Русская линия
День (Киев) Клара Гудзик23.01.2002 

Попросить «немного» церковного единства

Последнее время правительственные структуры Украины (Госкомитет по делам религий, Администрация Президента, члены Кабинета Министров) проявляют некоторую активность, направленную на поддержку движения за создание единой помесной церкви Украины. Речь идет о попытках залечить раскол православия с помощью двух «матерей-церквей» — Российской и Константинопольской. Так, недавно делегация УАПЦ во главе с ее предстоятелем митрополитом Мефодием (Кудряков) очередной раз встретилась с представителями Константинопольского патриархата. Обсуждались проблемы признания украинских неканонических церквей, в частности, признание действительности хиротоний ее епископов. Можно предположить, что идет подготовка к очередным переговорам между двумя патриархатами и представителями УАПЦ и УПЦ КП, переговорам, которые должны состояться в мае 2002 г.
К сожалению, подробности последней встречи украинской и константинопольской сторон неизвестны. Дело в том, что действия и стратегия правительства не являются прозрачными не только для широкой публики, но также для самих объектов этой деятельности — православных церквей. Некоторые скупые сведения можно получить только из коротких декларативных заявлений министров, особенно тех, которые баллотируются в депутаты (В частности, премьер- министр Украины Анатолий Кинах заявил, что в Украине будет создана «Объединенная церковь»). Создается также впечатление, что лучше всех осведомлены журналисты именно той церкви, которая лихорадочно сопротивляется всем и любым попыткам объединения — УПЦ МП. Наверное, где-то крутится еще одна кассета.
По многим признакам, правительственный план состоит из нескольких шагов, а именно — получение из рук Москвы автономии УПЦ МП (при поддержке администрации президента России и самого Путина); присоединение к ней всех тех православных епископов УАПЦ и УПЦ КП, которые стремятся к каноничности, и формирование таким образом единой церкви Украины. А на последнем этапе единая церковь получает автокефалию из рук Москвы и при содействии Константинопольского патриархата. Косвенных доказательств существования такого плана имеется много. Например, «Церковный вестник» РПЦ (декабрь 2001 года) сообщает, что «в Киеве рассчитывают на помощь Москвы» и что «официальный Киев хотел бы привлечь Владимира Путина к решению церковной проблемы» в смысле предоставления УПЦ автокефалии.
При всем уважении к намерениям и изобретательности авторов такого гипотетического проекта, он не кажется более реальным, чем все предыдущие усилия в этом направлении. По одной и очевидной причине — Московская патриархия, по крайней мере, в своем современном составе, никогда на него не пойдет. Как справедливо пишет Интернет-журнал «Единое отечество», «кроме стратегической задачи сохранения единства и целостности Русской Православной Церкви, у Московского Патриархата есть еще одна веская причина не соглашаться с планом автономии в Украине… Реализация идеи „единой поместной церкви“ в Украине лишит Россию одного из ее главных геополитических аргументов — лидирующей роли в православном мире. „Украинская Помесная Церковь“ по количеству приходов будет равна Русской Православной Церкви и Московский Патриархат потеряет статус крупнейшего в мире православного духовного и политического центра».
Можно еще добавить, что упомянутое обстоятельство очень хорошо понимает также политический истеблишмент России. Там, безусловно, ценят цементирующую имперскую силу РПЦ и понимают все преимущества иметь в Украине такой влиятельный «свой» орган, как УПЦ МП. Зачем им рубить сук, на котором сидят?

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика