Месса, состоявшаяся вчера на родине Святого Франциска по инициативе Папы Римского, стала событием, выходящим за рамки отдельного религиозного акта. В древний итальянский город к базилике Святого Франциска Ассизского (XIII век) съехались 48 делегаций: представители 12 мировых религий и течений, иерархи 33 христианских церквей. Среди них были и православные патриархи, а также делегация Русской православной церкви. Мессе в Ассизи предшествовал экуменический семинар в Ватикане, на котором подчеркивалась особая роль церкви в нынешний период, когда нет противостояния сторон, входивших в разные военно-политические блоки. Но усилилась опасность, исходящая от международного терроризма, борьбу с которым обязана вести и церковь. Позитивным фактором стало участие в семинаре и мессе представителей духовенства ислама, иудаизма, буддизма и других конфессий. Вчерашняя «молитва о мире» — это не только попытка консолидации различных религиозных сил под эгидой Иоанна Павла II. Выбор Ассизи для проведения мессы преследует и важные «земные цели» — привлечение внимания общественности к столице мирового францисканства, к развитию градостроительства, реставрации ценных памятников искусства. Именно эту сторону «молитвы» выделил в беседе с корреспондентом «Времени МН» настоятель кафедрального собора кардинал Эрсилио Тонино: «С 1349 года в Ассизи произошли 23 сильнейших землетрясения, и последнее из них в 9 баллов — в сентябре 1997 года. Тогда пострадали и верхняя, и нижние церкви базилики, 28 знаменитых фресок Джотто». Ныне все последствия разрушений ликвидированы, на это потребовались значительные капиталовложения. Но кто может гарантировать, что в этой сейсмоопасной зоне не случатся новые катастрофы, которые повлекут чудовищные разрушения? Тем не менее никакие катаклизмы не снижают интереса людей к Ассизи — этот один из главных после Ватикана центров паломничества, где принимают представителей всех стран и народов. Ежегодно только кафедральный собор посещают более 12 млн человек. Францисканство как религиозное, теологическое и нравственное христианское течение зародилось после возведения Франциска Ассизского в 1228 году Папой Римским Григорием IX в лик святых. Появление такого проповедника, как Франциск, в период, когда церковь, истощенная крестовыми походами, ощущала острую необходимость в укреплении своих позиций, имело особое значение. Аналогии опасны, но кто знает: не подобный ли этап религиозной «турбулентности» проходит сегодня? Мировая церковь и мы, возможно, становимся свидетелями того, как создается образ нового христианского католического подвижника и мыслителя XXI века, со своими 13 энцикликами и сотнями посланий. Через 800 лет после Франциска Ассизского вновь предстает пастырь, помогающий пастве преодолеть духовные, социальные и иные невзгоды. Именно этой мыслью проникнута и «молитва о мире». Она же входит в программу всех действий нынешнего, 264-го понтифика. Рим