На Рождество телезрители наблюдали попытку создания нового гражданского культа. В конце минувшего года обозначилась неожиданная, но вечная тема — православие и политика. Два персонажа привлекли наибольшее внимание. Один из них банкир, но православный, другой монах и духовник раба Божьего Владимира, но при этом публичная фигура, человек с большим удовольствием дающий интервью, в коих обсуждаются и темы сугубо политические. Глобализм, к примеру. Имена их на слуху, сами они на виду, потому и так ясно, о ком идет речь.
И ясно, что не в глобализме главное. В самые последние дни 2001 года появились сообщения о том, что начались разговоры о необходимости дополнительных налоговых льгот церковным организациям, а Патриарх в интервью, опубликованном в первом номере популярного еженедельника, призвал одергивать на улице «развратно одетых женщин», а заодно и мобилизовать общественность на борьбу другого рода. Речь шла о тех СМИ, прежде всего электронных, которые пропагандируют непотребство. Общественность, по мысли Святейшего, должна требовать, чтобы такие телеканалы государство било рублем.
Не столь заметно было другое — выход первого номера журнала «Отечественные записки», темой которого стали дела церковные. Появилась лишь весьма квалифицированная рецензия Бориса Фаликова на сайте hartiya.ru (
www.hartiya.ru). Он обратил внимание на то, что в журнале была представлена точка зрения лиц, связанных с российскими приходами Зарубежной Церкви, усиленно критиковавших «справа» Московскую Патриархию. Это было бы не очень интересно, если б не одна деталь На Рождество телезрители наблюдали попытку создания нового гражданского культа — те же лица участвуют в издании газеты «Спецназ», которую можно назвать лояльным вариантом газеты «Завтра» (хотя последняя, конечно, с журналистской и литературной точки зрения гораздо ярче и профессиональнее).
Собственно, с зарубежными приходами всегда была некоторая ведомственная неясность, давно уже казалось, что они являются некоторой страшилкой для Московской Патриархии. Но такое кадровое единство, пожалуй, отмечается впервые. Однако все это — так, наблюдения над странными играми, пока маргинальными, но при известных обстоятельствах могущих составить политико-идеологический мейнстрим. Правда, обстоятельства еще должны сложиться.
Пока же на Рождество телезрители наблюдали попытку создания нового гражданского культа — без участия президента, продемонстрировавшего свои религиозные убеждения политически корректным и пиаровски выигрышным образом (он уехал в провинцию), но в присутствии Патриарха и тех, кто вызвался представлять интеллигенцию на встрече с ним. Был это не то концерт, не то сильно облегченный вариант богослужения. Голосом артиста Шалевича читались выбранные места из Нового Завета, а на сцене под музыку исполнялся Символ веры («Верую…»). Облегчение было в том, что в храме при чтении Евангелия принято опускать голову, а тут народные артисты бывшего СССР и Герои соцтруда даже и не вставали. Сделали они это один только раз — в конце мероприятия, при совместном исполнении «Отче наш».
Идеологической я бы эту акцию не назвал, но знаковой ее считать можно. На наших глазах утверждается новый стиль не государственного, не религиозного, а публичного поведения тех, кто считает себя истеблишментом. Пошловато, бездарно, без чувства и даже без особого пафоса — вот таков новый московский стиль. Пока не кремлевский, но московский. Присутствие в зале самого старшего Михалкова напомнило, что первым проявлением этого стиля было утверждение год назад сталинского гимна, приведшее к тому, что теперь депутаты собираются заставить граждан вставать при его исполнении под страхом уголовного наказания.
Так ведь кого-то заставят, а кого-то — нет. Кто-то и в самом деле решит, что новый гражданский культ, включающий концертное исполнение Символа веры, и есть православие, а кто-то отнесется к этой пошлятине как к неоязычеству, каковым она и является. И самое главное: в информационном обществе эффективных законных способов распространения и утверждения этого культа нет. Вот если удастся сделать российское общество не совсем информационным, то это и будет та перемена обстоятельств, при которых маргиналы могут рассчитывать на главенство.
вообще Рождество — праздник семейный, детский, и святки — время веселое, не казенное.