Русская линия
День (Киев) Клара Гудзик05.01.2002 

Рождество — праздник благоволения

Газета «День» от всего сердца поздравляет с Рождеством Христовым Украинскую автокефальную православную церковь, Украинскую православную церковь Киевского патриархата, Украинскую православную церковь Московского патриархата и Украинскую греко- католическую церковь — все церкви, отмечающие Рождество в один день и вместе составляющие наибольшую часть украинских христиан.
У всех этих церквей общая вера и общие корни — Киевская митрополия, основанная больше 1000 лет назад, а также одинаковый (византийский) богослужебный обряд; все они одинаково считают церковное время по Старому календарю. Упомянутые четыре церкви имеют еще один общий признак, а именно, — этнический, ибо в каждой церкви подавляющее большинство верующих — украинцы. Они обитают и работают рядом, одинаково живут, одинаково переживают соблазны и бедствия нашего переходного времени. Казалось бы, что между ними, членами этих христианских церквей, должен быть только мир, взаимопонимание и уважение, а также совместный труд на благо собственного народа, для помощи нуждающимся. Но где там — у нас, видите ли, раскол, и не один!
На чем основаны наши церковные расколы, иногда разделяющие людей драматичнее, чем принадлежность к различным религиям, не говоря уже о политических партиях? Почему православные украинцы разделились на враждебные кланы, которые не может объединить даже такой большой и величественный праздник, как Рождество Христово? День, когда должен быть «на земле мир, а в людях — благоволение»? Благоволение ко всем людям, а не только к членам своей православной «секты». Разве православные украинцы не замечают, что они превращаются в «сектантов», которых они так любят осуждать, — непримиримых, враждебных ко всем, кто не принадлежит к их секте.
Иногда кажется, что все мы жертвы гигантской провокации. Ибо как иначе можно расценивать то, что благодаря усилиям околоцерковных «политиков» главными православными «догматами» сегодня стали такие понятия, как «каноничность», «ортодоксальность», «автокефалия», верность московской «матери-церкви» и тому подобное. А одна для всех вера в Троицу, в Сына Божьего, общее «Верую» отошли куда-то на задний план, словно утратили для православных свое первостепенное значение. Кто в этом виноват?
Судя по всему, отнюдь не верующие, а церковная иерархия. Именно им — всем им — есть что делить и, в отличие от народа православного, есть что терять от объединения церквей. Престижные кафедры, большие епархии, доходы с епархий, благосклонность денежных светских политиков, влияние на власть, поддержку Московского патриархата. Ради всего этого они настраивают православных против православных, украинцев против украинцев, а бедный народ уже не знает, кого слушать, кому верить. Раскол православия старательно культивируют также светские политики-неудачники, которые через многочисленные православные братства надеются обеспечить себе публичность, благосклонность широкого православного общества, а еще — поддержку олигархов, играющие на церкви, как на бирже. Для них наш болезненный раскол является золотой жилой, «эдемом», где царит старый, как общество, принцип — «разделяй и властвуй».
Есть еще одна причина разделения церкви. Для иерархов всегда легче конфликтовать, тем более публично, чем действительно работать — ставить на соответствующий уровень духовное образование, обеспечивать элементарную нравственность духовенства, осуществлять эффективную, а не показную социальную церковную политику, то есть помогать, согласно учению Христа, как своим парафиянам, так и всем нуждающимся.
Накануне великого праздника Рождества Христова мы желаем всем христианам совместного плодотворного труда и искреннего уважения ко всем людям — независимо от их конфессиональной или церковной принадлежности. И тогда объединение само собой устроится, кто бы ни стоял у него на пути.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru