Русская линия
Россiя И. Шибанова31.01.2002 

Мусульманка с высшим образованием желает познакомиться.
Мужья в мусульманских семьях обязаны оплачивать супругам домашнюю работу так же, как если бы хозяйством занималась домработница

Такое «довольствие» жена должна иметь, даже если выходит на работу. Ведь работать она не обязана. Не отвечает она и за семейные долги. Такое положение многим женщинам придется по душе. О том, как порой складывается жизнь мусульманки, — история Эльмиры, недавно переехавшей в Москву из Грозного.
Эля родилась в Грозном 31 год назад. Тогда там никто и не думал о войне. Все было спокойно и благополучно, почти как в Багдаде из детской сказки. Папа работал секретарем райкома партии, мама — главврачом в центральной больнице. По всем меркам семья была обеспеченной и очень крепкой. Возвращаясь домой с работы, папа — партийный функционер, стоя на коленях, взывал к милости Аллаха и просил успехов в делах.
— Меня воспитывали очень скромно. Если давать детям все, что ни пожелают, то это очень развращает душу. Школа — музыкальная школа — дом. Учили тому, что призвание мусульманки — брак, святые обязанности матери, хозяйки, подруги мужа, воспитательницы и учителя своим детям. Мы должны уже с малых лет уметь и шить, и стирать, и готовить.
— Как вы замуж вышли?
— Обязательным условием, которое поставил отец, было замужество только после получения аттестата, и не простого, а аттестата о высшем образовании. Я захотела учиться на врача, «как мама». Но. пришлось бы уезжать в другой город, в Махачкалу, только там находился медицинский вуз. «Нет, никогда и никуда я тебя не отпущу, — сказал отец. — У нас в Грозном достаточно институтов».
А знакомство мое с будущим супругом ну никак нельзя назвать романтическим. Как положено, как веками заведено у нас — просватали меня. К родителям пришли родственники Карима, рассказали о его семье, о его положении. Карим взрослый, самостоятельный, 32 года, зарабатывал хорошо, мог и меня и детей будущих обеспечить. Рассудили, что мы друг другу подходим. Я в этом участия не принимала, все без меня решено было.
Первое свидание у нас прошло без слов, показали друг другу на минутку — и развели: «Посмотри: твой будущий муж. Через три месяца свадьба». Я растерялась. Но тут мама взялась мне помочь: «Если ты боишься, дочка, что это не тот человек, который тебе нужен, я устрою так, чтобы вы могли хоть немного друг друга узнать». Карим стал специально приходить к нам домой, когда папа был на работе. Мама, улыбаясь, звала меня на свидание. Вот такой «семейный заговор». Мы нагуливали круги около дома. По всей вероятности, отец обо всем догадался, но решил не мешать нам. Да и не могли мы ничего криминального совершить: ни в кафе сходить, ни на машине покататься. Хотелось, конечно. Но. А осенью у нас свадьба была.
— Вы регистрировались в загсе?
— Браки у нас в загсе чаще всего не регистрируются. У нас достаточно того, чтобы родственники обо всем знали и чтобы прошел религиозный обряд. От матери девушке обычно переходит по наследству посуда, ковры, какие-то предметы быта. Никакого «калыма» в исламе попросту не существует, в шариате оговорен только «махр» — свадебный подарок, который преподносится в знак любви и уважения своей будущей супруге. Поясняю еще раз: жених преподносит подарок именно невесте, а не ее родным и близким. Ну, а при отсутствии у юноши каких-то особых материальных ценностей его свадебный дар может выражаться, к примеру, в обещании обучить свою жену правильному чтению священного Корана.
В Чечне остался обычай красть невест. Когда после совета старейшин не достигнут «консенсус», то приятели и родственники жениха могут увезти возлюбленную. Моя сестра вышла замуж именно так. Сам факт присутствия девушки на территории жениха не означает автоматического принятия ею статуса законной супруги. Все время, пока она находится в покоях его дома, ни один мужчина (и даже будущий муж) не имеет права пальцем дотронуться до нее. Обычно уже на следующий день родителям сообщается о том, что их дочь «выкрали». И тут уже решающее слово за ними.
— Эльмира, почему вы так недолго были замужем, всего полтора года? Не совмещается это с нашими представлениями о мусульманской семье.
— Да, я знаю. Как-то давно, еще в советские времена, дядя с тетей поняли, что не могут больше жить вместе, и решили расстаться. Так местная пресса такую шумиху подняла, что пришлось им передумать. Разводы у нас были такими же редкими, как вода в пустыне.
— Почему же это случилось с вами?
