Православие.Ru | Игорь Винниченко | 07.12.2006 |
Довлеет дневи злоба его.
Мф. 6, 34
Картина в высшей степени удручающая, но мы должны трезво смотреть на положение дел. Увы, никакой другой элиты у нас нет, и ни в каких заповедных эмиграциях ее не воспитали. Нам придется еще долго жить в условиях номенклатурной демократии, где так разительно отличаются слова от дел. Страна разлагается, другого не скажешь, и никакие валовые продукты ее не спасут, потому что это разложение касается души государства. В системе рыночной экономики торжествует необходимость, и именно эта необходимость подписывает нам всем смертный приговор. Миру не нужна сильная Россия, а в том виде, в каком нужна, это уже не Россия. И народ, главный носитель всех признаков национальной самобытности, все это прекрасно понимает и пьет, беспробудно пьет, осознавая безысходность будущего.
Конечно, существует еще и фактор так называемого «духовного возрождения», того массового обращения к Церкви, который был отмечен в последние годы. Но годы прошли, и мы теперь можем честно сказать, что возрождения не произошло. То есть существует узкий круг православных верующих, даже при верхних цифрах статистики, не более 6 млн человек на всю страну, но их существование никак не вписывается в общественную жизнь государства. Этому можно найти массу объективных причин, но есть одна субъективная, о которой следовало бы говорить в первую очередь. А дело просто в том, что сама Русская Православная Церковь оказалась не готова к переменам. Нет в ней достаточного количества подвижников, чтобы преодолеть чудовищную инерцию материальной необходимости, которая со временем только нарастает. Произошло худшее: Церковь сама начинает врастать в систему рыночных отношений, приспосабливаться к действующим нравственным законам, которые основаны отнюдь не на Нагорной проповеди. И это вовсе не вина недостойного духовенства, духовенство у нас, опять же, то, какое есть. Это общий процесс, — процесс оскудения любви. В обществе скопилось слишком много неисповеданных грехов, и все они тянут нас вниз.
Но вот, доходя от таких здравых рассуждений до стадии депрессивного уныния, мы вдруг задаемся вопросом: а как там, у них, где люди давно примирились с духовной нищетой и вполне комфортно чувствуют себя в понятных законах рынка, откуда доносятся сладкие песни о всех прелестях жизни и где так солнечно улыбаются звезды на красных дорожках своих регулярных групповых камланий? И выясняется, что пресловутый «колбасный рай» по части духовного разложения далеко опережает всех нас, и «золотой миллиард» в перспективе растит поколение самоубийц. Духовное состояние западного общества уже и кризисом не назовешь, его практически уже просто не ощущается. Западный мир, лишенный смысла и воли, уже стоит на грани полного и окончательного падения под напором волны волевых и целеустремленных варваров, которые не оставят и памяти о прежних ценностях. Но в системе, где «человек человеку — волк» не принято выражать свое отчаяние, и вот они ослепительно улыбаются, они демонстрируют свою радость и уверенность, гоня от себя все более или менее глубокие размышления. Запад уже не может дать человечеству ничего продуктивного. Показательно в этом смысле состояние искусства, где уже много лет не происходит ничего достойного. Высоты классического искусства, всегда питаемые изрядной гордыней пресыщенности, теперь и вовсе превратились в окаменевший памятник кому-то, кого все забыли. Авангард пустился во все тяжкие извращения, пережевывая и оплевывая мировую культуру прежних веков. Ну, а попса всегда ориентировалась на физиологию, на низменные инстинкты. И это то самое общество, которое составит пресловутый «золотой миллиард»? Вот уж, воистину, избави нас Господь от такого счастья.
И вот, не найдя в обозримом будущем никаких просветов для нашей родины, мы возвращаемся к давно прочитанным страницам Нового Завета, где никогда не обещалось земное счастье для кого бы то ни было. Основой мироощущения нормального православного человека всегда была эсхатология, то есть ожидание не счастья, а конца света. Вершины духа мы прошли именно тогда, в первые века христианства, а теперь мы уже скатились в низины. Мы бездумно тратили свою духовность на протяжении столетий, и то, с чем мы остались, есть результат. Но ведь именно нам, русским православным людям, дано тянуть эту лямку до конца, когда весь мир погрязнет во тьме. Почему нам? Так Господь судил! Потому что именно мы приняли веру от Византии, мы сохранили ее в последующие века, и мы пронесли ее сквозь тьму социалистического беснования. И хоть не много сохранилось в нас этой веры, но мы будем стоять до конца. До самого последнего конца. И, конечно же, не будет нам за это ни палат каменных, ни даже достойного существования, но может именно нам, пройдя все испытания последних лет, доведется встретить истинно счастливое будущее словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе!».
И это значит, что содержанием жизни должно быть не будущее, а настоящее, проблемы сегодняшнего дня, в решении которых залог нашего будущего. Преодолейте раздражение, проявите доброту, забудьте обиду, и уже этим вы сделаете мир счастливее. Это очень тяжело — быть добрым в неблагодарном мире, но это именно то дело, ради которого мы посланы на землю. И пусть практика малых дел отвлечет вас от глобальных переживаний за будущее страны. А если кто действительно жаждет ощутить подлинную радость, то единственная и подлинная радость существования скрыта в служении Богу. Но это только слабый отблеск того истинного блаженства, которое ждет нас при встрече с Господом.
Так что давно пора оставить сладкие мечты о всемирном торжестве России, давно надо признать, что в своем настоящем состоянии мы не имеем права даже мечтать об этом. Одна проблема абортов опускает нас в такие бездны падения, которые, возможно, были неведомы и Иуде Искариоту. Нам есть в чем каяться, если мы ощущаем себя единым богоспасаемым народом, и пусть именно покаяние станет главным содержанием нашего существования. Но при этом пусть наше искреннее покаяние не станет для нас препятствием к принятию пасхальной радости, и, верные воскресшему Христу, мы возложим все наше упование не на далекое будущее, а на вечное блаженство. Ей, гряди, Господи Иисусе! Аминь.