Русская линия
День (Киев) В. Костюкевич18.01.2002 

Последняя мечта матушки Аграфены
Народную целительницу, которая строит храмы, церковь считает колдуньей

За неделю до зловещих террористических атак на США бабушка Аграфена (в ее родном селе Горинь, что на Житомирщине, и не только в нем, ее часто называют матушкой Аграфеной) сказала, и этому есть свидетели, что произойдет что-то нехорошее в Америке — или наводнение, или бомбардировка мостов. Незадолго до Чернобыльской катастрофы она говорила, что Украину постигнет какая-то большая беда. Из известных катастроф предвидела также землетрясение в Спитаке. Как говорят люди, которые ее хорошо знают, за свою длинную жизнь, а Аграфене Федоровне Харченко (так матушка Аграфена значится в паспорте) сейчас 85 лет, она предчувствовала много катаклизмов — наводнений, землетрясений и тому подобное. Верить или не верить этому — дело каждого. Но факт, что увидя автора этих строк впервые, матушка Аграфена точно указала его семейное положение и болезнь, от которой он страдает и которая в традиционной медицине диагностируется исключительно специальными обследованиями и анализами. Вообще главное, чем она занимается уже не одно десятилетие — это целительство. И, как говорит сама, дар исцеления, как и дар предвидения, у нее от рождения.
…В маленькой прихожей, завешенной иконами, собралось больше двух десятков человек: мужчин, женщин, девушек и детей. Под иконами на маленьком столике горят свечи, расставлены бутылки и банки с водой, набранной этими людьми в колодце, что здесь же во дворе. Матушка Аграфена, маленькая худенькая женщина с живыми темными глазами, читает молитвы — много разнообразных православных молитв. Она обращается к Богу, Божьей Матери, многочисленным святым от Николая Чудотворца до Пантелеймона Целителя и Георгия Победоносца. Просит их уберечь людей, которые собрались, от всяких бед: болезней, семейных проблем, опасных приключений, злых чар, происков недоброжелателей… Особенно ревностно она призывает Небесные Силы погубить чародеев, ведьм, колдунов. По несколько раз просит Бога помочь людям, которые пришли к ней, послать удачу в хозяйстве, разных делах, путешествиях, и тому подобное, читает молитвы над бутылками с водой. И приговаривает: «Не я исцеляю, через мои руки Господь Бог исцеляет, Матерь Божья исцеляет». Православными молитвами сопровождаются и индивидуальные приемы, применяются разнообразные народные методы целительства: выкачивание яйцом, выливание расплавленного воска, травы, заговоры, останавливающие кровотечения, вправление руками позвоночника, костей, почек, желудка, снятия порчи, и тому подобное. Лечит от эпилепсии, испуга, фибромиом. Едут к матушке Аграфене со всех концов, и не только из Украины, но и из Беларуси, России, Чехии. Однако в случаях, когда она ощущает, что не сможет помочь человеку, то и не берется за исцеление.
Один пожилой мужчина рассказал автору, как она вылечила его жену от сильных обмороков, а молодая женщина утверждала, что только горинская бабушка помогла ее 18-летней дочери, которая чахла на глазах и у которой врачи не обнаруживали известных медицине болезней. Кстати, медики часто направляют к ней своих пациентов, которым не могут помочь. Бывает, что обращаются и сами. Уже в Житомире автор узнал о семье врачей, которых преследовали болезни и которые неоднократно ездили в Горынь — там им было сказано, что это завистники наколдовали супругам на смерть. Теперь матушка Аграфена своими методами периодически устанавливает им защиту от злых чар.
Денег она ни у кого не берет — люди кладут, кто сколько может, в специальную коробочку, своеобразный благотворительный «фонд» матушки Аграфены, из которого выделяются средства для тех, кто нуждается в помощи, и, главное, на обновление и строительство церквей. И именно восстановлению и строительству храмов матушка Аграфена отдала и отдает значительную часть своих, нынче уже не таких больших, сил. Ходила с иконой Божьей Матери по людям и просила помочь в богоугодном деле, обращалась к районным и областным руководителям, председателям хозяйств и директорам предприятий, а также к предпринимателям, депутатам и даже к жене Президента. Люди отзывались, и стоит теперь обновленная от фундамента до куполов большая деревянная церковь Николая Чудотворца в соседней Ворсовке (красивая церковь, надо сказать), предстала небольшая, но очень аккуратная церковь Святого Пантелеймона в родной Горыни, под алтарем которой бьет целебный источник, такая же небольшая церковь построена в селе, где родился Миклухо-Маклай. Больше 8 лет назад по инициативе бабушки Аграфены началось возведение церкви Покрова Пресвятой Богородицы в центре Малина. Активную роль в ее строительстве, и это известно в городе, с самого начала брал настоятель Свято-Покровского прихода отец Василий (в миру Василий Демченко, бывший военный, демобилизованный из армии по состоянию здоровья, сейчас ему 41 год). Сначала думали, что дело обойдется ремонтом и перестройкой под церковь переданного общине бывшего помещения ЗАГСа. Отец Василий собственноручно и совместно с прихожанами разбивал стены старого склада, перевозил кирпичи, месил глину, таскал деревянные бревна. Постепенно возводились стены храма, дело дошло до возведения куполов. Однако немногим больше 3-х лет назад было решено на этом месте построить новую церковь. Старую снесли, а рядом возвели новое деревянное здание, которое украсили и приспособили для ведения богослужений прихожане. Проект новой церкви разрабатывался с учетом черновых эскизов, которые рисовал сам настоятель. К делу привлекалось много людей — сама матушка Аграфена вместе с дочерью Марией ездила и в Житомир, и в Киев, где просила поддержки у местной столичной власти, известных в стране людей. На ее просьбу отозвались тогдашний губернатор области Владимир Лушкин, его первый заместитель, а нынче председатель Житомирской облгосадминистрации Николай Рудченко, которые, в свою очередь, подключили различные предприятия и организации. Благодаря этому на строительство церкви поступали как деньги (десятки и сотни тысяч гривен), так и строительные материалы — кирпич, железобетонные плиты, оцинкованная жесть, доски и тому подобное. Матушка Аграфена как при помощи добрых людей, так и за свои деньги приобретала десятки кубических метров пиломатериалов, сотни килограммов краски. На 4 тысячи гривен закуплено икон в Киево-Печерской лавре. В стадии изготовления находятся царские врата и иконостас. Как говорил «Дню» председатель Малинской райгосадминистрации Николай Дидковский, ощутимую роль в привлечении спонсоров для строительства Покровского храма играло и будет играть руководство района. По его словам, будет сделано все, чтобы до конца нынешнего года новый храм принял прихожан. Относительно небольшие, но искренние пожертвования делали сами прихожане. Ход работ контролировал непосредственно отец Василий. И уже к осени прошлого года центр Малина украсило ажурное сооружение, увенчанное пятью куполами с крестами. Осталось провести отделочные и внутренние работы, благоустроить двор…
Но вспыхнул конфликт: управляющий Овруцкой епархией Украинской Православной Церкви, в которую входил приход Свято-Покровской церкви, архиепископ Овруцкий и Коростенский Виссарион сначала решил назначить в этот приход еще одного священника, а когда община отказалась принять того и вместе с владыкой Виссарионом попросила со своего временного храма, своим указом в конце сентября освободил отца Василия от настоятельского служения и запретил ему проводить священослужения до полного покаяния и исправления. А потом прислал нового священника. Но и того прихожане в церковь не пустили. В середине декабря под стенами церкви произошла стычка между сторонниками владыки Виссариона, который настаивал, чтобы в Свято-Покровскую церковь был допущен назначенный им священник, и ее прихожанами, которые этого не желали.
Позиции сторон, судя по тому, как об этом рассказали «Дню» участники конфликта, выглядят следующим. образом
Владыка Виссарион утверждал в разговоре с корреспондентом «Дня», что как высший архиерей епархии, которому подчинены отец Василий и приход Свято-Покровской церкви, имел основания для недовольства священником. (Как понял автор, толчком для этого послужили, в частности, некоторые неучтивые высказывания последнего в адрес владыки). А открытого неповиновения, которое выражалось в отказе принять в приход второго священника, а также выполнить распоряжение правящего архиерея, последний, по его словам, стерпеть не мог. Эти действия, сказал владыка Виссарион, являются нарушением церковных правил и, соответственно, священнической Присяги. «У нас как в армии, где офицеры и солдаты обязаны выполнять приказы генералов. А непослушание — то большой грех». А еще, говорит архиепископ, малинский батюшка позволял себе еретические высказывания, говорил, например, что Украину можно отождествить с Богом. Правящий архиерей епархии считает также, что некоторые методы исцеления, которые применяет матушка Аграфена, колдовскими, языческими. По убеждению владыки, болезни — это Божье наказание людям за грехи, от которых можно очиститься только через Церковь. А целительницы, бабки, говорит он, не имеют силы прощать грехи. Колдуны, а также те, кто к ним обращаются, по словам владыки, будут отлучены от церкви до полного покаяния.
В то же время отец Василий утверждает, что отдельные подобные приемы, похожие на методы исцеления матушки Аграфены, применяли в свое время нынче канонизированные Русской Православной Церковью святые Ксения Петербургская и Матрона Блаженная. Свои же грехи он считает не настолько большими, чтобы они стали причиной запрещения ему служения.
В свою очередь прихожане Свято- Покровской церкви, а корреспондент «Дня» разговаривал, в частности, с пенсионерками Валентиной Скуратовской, Ольгой Навотной, а также старостой парафии Владимиром Пилипчуком, называли действия архиепископа Виссариона несправедливыми и антигуманными. И, главное, говорили они, что их возмутило неуважение к человеческому достоинству прихожан и мнению общины, которое стало на защиту своего пастыря. Так, сказали прихожане, отец Василий не безгрешен, но он хорошо относится к людям, не берет большой платы за проведение обрядов, пытается помочь прихожанам и добрым словом, и делом.
Свои рассуждения относительно ситуации, которая сложилась, прихожане изложили в письме к Митрополиту Киевскому и всей Украины Владимиру. В нем они изложили просьбу отделить приход от Овруцкой епархии и присоединить его к Киевской митрополии. Однако ответа не дождались.
Районный глава М. Дидковский уверен, что светская власть не должна вмешиваться в конфликт местного батюшки и его прихожан с архиереем, поскольку, согласно Конституции, церковь отделенная от государства.
Чтобы решить проблему, отец Василий поехал в Одессу и обратился к управляющему парафиями Русской Православной Церкви Заграницей в Украине и Молдове (sic! на территории Украины действует еще четвертая православная конфессия, признанная, кстати, другими православными церквями) епископу Симферопольскому и Крымскому Агафангелу с просьбой о принятии под омофор упомянутой церкви. В результате появился указ последнего от 23 декабря прошлого года, который, по данным автора, если и имеет, то очень немного прецедентов, и которым отец Василий назначается настоятелем Свято- Покровского прихода Русской Православной Церкви Заграницей в городе Малине, а также объявляется, что никакие распоряжения и клятвы, наложенные на него или на его паству любым священноначалием, не действительные и не имеют никакой силы.
А со своей стороны владыка Виссарион в разговоре с «Днем» настаивал, что, согласно канонических правил Православия, епископ Агафангел не имел права принимать в лоно своей церкви приход, который принадлежит к другой епархии и конфессии, без согласия правящего в ней архиерея, т. е. самого архиепископа Виссариона.
Ситуация продолжает стремительно развиваться. Не исключено, что в случае, когда отец Василий и община Свято-Покровской церкви будут и дальше отстаивать свое право перехода к другой православной конфессии, то им придется вести сложный юридический спор за новое здание храма, потому что владыка Виссарион заявляет, что оно принадлежит Овруцкой епархии.
А матушка Аграфена говорит: «Я ничего не хочу, только чтобы построилась в Малине Свято — Покровская церковь и чтобы служил в ней отец Василий».

+ + +


Ослушание отца Василия и его прихожан, безусловно, противоречит церковной субординации. Однако, думается, упомянутое противостояние скорее означает попытку защитить свою гражданскую позицию и право на собственное мнение. И здесь мы видим, что жесткая иерархичность и склонность православия к строгому соблюдению церковных канонов вступает в противоречивость с потребностями формирования гражданского общества в нашей стране, в котором именно достоинство людей и их право на отстаивание своей позиции должно быть главной ценностью. Но это тема отдельного и очень большого разговора.
P.S.
Если попробовать вникнуть в глубинную суть описанной истории, то, по мнению автора, она имеет несколько пластов. С одной стороны, мы наблюдаем принципиальное непринятие высшими иерархами Украинской Православной Церкви (де- факто одной из составных частей Русской Православной Церкви) некоторых распространенных методов народного целительства, даже если они объединяются с христианскими молитвами, как это делает матушка Аграфена. (И которая, к тому же, строит православные церкви). Более того, эти методы объявляются ими колдовскими, бесовскими, языческими. Относительно последнего, то это, по-видимому, справедливо. Потому как большинство народных методов лечения имеет глубокие корни еще в дохристианских временах. Однако это часть исторической памяти нашего народа, которую отбрасывать вряд ли стоит.
Житомир — Малин — Горынь — Овруч

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru