Много лет назад испанский врач-радиолог Мануэль Невадо Рей, как это нередко, увы, бывает среди людей его профессии, заболел «радиодерматозом» — неизлечимой болезнью, вызванной влиянием рентгеновского излучения на кожу и поражающей прежде всего руки. Первые симптомы недуга появились у доктора в 1962 году, а двадцать лет спустя он фактически потерял профпригодность. И вот в 1992 году несчастный Невадо Рей встретил в Мадриде инженера Луиса Эухенио Бернардо, члена католической организации «Опус Деи» («Opus Dei», «Дело Божье»), покойный основатель которой Хосе Мариа Эскрива де Балагер незадолго до этого был «беатифицирован», т. е. причислен к лику блаженных, самим Папой Иоанном Павлом II. Доктор Невадо Рей, «нормальный», не особенно усердный верующий, внял совету инженера — «кто знает, авось поможет!» — и начал возносить молитвы блаженному Хосе Мариа. И действительно, уже через несколько дней болезнь начала отступать, а через несколько месяцев ее и след простыл. Доктор Невадо Рей вернулся к работе. Специальная комиссия Ватикана, убедившись в том, что исцеление и впрямь состоялось и рецидивов нет, пришла к выводу о необходимости повышения ранга блаженного Эскрива де Балагера в небесной иерархии: в ближайшем будущем Папа совершит торжественный чин его «санктификации», то есть причислит к лику святых. Конечно, все эти события вызвали бурную дискуссию: идет ли в случае с доктором Реем речь всего-навсего о каком-то не вполне нам понятном взаимодействии психических и физиологических факторов или же это действительно чудо? А если все-таки чудо, то почему в пользу лишь одного человека, а не миллионов других страдающих, не менее нуждающихся в исцелении? И так далее… Разумеется, полемика коснулась и фигуры Эскрива де Балагера, и его детища — «Опус Деи». Молись. И молчи об этом Родившийся в 1902 году в Испании Эскрива де Балагер слыл человеком необыкновенного церковного рвения. Еще в молодости, будучи приходским настоятелем в Мадриде, всецело посвящал себя благотворительной и гуманитарной деятельности. Он умер в Риме в 1975 году, а «Опус Деи» основал в 1928-м. В 1936—1939 гг. в Испании бушевала гражданская война. Один из лозунгов местных «красных» гласил: «los prestes al paredon» — «попов — к стенке». И они его применяли с избытком. Балагера тоже искали. Однажды схватили какого-то беднягу в рясе и, перепутав его с Балагером, повесили прямо перед домом, где жила мать основателя «Опус Деи». Сам же Балагер уцелел. Гражданскую войну, как известно, выиграли «белые». Впоследствии многие министры и чиновники франкистского режима были членами «Опус Деи», что навлекло на организацию обвинения в антидемократичности и профашистских симпатиях. Правда, как ни странно, эти же люди сыграли решающую роль и в подготовке мирного перехода Испании к демократии при короле Хуане Карлосе. Что же такое «Опус Деи» сегодня? Формально — «личная прелатура» при Ватикане. Это значит, что организация существует как транснациональная епархия, управляемая епископом (в настоящее время — Хосе Эчеварриа), а ее члены (кроме тех, кто в священническом сане) не подчиняются местным епископам. Цель организации — «освящение повседневной жизни», то есть внедрение строго христианских принципов во все участки человеческой деятельности — от быта до политики, от семейных отношений до экономики, труда и т. д. Согласно «Папскому ежегоднику» («Annuario Pontificio») в «Опус Деи» состоят 80 тысяч членов во всем мире, в том числе 2 тысячи духовных лиц, и все они делятся на «действительных» и «чрезвычайных». Первые живут как монахи (но без специальной формы одежды) в своего рода монастырях. Они не женаты, истово молятся и подвергают себя разным видам усмирения плоти (периодическое ношение «вериг», самобичевание). Вторые же имеют семью и не практикуют самоистязания. Но и те, и другие внешне живут нормальной жизнью, работают, учатся, причем коллеги и друзья, как правило, ничего не знают об их принадлежности к «Опус Деи» — лишний повод обвинить организацию в «таинственности», «конспиративности», «сектантстве». Известно, что «Опус Деи» уделяет пристальное внимание подготовке «менеджеров», экспертов по банковскому делу и финансам; ведет широкую деятельность в области образования, особенно в развивающихся странах, где пользуется услугами и нехристианских сотрудников. Кстати, первоначально «Опус Деи» была чисто мужской организацией, женщины смогли вступать в нее с 1930 года. «Опус Деи» не публикует ни списков своих членов, ни годовых финансовых отчетов. При этом непрерывно строятся догадки о принадлежности к организации видных фигур международной религиозной и общественной жизни. Среди них якобы личный секретарь Папы Римского польский кардинал Станислав Дзивиш, пресс-секретарь Ватикана Хоаким Наварро-Вальс, многие члены администрации США при Рональде Рейгане и Билле Клинтоне, в частности, директор ФБР Луис Фри. В феврале 2001 г. всеобщее удивление вызвала новость о том, что Роберт Филип Хансен, агент ФБР, арестованный по подозрению в шпионаже в пользу России, оказался членом «Опус Деи». Прежние понтифики, особенно Иоанн ХХIII и Павел VI, относились к «Опус Деи» с известной опаской, но Иоанн Павел II полностью поддерживает организацию. По мнению испанского исследователя Хоана Эструча, идеи «Опус Деи» оказали решающее влияние на официальный катехизис Католической церкви, опубликованный и на русском языке. Гуманисты или «католические талибы»? Как же нам, простым смертным, относиться к «Опус Деи»? Итальянский католический писатель Витторио Мессори, доверенное лицо Папы, в книге «Опус Деи»: руководство и видение в современной Католической церкви" чрезвычайно положительно отзывается об организации, подчеркивая ее вклад в христианизацию общественной, политической и экономической жизни, широкую гуманитарную деятельность в пользу обездоленных, высокую моральную требовательность к своим членам и сотрудникам. Такого же мнения придерживается американский исследователь Роберт Рояль: «…Члены „Опус Деи“ показались мне такими же здоровыми, не фанатичными и нормальными, как и члены любой другой группы католиков, воспринимающих всерьез свою духовную жизнь». Другие же авторы, как католические, так и некатолические, отнюдь не проявляют подобной доброжелательности. Так, один из виднейших богословов ХХ века Ханс Урс фон Бальтазар обвинил «Опус Деи» в попытке «навязать обществу духовные принципы недуховными методами» (но потом, правда, пересмотрел свое суждение). Возражения вызывает и основной труд Эскрива де Балагера «Camino» («Путь») — сборник изречений и «духовных наставлений», переведенный, кстати, и на русский язык. В свою очередь, выдающийся испанский писатель Хуан Гойтисоло критикует «пренебрежительное» отношение Балагера к женщинам («Не надо, чтобы женщина была образованной, достаточно, чтобы она была скромной») и его воинственность («Война — главная преграда на пути беззаботного существования. Поэтому мы должны стремиться ее любить»). Кроме того, оппоненты Балагера обращают внимание на его отрицательное отношение к демократии, призывы беспрекословно подчиняться вождям, «не спорить» («от спора не рождается истина»), считать неугодные книги «мусором»; его приравнивание противников к «демонам» и т. д. Бывший член «Опус Деи» Мария дель Кармен Тапиа в книге «Переступая порог: жизнь в «Опус Деи» обвиняет организацию в «промывании мозгов» и нарушении прав своих членов, культе личности основателя — словом, речь идет о чем-то вроде «католических талибов». Наконец, испанский богослов Хуан Мартин Веласко так судит о Балагере: «Мы не можем считать образцом христианской жизни человека, служившего государственной власти и использовавшего эту власть для распространения «Опуса», которым он управлял непрозрачными методами (вроде облаченной в белое мафии) и не подчиняясь папским наставлениям, когда они не совпадали с его образом мышления». Как видим, мнения различны до противоположности, факты — весьма противоречивы. Впрочем, тот же флер таинственности и недосказанности окружает все великие личности и организации, оставившие след в истории. Зато теперь есть чудо: доктор Невадо Рей исцелился от неизлечимой болезни. Балагер станет святым. Пути Господни неисповедимы. Рим