Русская линия
Аргументы и фактыПротодиакон Андрей Кураев06.12.2006 

«Войдут ли олигархи в Царствие Небесное?»
Профессор Московской духовной академии диакон Андрей КУРАЕВ отвечает на сложные вопросы, которые рано или поздно задаёт себе каждый человек

— ОТЕЦ Андрей, что такое счастье? И есть ли оно в православии с его строгими постами и долгими службами?

— Мне непонятно другое: как может быть счастье вне религии? Самое главное условие, которое нужно человеку для счастья, — ощущение смысла, что «понапрасну ни зло, ни добро не пропало» (дивные строчки Арсения Тарковского!). Но для неверующего человека вопрос смысла его существования так и остаётся вопросом и болью. А религиозный человек может удвоить любую свою радость, потому что он видит в ней смысл. Например, он может обрадоваться встрече с хорошим человеком, как любой из нас, но религиозный человек обрадуется ещё и потому, что увидит в этой встрече ещё и некое Божье откровение, к нему обращённое, Божью улыбку. Один английский писатель сказал, что самый несчастный человек на свете — это атеист, который видит закат, но ему некому сказать «спасибо» за эту красоту.

Забота Бога

— КАК распознать Божье откровение? Надо ли доверять своим предчувствиям, видя в этом знак свыше?

— Да, конечно, но очень часто мы понимаем эти знаки неправильно. Хотя это может быть неплохой способ сохранить душевное здоровье. Например, сказать вслед ушедшему автобусу: «Значит, на то воля Божья, Господь меня не пустил на ту встречу, на которую я собирался». А иногда это же событие лучше истолковать иначе: раз автобус ушёл, то предстоит доказать свою непривязанность к деньгам; давай, парень, души свою жабу и траться на такси. Слово «чудо» на славянском языке звучит как «знамение». Это знак.

— Если всем управляет Господь, тогда можно сидеть сложа руки и ждать, что будет? Фатализм какой-то.

— Мы должны работать так, как если бы всё зависело только от нас. А молиться должны так, как если бы всё зависело только от Бога.

Вылезайте из щели под плинтусом

— В ОДНОЙ из своих статей вы призываете верующих активно делать карьеру — чтобы стало больше православных в верхах. Трудно представить истинного христианина в образе карьериста…

— Когда я говорю о том, что у православных должен быть вкус к карьере, речь о том, что не нужно идти путём социального самоубийства: мол, если ты пришёл в церковь, то тебе осталась только одна социальная маска, в которую надо себя втиснуть. Это не так. Церковь — для всех. А значит, в том числе и для людей социально успешных. Если у тебя есть возможность в силу твоих профессиональных знаний, опыта, стечения обстоятельств сделать шаг вверх в той корпорации, в которой ты работаешь, то не надо думать, что ответ твоей христианской совести на это предложение может быть только один: «Нет, ни в коем случае, позвольте мне остаться в моей щели под плинтусом». Можно сделать шаг вверх. Но христианин любой поступок в своей жизни должен оценивать в христианской перспективе — что может быть хорошего в моей жизни, если я соглашусь на это? Можно ли по дороге остаться христианином и сделать на верхней ступеньке то, что я не мог бы сделать для людей и для Бога на ступеньке пониже?

— Неудачник с православной точки зрения — это кто?

— У Марины Цветаевой есть строчки: «Господи! Душа сбылась: умысел твой самый тайный». Душа сбылась — это удача, успех, успение. А неудача с христианской точки зрения — когда человек не смог очеловечиться, а тем более обожиться. То есть так и остался «заслуженным потребителем республики».

Кстати

ДИАКОН Андрей Кураев в ноябре совершил уже второй за этот год лекционный тур по Средней Азии.

ЭТО событие, состоявшееся с благословения митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира (Икима), было важным не только для всего православного, но и вообще русскоязычного населения этого региона, входившего некогда в состав России. Причина тому: визит состоялся при активном содействии практически всех уровней органов государственной власти Республики Узбекистан. Для его выступлений, в которых часто затрагивались и евангельские темы, были предоставлены государственные культурные центры. Приезд Кураева стал доказательством потепления отношений между Россией и Узбекистаном. Ведь состоялся он в достаточно трудных условиях.

Принятый в республике закон, направленный на пресечение деятельности экстремистских группировок, запретил на территории этого подчёркнуто светского государства миссионерскую деятельность для всех без исключения религиозных деноминаций. Новые миссионерствующие религиозные образования, в основном западного происхождения, при ужесточении государственного контроля за исполнением закона сразу заявили в мировые информационные СМИ о гонениях на христиан. Визит же отца Андрея стал сам по себе опровержением подобных домыслов, показав, что, действуя корректно и в рамках существующих законов, вполне можно говорить о Евангелии в Узбекистане. Православная и светская общественность в Средней Азии восприняла визит московского профессора как прорыв в информационном барьере, созданном понижением уровня связей после развала СССР и дороговизной передвижения.

Резюмируя, скажем: визит отца Андрея Кураева в Среднюю Азию стал знаковым событием не только в религиозном, культурном, но и в политическом плане, позволив всем почувствовать себя и наши государства ближе друг к другу.

Ольга МИНАЕВА, Сергей СТАЦЕНКО

http://www.aif.ru/online/aif/1362/1601


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика