Русская линия
Россiя М. Ахундова18.01.2002 

Пора запасаться чудо-водой

Сегодня оканчиваются веселые святочные гулянья. У православных христиан крещенский сочельник — постный день, предваряющий один из двенадцати наиболее почитаемых церковью праздников — Богоявление.
Верующие христиане вновь переживут в эти дни знаменательное для них событие: в евангельские времена людям, собравшимся к реке Иордан для древнего очистительного обряда водного крещения, от пророка Иоанна было особое знамение. Явились все Лица Божественной Троицы: Бог Отец из отверстых Небес, Его крестившийся Сын и Дух Святой, сходящий на Сына в виде голубя. Праздник назван также Крещением Господним.
Обычай праздновать Богоявление установился в первые века христианства. На Руси этот праздник утвердился не позднее XII века. В старину в крещенский сочельник полагалось ничего не есть до наступления темноты (до первой звезды), затем скромная трапеза, которую называли Голодной кутьею, или Голодным Святым Вечером.
В крещенский сочельник совершается великое освящение воды, которое бывает лишь в этот день и в сам праздник Крещения, после Божественной литургии. Для такой воды есть особое название — агиасма. Для христиан она — великая святыня, исцеляющая душу и тело. Освященную воду люди набирают в ведра и кувшины и хранят дома целый год. Считается, что крещенская вода обладает целебными свойствами. Сразу же по приходе домой ею окропляют детей. В течение года ее дают пить больным, смазывают раны и царапины, добавляют в пищу.
Вода в праздник издревле освящалась по такому обычаю: в реке, озере или другом ближнем к церкви водоеме заранее прорезается прорубь, называемая Иордань. Священники вместе с народом выходят к ней из храмов, совершают торжественный крестный ход, затем вода в ней освящается. Совершается и освящение колодцев.
В Крещение, как и на Пасху, полагалось также торжественно крестить оглашенных — людей, готовившихся принять таинство Крещения. Это сегодня можно окреститься без проблем. Раньше оглашенные, так называемые катехумены, постепенно приобщались к церковной жизни, участвовали в общих молитвах, таких как экзорцизм (изгнание злых духов), обучались Священному Писанию. Этот период перед крещением продолжался от одного до трех лет, а для некоторых и всю жизнь.
Но вернемся к празднику. На Руси Богоявление сопровождалось еще одним обычаем — массовым купанием в ледяной проруби. Считалось, что искупавшийся в освященной Иордани смывал с себя грехи прошедшего года. Зная, что церковь неодобрительно относится к гаданиям и одеванию карнавальных личин на Святки, люди стремились смыть и этот грех в Иордани. А поскольку колядовали и гадали почти все — то и выстраивались у Иордани огромные очереди. Причем обязательно окунались в священную прорубь актеры и скоморохи, для кого «надевание личин» было профессией.
Окунавшиеся в Иордань устраивали соревнования — кто кого пересидит в проруби. Небезынтересно, что сохранились воспоминания о легенде Москвы второй половины XIX века — немце Людовике Карловиче. Этот лютеранин приходил в Крещение к Иордани и пересиживал всех тягавшихся с ним русских — за что получил уважение москвичей и кличку Ледовик Карлович.
С Праздником Богоявления были связаны и многие народные приметы. Мороз, пасмурный день и снег хлопьями на Водокрещи (народное название праздника) считались к урожаю хлеба, ясный день — к неурожаю. Сильные вихри на Крещение — к хорошему роению пчел, звездная ночь — к урожаю гороха и ягод, лай собак — к обилию дичи. Так сочетались в русском сознании христианский смысл праздника и языческие суеверия. И сегодня Богоявление входит в нашу жизнь скорее не с религиозной, а с обрядово-бытовой стороны. Так что запасайтесь графинами-бидонами. Уже скоро станут при храмах чудо-воду разливать. Надейтесь — поможет.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru