Как известно, во время визита в Варшаву президент России Путин, проявляя особую любезность к полякам, выразил через польскую «Газету виборча» гордость по поводу того, что «славянин, поляк стал папой. Это для нас очень приятно». Он заявил также, что на государственном уровне не существует возражений в отношении визита Римского папы Иоанна Павла II в Россию и что он готов пригласить высокого гостя «в любой момент». Путин вспомнил и о католическо-православных противоречиях, но рассказал, что он работает над тем, чтобы убедить священноначалие РПЦ принять 81-летнего понтифика в Москве (не намек ли это на то, что визит состоится в 2002 году?). Здесь, однако, по словам Путина, «надо иметь осторожность и терпение». Заявление Путина широко комментируют СМИ России, в частности, православные масс-медиа. Большинство из них лестно толкуют это заявление президента в благоприятном для себя смысле — как фактический отказ пригласить Иоанна Павла II в Москву. Это, однако, не совсем так. По большому счету, в российском тандеме Церковь-Государство последнее слово традиционно остается за Кремлем, за светской властью. Если Путин действительно признает визит необходимым и важным, то у церкви будет мало шансов. Не напрасно президент подтвердил, что формальные приглашения Иоанна Павла II, сделанные президентами Горбачевым и Ельциным, остаются в силе. Свою точку зрения, в отношении визита, имеют также российские римо-католики. Архиепископ Тадеуш Кондрушевич сказал: «Нас здесь не много, но мы еще существуем. И поэтому мы хотим встретиться с главой нашей церкви, мы имеем право пригласить его. Что мы и делали несколько раз. Иоанн Павел конечно же желает посетить Россию, но ему, так же, как российским католикам, очевидно, что просто приехать — невозможно». Если визит состоится против воли РПЦ, он только усложнит и без того тяжелую межцерковную ситуацию. Неожиданное развитие получила проблема визита Папы в Россию в Татарстане. Оказалось, что там все — региональный президент, правительство, общественность и муфтий мусульман республики — готовы принять Римского понтифика хоть сегодня. Но лучше всего — в 2005 году, когда Татарстан будет отмечать 1000-летие основания Казани. Патриарх Алексий II высказался, как всегда, непримиримо, напомнив (в который раз!) те претензии, которые Москва имеет к Ватикану. Это, как известно, религиозная ситуация в Западной Украине, неблагоприятная для русского православия, и активная миссионерская деятельность Католической церкви на «канонической территории» РПЦ, где русское православие имеет «тысячелетние корни» — в России, в Украине и Беларуси. Патриарх Алексий II еще сказал, по-видимому, учитывая опыт Украины, что если, по приглашению правительства России, визит Папы таки состоится, Московский патриарх не будет с гостем встречаться. Это немного напоминает детский каприз, а где же и обсуждать сложные проблемы, как не на высшем уровне? Путин не может не понимать, что визит может быть удачным и полезным только в том случае, если будут достигнуты определенные договоренности между двумя церквями, а также… между правительством России и Московской патриархией. Но Путин также знает, как получить в ответ: «да».