Последнее время правительственные структуры Украины (Госкомитет по делам религий, Администрация Президента, члены Кабинета Министров) проявляют некоторую активность, направленную на поддержку движения за создание единой помесной церкви Украины. Речь идет о попытках залечить раскол православия с помощью двух «матерей-церквей» — Российской и Константинопольской. Так, недавно делегация УАПЦ во главе с ее предстоятелем митрополитом Мефодием (Кудряков) очередной раз встретилась с представителями Константинопольского патриархата. Обсуждались проблемы признания украинских неканонических церквей, в частности, признание действительности хиротоний ее епископов. Можно предположить, что идет подготовка к очередным переговорам между двумя патриархатами и представителями УАПЦ и УПЦ КП, переговорам, которые должны состояться в мае 2002 г. К сожалению, подробности последней встречи украинской и константинопольской сторон неизвестны. Дело в том, что действия и стратегия правительства не являются прозрачными не только для широкой публики, но также для самих объектов этой деятельности — православных церквей. Некоторые скупые сведения можно получить только из коротких декларативных заявлений министров, особенно тех, которые баллотируются в депутаты (В частности, премьер- министр Украины Анатолий Кинах заявил, что в Украине будет создана «Объединенная церковь»). Создается также впечатление, что лучше всех осведомлены журналисты именно той церкви, которая лихорадочно сопротивляется всем и любым попыткам объединения — УПЦ МП. Наверное, где-то крутится еще одна кассета. По многим признакам, правительственный план состоит из нескольких шагов, а именно — получение из рук Москвы автономии УПЦ МП (при поддержке администрации президента России и самого Путина); присоединение к ней всех тех православных епископов УАПЦ и УПЦ КП, которые стремятся к каноничности, и формирование таким образом единой церкви Украины. А на последнем этапе единая церковь получает автокефалию из рук Москвы и при содействии Константинопольского патриархата. Косвенных доказательств существования такого плана имеется много. Например, «Церковный вестник» РПЦ (декабрь 2001 года) сообщает, что «в Киеве рассчитывают на помощь Москвы» и что «официальный Киев хотел бы привлечь Владимира Путина к решению церковной проблемы» в смысле предоставления УПЦ автокефалии. При всем уважении к намерениям и изобретательности авторов такого гипотетического проекта, он не кажется более реальным, чем все предыдущие усилия в этом направлении. По одной и очевидной причине — Московская патриархия, по крайней мере, в своем современном составе, никогда на него не пойдет. Как справедливо пишет Интернет-журнал «Единое отечество», «кроме стратегической задачи сохранения единства и целостности Русской Православной Церкви, у Московского Патриархата есть еще одна веская причина не соглашаться с планом автономии в Украине… Реализация идеи „единой поместной церкви“ в Украине лишит Россию одного из ее главных геополитических аргументов — лидирующей роли в православном мире. „Украинская Помесная Церковь“ по количеству приходов будет равна Русской Православной Церкви и Московский Патриархат потеряет статус крупнейшего в мире православного духовного и политического центра». Можно еще добавить, что упомянутое обстоятельство очень хорошо понимает также политический истеблишмент России. Там, безусловно, ценят цементирующую имперскую силу РПЦ и понимают все преимущества иметь в Украине такой влиятельный «свой» орган, как УПЦ МП. Зачем им рубить сук, на котором сидят?