— Мы прожили мирно и счастливо несколько месяцев. А потом мой благоверный стал часто ездить в небольшой российский город. Говорил, что по работе. Потом сам признался — не выдержал. У него в этом городе давно уже другая семья была. Я могла бы, конечно, смириться. Ведь как у нас бывает: муж изменяет, все об этом знают — и жена, и многочисленные родственники, а терпят. И пикнуть боятся. Почему? Да потому, что не знает бедная женщина, что делать будет, когда одна останется. И какой позор всему роду будет! Могут к особо хулиганистому мужу стариков послать, урезонить его как-то. Но все на совести мужчины останется. Захочет — так со стариками вообще разговаривать не будет, молча дверь закроет, и все. Разведенной женщине потом очень сложно повторно замуж выйти. А у мужчины есть выбор, на ком жениться. И он, конечно, предпочтет юную девственницу.
— Как совершается развод?
— Нерадивый муж может выгнать жену, если она по каким-то причинам разонравится. Или просто надоест. Причем может не утруждать себя объяснениями причин. Это совсем не согласуется с исламскими законами, но, видимо, национальная традиция здесь гораздо сильнее.
— Правда ли, что женщины у вас постоянно сидят дома? Ограничивает ли муж свободу?
— Неправда. Нас никто не запирает на большой висячий замок. Другое дело, что во всем присутствует некая договоренность. Если женщина куда-то отлучилась — на базар, к подруге, то она, конечно, должна сообщить мужу, куда и зачем хочет пойти, когда вернется. Каждая семья решает этот вопрос по-своему. Некоторые женщины сами считают, что им не нужно лишний раз выходить из дому.
Меня мой супруг почти не ограничивал. Я работала, встречалась с подругами, ходила с девочкой на детские праздники, к нам часто заходили гости. Муж никогда не приставал ко мне с вопросами, где я была, почему опоздала с работы «на пять минут», у нас все было на взаимном доверии.
— А как быть с работой? Муж может не пустить?
— Бывает и такое. Бывает, что и родственники оказывают давление на мужчину, сплетничают. Или муж вообразит, что жена грубее стала, сварливее, когда работать пошла. Любой мужчина предпочитает, чтобы его жена занималась домом и семьей.
Но именно сейчас сильный пол вынужден отпускать женщин из дома, разрешать им работать. Часто видишь такую картину: утром мужчина очень по-деловому провожает жену на базар, чтобы она там торговала, деньги ему зарабатывала, а сам домой возвращается. Вот так. Получается, что все с ног на голову перевернулось. Теперь иногда жена занимается обеспечением достойной жизни семейства, а не мужчина, как это оговаривается в Коране.
— Должен ли верующий мужчина снисходительно относиться к недостаткам своей жены?
— Да, именно так. Но это часто не соблюдается. Законный супруг может кричать на жену, обижать, даже бить ее. Терпеть это или нет — это личное дело каждой женщины. Я бы не стала.
— Что в поведении характерно для мусульманок?
— Мне сложно говорить обо всех сразу, а о себе я могу сказать. Я не бранюсь нецензурно. Вообще любое повышение голоса, визгливую ругань я считаю ниже своего достоинства. Я с детства не могу позволить себе некоторые вещи, какие европейская женщина расценивает как простой флирт или кокетство.
— Есть ли какие-то ограничения в одежде для мусульманок?
— Паранджу, конечно, никто не заставлял носить. У нас девушки, которые хотели показать свою набожность, носили такие ленточки на голове, как шарфики. Иногда очень красивые. А платок — это головной убор замужних женщин. Вот когда модны были мини-юбки, в Грозном их тоже носили. Только если сравнить длину «наших» юбок с длиной юбок московских модниц — получится, что и не мини это были вовсе. (Смеется.) Видите ли, у нас на улицах даже сейчас не увидишь девушку, одетую в брюки или шорты. В самую жару мы надевали платья с рукавами три четверти. И никаких голых животов. Мусульманка не должна носить провоцирующую одежду.
— Испытываете ли вы сейчас какие-то трудности с выполнением обязанностей правоверной мусульманки?
— Трудности у меня только в том, что я не могу совершать намаз пять раз в день, как оговорено в Коране. Я работаю, а на работе это сделать крайне сложно. Поэтому я ограничиваюсь только первым и последним намазом. Здесь, в Москве, был со мной случай, когда я только начала работать. У кого-то из сотрудников был день рождения. Как принято, накрыли стол со всякими закусками. А я сижу и ничего не ем. Спрашивают: «Почему?» Я отвечаю, что мне моя вера не позволяет. На меня сначала очень косо посмотрели. А сейчас, наоборот, на такие праздники готовят что-то специально для меня. Это приятно.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика