Церковный вестник | Екатерина Ильинская | 07.12.2006 |
— Я занимаюсь иконописью уже 25 лет. Святейший Патриарх Алексий лично благословил меня на создание мастерской и на преподавание. При мастерской есть и ученики, с которыми мы проводим занятия.
Когда я сама училась иконописанию у мастера, иконописных школ еще не было. Я работаю в технике яичной темперы. В этой технике работали древние живописцы, в том числе и Андрей Рублев. Берется пигмент — это либо глина, либо полудрагоценные камни, такие как лазурит, малахит, — и эта глина или камни перетираются с яичным желтком, и таким образом получается краска «яичная темпера». Такая краска всегда приготавливается вручную самим мастером и очень долговечна. Раньше мы брали камни и перетирали их — долбили сначала в большой ступке, потом в керамической, а потом перетирали на стекле курантом. Сейчас ситуация изменилась, иконописцев стало много, и геологи сами предлагают нам камни под краски. Камни эти продаются в уже измельченном виде, но все равно их необходимо дополнительно перетереть на стекле курантом — эту работу мы делаем сами.
— Какие иконы вы пишете?
— Мы пишем иконы и иконостасы для храмов, а также иконы для частных лиц. Наша мастерская имеет особое направление в работе — возрождение домашней иконы. Мы считаем, что для семьи как для малой церкви очень важно, чтобы настоящая писаная икона вернулась в дом. Это потрясающая сугубо русская традиция, такого нет нигде в мире. В любой, даже самой захолустной деревенской избе всегда имелась писаная икона. Это произведение было духовным сокровищем семьи, дома. Это традиция нашего народа, и очень жаль, что печатные иконки вытеснили писаную икону из домов. Иконы всегда были дороги, и люди специально собирали деньги, чтобы приобрести такой образ.
Очень важна и традиция семейной иконы. Эту традицию мы активно возрождаем. На семейной иконе святые покровители членов семьи изображены все вместе. Здесь как бы вне времени собираются святые, которые молятся об этом роде, об этом семействе. Среди них могут быть и святые покровители уже ушедших из жизни родителей — основателей рода. Такой образ сохраняется в семьях, передается от родителей детям и внукам.
Последнее время стала активно возрождаться традиция так называемых «мерных» икон. Это иконы, написанные в соответствии с ростом новорожденных детей. На такой иконе обычно изображается святой покровитель ребенка. Но могут быть и другие сюжеты. Например, если ребенок родился в день, когда отмечается тот или иной церковный праздник, на иконе может быть написан соответствующий сюжет. Бывают и многосюжетные иконы.
— В каких храмах можно увидеть ваши работы?
— Сейчас мы работаем для храма Успения Пресвятой Богородицы, который находится под городом Красногорском Московской области. Одну из моих икон можно увидеть в храме Ильи Пророка на Ильинке, рядом с Красной площадью. Еще мы изготовили Голгофский крест для детской Русаковской больницы в Москве.
— В чем особенности работы иконописца?
— Работа иконописца принципиально отличается от работы художника. Главное отличие — это отношение к тому, чем они занимаются. Задача художника — показать свою незаурядность и раскрыться как можно больше. Чем сильнее своеобразие художника в его работах, тем он интереснее для нас. Перед иконописцем стоит другая задача — представить православное учение и показать божественный мир неискаженным. Работая над образом, иконописец отрекается от своей индивидуальности, отдает свою душу в руцы Божии, чтобы Господь через иконописца выразил свою волю, а иконописец был бы ее проводником, прислушивался к ней. Вот почему для нас так важно следовать церковной традиции и руководствоваться молитвой.
Беседовала Мария Виноградова
http://tserkov.info/numbers/art/?ID=1984