковными сокровищами. В 1970 году неизвестный американский коллекционер продал икону за три миллиона долларов одной из католических организаций. В 1993 году она была подарена Папе Иоанну Павлу Второму.) В последнее время тема получила неожиданное развитие. Президент Татарстана Шамиев заявил, что икона Казанской Божьей Матери, которая сейчас хранится в Ватикане, может быть возвращена России, а более точно — в столицу республики Казань, в связи з празднованием тысячелетия города в 2005 году. Этого якобы желает Папа Иоанн Павел Второй, «выдающаяся духовная личность» нашего времени. Между тем, в СМИ Татарстана распространились сообщения, что Глава татарских мусульман послал приглашение Римскому Папе посетить Казань. Эти сообщения, однако, официально не комментируются.

+ + +


Митрополит Смоленский и Калининградский Глава Отдела внешних сношений Московской патриархии Кирилл высказывает свою точку зрения. 5 января 2002, отвечая на вопросы слушателей радио «Маяк», митрополит Кирилл сделал несколько программных заявлений. Так, в ответ на вопрос относительно возможного отказа России от Калининградской области, митрополит Кирилл сказал: «Мой ответ будет резким. Так долго, как в Калининградском регионе существует Православная церковь, этот регион всегда будет принадлежать России. Это не просто утверждение, не просто слова. Чтобы подтвердить их правдивость, мы решили построить величественный кафедральный собор Христа Спасителя в самом центре города. Сейчас строительство идет полным ходом».
Митрополит Кирилл высказался также относительно автокефалии украинского православия. По его мнению, «преобладающее большинство православных Украины решительно настроено против автокефальной церкви. Это их выбор. Мы не можем что-либо навязывать им, точно так же, как не можем навязывать суверенитет государству, которое хочет жить в союзе с другими государствами. Равно как невозможно и противоположное. Мы исходим из того, что православные христиане Украины должны определить будущее Православной церкви в Украине — вместе с клиром, иерархией. Если эти люди скажут нам, что они хотят автокефальную церковь, пусть они, с Божьего благословения, имеют ее.
Но сегодня эти люди говорят, что они не имеют такого желания, потому что единственное, что сегодня действительно объединяет Россию и Украину, это — объединенная церковь. До тех пор, пока мы имеем одну церковь, мы имеем одну жизнь и одну душу».

+ + +


Газета «Советская Россия» 4 января 2002 г. напечатала статью известного православного публициста Константина Дюшенова «Миф о „православном президенте“, в которой автор выражает свои сомнения (мягко говоря) в том, что президент Путин имеет право считать себя православным.
Г-н Дюшенов пишет о том, что в последнее время в СМИ, в политических и даже духовных кругах предпринимаются „титанические усилия“ ради того, чтобы создать имидж „православного Президента Путина“. Казалось бы, в этом нет ничего особенного — россияне давно привыкли к тому, что политики пытаются так или иначе использовать высокий моральный авторитет церкви.
Однако, на этот раз делается попытка убедить в „православности“ Путина ту часть населения, которая действительно исповедует православие. В прошедшем году увидело свет немало публикаций на эту тему в центральной и местной прессе. Вершиной кампании стало интервью с настоятелем Московского Сретенского монастыря архимандритом Тихоном Шелкуновым под броским названием: „Путин и его семья — христиане; это главное“, данное афинской газете Khora и перепечатанное в декабре 2001 года в совсем не христианских „Известиях“. Из интервью следует, что о. Тихон является, в полном православном смысле этого слова, духовником и исповедником Президента России и несет бремя ответственности за душу хозяина Кремля. Архимандрит утверждает, что „Путин есть не просто номинальным, а истинным православным христианином, человеком, который практикует таинства исповеди и причастия и осознает свою ответственность перед Богом за высокое служение, которое ему доверено, а также — за свою бессмертную душу“.
Непонятным, пишет г-н Дюшенов, остается одно — как такой образцовый христианин, т. е. Владимир Путин, может публично отрекаться от Христа? Но факт остается фактом: в сентябре 2000 года в телевизионном интервью, данному Ларри Кингу (CNN), произошло именно это — отречение. На вопрос Ларри Кинга: „Ходит много слухов о ваших религиозных взглядах. Мне говорили, что вы носите крест. Были вы крещены? Вы верующий? Каковы ваши взгляды на религию?“ наш „православный президент“ ответил: „Я верю в человека. Я верю в добрые намерения. Я верю, что мы здесь для того, чтобы делать добро. И главное в том, чтобы достигнуть этого и чувствовать себя комфортно“.
Если бы так сказал „папаша“ Ельцин, это никого бы не удивило. Но из уст человека, который старается быть православным, это заявление экстраординарно. Ответ Путина нельзя назвать не только православным, но даже вообще христианским. Так отвечать на вопрос о вере может только особа, бесконечно далекая от русской религиозной традиции».
Между тем, продолжает Дюшенов, делаются попытки создать мнение, что Путин, в условиях ХХI столетия, взял на свои плечи сакральное, мистическое служение «сдерживателя» мирового зла. То служение, которое в старые времена несли Помазанники Божьи — российские императоры, «собиратели земли русской». Тем самым Путин якобы восстановил оборванную в 1917 году многовековую «цепь времен». Константин Дюшенов считает это кощунством, профанацией и, главное, — опасной угрозой русскому православию. Признание путинского «православия» самой церковью будет означать духовную смерть России. После этого каждый будет иметь право, если это ему выгодно, называть себя «православным». История с «православием» Путина подрывает глубочайшие конфессиональные и аскетические основы русского самосознания и церковной доктрины спасения.

+ + +


Рождественское обращение и заявление Союза православных граждан Украины и организации «Единое Отечество» города Одессы передаем в фрагментах: «…Что же делать нам, православным христианам Новороссии, Крыма, Малороссии, Подкарпатской и Галицкой Руси?… Необходимо четко и ясно понять и донести до каждого, что православие сможет сохраниться как мировая религия только при условии теснейшей политической интеграции России, Украины и Беларуси. Тогда, Православная русская церковь будет занимать одну шестую часть планеты и сможет развернуть широкую миссионерскую деятельность во всем мире. В случае, если этого не произойдет, Украина превратится в форпост воинствующей русофобии, будет насильственно окатоличена; то же произойдет и с Беларуси, а Россия будет выброшена в мусульманский и китайский мир. Православие в этом случае будет превращено в микроскопическую исчезающую религию. Назовем вещи своими именами — в этом случае путь антихристу будет расчищен. Одно дело, когда на пути воинствующего антихристианства стоит мощная православная держава от Карпат до Тихого океана, имеющая колоссальный ресурсный, технологический и военный потенциал, другое — только маленькие Греция (против которой всегда готова выступить Турция) и расчлененная, разгромленная Сербия, все население которых равно двум российским мегаполисам…
Воссоединение Великой, Малой и Белой Руси необходимо осуществить в кротчайшие сроки. Только в единой державе мы, православные, будем настоящим большинством, которое сможет отстаивать свой общественный и политический порядок, требовать воцерковления образования, воспитания, всей общественной жизни… Любое затягивание воссоединения увеличивает шансы чуждых религиозных систем. Таким образом, всякий, кто выступает против воссоединения единоверной и единокровной Великой, Малой и Белой Руси — есть вольный или невольный враг православия. В этой связи мы прямо и ясно говорим — всякий, кто выступает не то что за автокефалию канонической Украинской православной церкви Московского патриархата, но и за придание ей статуса автономной, также является врагом православия. Автономия — это шаг к отделению от Московского патриаршего престола, следовательно — зло. И никакой демагогией нас не обманешь… Следующий шаг в сторону отделения от Московского патриархата — это шаг в бездну… Мы считаем необходимым добиваться того, чтобы Киевская кафедра вернулась к своему древнейшему статусу второй по значимости кафедры Русской православной церкви. Исходя из вышеизложенного мы заявляем, что всякий клирик или мирянин, выступающий за автокефалию или автономию Украинской православной церкви Московского патриархата, будет подвергнут православным народом полной изоляции. Их богослужения не будут посещаться, их издания не будут покупаться православными христианами. Мы остановим всех, кто плетет заговоры против Церкви христовой! Мы, как налогоплательщики, не намерены финансировать антиправославную антирусскую пропаганду на телевидении и в школах. Мы никогда не будем слушать лукавых фарисеев, которые пытаются уверить нас в том, что православные христиане — вне политики. Православие или смерть. С нами Бог!» (Сохранен в неприкосновенности стиль Обращения. — К.Г.)
В материале использованы сообщения Интернет-сайтов: Stetson University-BBC MIR, «Единое Отечество», «Радонеж», Сретенского монастыря.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru