Русская линия | 25.03.2003 |
Степанов: Алексей Васильевич, Вы являетесь одним из руководителей политической партии «За Русь Святую». Партия Ваша сравнительно молодая, но активно занимающаяся организационным строительством. Вы позиционируете себя как национально-патриотическую силу. Скажите мне пожалуйста, зачем нам нужна еще одна национально-патриотическая партия? У нас ведь уже существует довольно много разных политических организаций патриотической направленности: Русский общенациональный союз (РОНС) Игоря Артемова, «Народная воля» Сергея Бабурина (хотя они стали называться народовольцами, но по своей идеологии это — национально-патриотическая организация) и другие. Есть, в конце концов, Народно-патриотический союз России (НПСР), в руководстве которого помимо коммунистов есть такие фигуры, как Сергей Глазьев, Александр Проханов. В общем, национально-патриотические силы присутствуют на политической сцене в России. Зачем нужна еще одна партия? Вы — предприниматель, человек дела, а значит — не идеалист, не утопист, Вы должны мыслить реальными категориями. Как Вы определяете необходимость партии «За Русь Святую», которую Вы столь активно организуете?
Мы — партия православных русских людей
Куимов: Начнем с того, что я, как и любой православный христианин, все-таки идеалист. И в основе нашего партийного строительства лежит идея -идея Святой Руси, идея того духовно-нравственного идеала русского народа, которым наш народ всегда жил и без которого он жить не сможет. Это, кстати, начинают понимать многие, в том числе такие высокопоставленные деятели, как президент России Владимир Владимирович Путин (хотя лично к нему у меня сложное отношение).
Помните, когда Путин был на Соловках, он сказал: «Россия испокон веков называла себя Святой Русью. Это нравственный идеал русского народа, который должен быть положен в основу внутренней и внешней политики России». Словом, проблески сознания бывают и у таких высокопоставленных людей, хотя тут, конечно, не обошлось без благодатного воздействия самой Соловецкой земли. Эту фразу Путина я очень хорошо запомнил, она помогла нам зарегистрировать нашу партию в Минюсте. Когда мы пришли туда, у них сразу возникли вопросы: зачем, мол, такое название? почему «За Русь Святую»? Мол, что-то тут такое непонятное. Мы им ответили: «Что же тут непонятного?! Мы реализуем установку, которую дал президент России, когда он был на Соловках"… И им нечем было крыть.
Таким образом, в основе всего лежит идея, идея Святой Руси, идея Третьего Рима, собственно, идея того, ради чего существует Россия, ради чего Господь Бог создал русский народ, идея нашего призвания в истории (об этом хорошо пишет в последнее время наш известный писатель и историк М.В. Назаров).
Но зачем нужна партия, спрашиваете Вы? Действительно, с идеей Святой Руси можно жить и без партии. Но за Русь Святую нужно бороться. Причем каждый должен бороться на своем месте, в той сфере, где у него есть способности и знания. Люди военные должны, к примеру, готовиться к защите Родины, это особенно важно в наступающем столетии, когда растут угрозы вооруженных конфликтов, что наглядно демонстрирует агрессия, развязанная США против Ирака. Ну, а те, кто получили благословение от своих духовников заниматься политикой, имеют навыки политической деятельности (ведь политикой должны заниматься люди, которые имеют к этому призвание и хотя бы некоторые таланты, это особый вид служения), эти люди должны осваивать политические методы.
Так вот, партия «За Русь Святую» призвана объединить как раз тех православных русских людей, которые видят смыслом своей жизни борьбу за идеалы Святой Руси, кто готов бороться за Русь Святую политическими методами. Таким образом, Всероссийская партия «За Русь Святую» — это партия православных русских людей. Мы — не какие-то абстрактные национально-патриотические силы, как национально-державная партия или патриоты Бабурина, вдруг решившие назваться народовольцами. У этих национально-патриотических партий не все понятно с идеологией, именно с православной идеологией.
Степанов: Иными словами, есть нечто, что Вас не устраивает в идеологии существующих национально-патриотических партий?
Куимов: Да, и я хочу уточнить: не устраивает нас, именно как русских православных людей.
Степанов: Вы рассчитываете исключительно на православный электорат, на поддержку православных русских людей?
Куимов: Это — наше ядро, это — наша база, это — те люди, с которыми мы собираемся работатьв первую очередь. Точно также как для компартии центр — это коммунисты, а православные для них — периферия. Для нас же центральное ядро — православные русские люди.
Не раскол, а объединение, но на здоровой основе
Степанов: Общим местом сегодня стало утверждение, что одной из главных проблем русского национально-патриотического движения является его фрагментарность, деление на мелкие партии, организации. Действительно у нас много партий, много всевозможных общественных организаций. Если представить такую ситуацию, что кому-то удалось собрать их в единый кулак, в единый союз, блок, то их электоральные возможности, их способность влиять на политику государства была бы весьма внушительной. Однако мы видим, что на протяжении последнего времени это сделать не удается, как впрочем не удавалось и раньше. Почему не удается объединиться русским православным патриотам?
Куимов: Конечно, дробление, расколы в патриотическом спектре политического поля в течение последних десяти лет — явление прискорбное. Но могло ли быть по-другому? Я думаю, что не могло. Сейчас многие сетуют, что за эти десять лет столько было структур, движений, но всё распадалось, делилось, то ли вследствие амбиций лидеров, то ли из-за недостатка ресурсов, то ли по другим причинам. Действительно всё это имело место, но называемые причины никак нельзя считать главными. Задумаемся, разве могло так случиться, чтобы буквально сразу после развала Советского Союза образовалась мощная национально-патриотическая сила?! Я не могу представить такой вариант развития ситуации. Ведь это было время как идейного, так и организационного брожения. Нужно учитывать и тот факт, что противоположный лагерь достаточно быстро прибрал к рукам властные и иные ресурсы. Я считаю, что некоторое брожение в обществе после распада СССР было неизбежно.
Проблемы русского православно-патриотического движения — это проблемы роста, и этого не нужно бояться. Вот недавно на Рождественских чтениях выступал председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев и жаловался, что вот мы столько работали в православно-патриотическом движении, а результат — нулевой. Это — неправда, результат не нулевой. Эти десять лет, этот период брожения обогатил нас неоценимым опытом, сейчас у нас есть возможность строить партию с учетом ошибок предыдущих лет. Я, например, не испытываю ничего кроме благодарности к тем лидерам, к тем деятелям нашего православно-патриотического движения, которые десятилетие вспахивали почву. Но ошибочно заявлять, что если за десять лет ничего не получилось, то не надо пытаться создавать что-то новое теперь. Новое можно было бы не создавать, если бы было живо что-то старое. А у нас есть только вспаханное поле, это — наш ресурс, итог десятилетней работы всех православных русских людей. Но вспаханное поле необходимо засеять…
Степанов: Однако есть такое мнение, что создание новых партий не просто вносит сумятицу в движение, но это — сознательная политика, исполнение некоей установки политтехнологов администрации президента на дробление национально-патриотического движения с тем, чтобы расчистить поле для победы партии власти. Вам, наверняка, приходилось слышать такие обвинения и в свой адрес. Как Вы могли бы прокомментировать такие подозрения?
Куимов: Я могу заверить Вас и всех читателей «Русской линии», что никакой ангажированности, никакого сговора с администрацией президента не было и нет. Я могу за это поручиться, потому что я лично занимался регистрацией партии. Более того, у нас была принципиальная установка «пройти чистыми», без всяких обязательств перед кем бы то ни было. Именно поэтому понадобились и «мелкие хитрости», типа цитаты из Путина, в Минюсте. У меня сложное отношение к президенту Путину, но эти его слова в отношении идеала Святой Руси под сомнение не поставишь. Они, по большому счету, помогли нам зарегистрироваться.
Степанов: А почему Вы вдруг решили заняться партийным строительством в 2002—2003 годах?
Куимов: 2003 год — это выборный год, 14 декабря нам всем нужно идти на выборы. Кто-то может, конечно, и не пойти, но тогда власть изберут без него и не нужно потом стенать и плакать: где же нравственность, куда смотрит наша русская власть и т. д. Именно поэтому нам нужен сейчас политический ресурс. Нам нужна политическая партия для того, чтобы создать блок и организованно выступить на этих выборах.
В обществе всегда существует какая-то динамика сообразно тем важным событиям, которые происходят или должны произойти. В этом году, — динамика предвыборная, так или иначе, она каждого касается, все в этом каким-то образом участвуют. И вот на базе этих общественных энергий можно действительно создать блок православно-патриотических сил, но для начала необходима партия, имеющая право участвовать в выборах, имеющая, так сказать «лицензию на выборы». Что толку создавать блок, если не будет партии?! И многие лидеры наших патриотических организаций совершенно определенно говорят — «Если у вас получится создать боеспособную партийную организацию, мы будем готовы войти в единый блок"…
Степанов: Таким образом, в нынешних национально-патриотических политических партиях Вас и Ваших единомышленников не устраивает, в первую очередь, идеологическая неясность, нечеткость, которая и подвигает вас не только на организационное, но и на идейное, идеологическое строительство?
Куимов: Давайте проанализируем, какие патриотические партии будут иметь право участвовать в выборах 2003 года. Это, прежде всего, КПРФ со своим придатком в виде НПСР. Но там сейчас такая каша, что лезть туда — смерти подобно. Мы приняли решение, что мы не станем растворяться в НПСР в виде «дополнительного православного электората», так как в центре нашей деятельности лежит совершенно конкретное дело, на что нас благословляли старцы, — это возрождение Великой России, освященной идеалом Святой Руси. В этом смысле, какая может быть идеологическая ясность у КПРФ? Так только — патриотические ощущения какие-то (смеется).
Далее, есть «Народная воля» Сергея Бабурина. Тут идут консультации, политические переговоры, каких-то форм контактов с Бабуриным мы не исключаем. Есть еще НДПР Миронова, Терехова и Севастьянова, хотя пока НДПР не имеет полноценной регистрации. Однако при том отношении к Православию, которое декларируется на уровне конкретных лидеров — г-на Севастьянова, — мы не можем войти с ними в блок. Это просто противоречит нашим основным принципам, нашей главной идее — идее Святой Руси. От нас в первую очередь отмежуется Церковь, отмежуется иерархия. А как можно бороться за Русь Святую, если нет хотя бы негласного благословения иерархов?!
Степанов: Есть еще Народная партия Геннадия Райкова, которая в последнее время демонстрирует свою лояльность к Православию.
Куимов: Мы им абсолютно не нужны. Это — чистая конъюнктура и ничего больше. Мы же рассчитываем на долгую жизнь и борьбу. Мы создаем партию не на один год. У нас есть совершенно четкое понимание того, что мы должны делать сейчас, что мы можем и чего не можем, что мы будем делать, когда закончатся выборы. У нас есть план, есть стратегия.
Степанов: Словом, Вы мыслите свою партию не как силу, вносящую раскол в православно-патриотическое движение, а как силу, которая, наоборот, соберет и сконцентрирует все разрозненные православно-патриотические организации и движения?
Куимов: Абсолютно правильно. И не только на период текущих думских выборов в 2003 году (это — только начало интеграционного, собирательного политического процесса), но и на последующие годы, потому что мы знаем, чем мы будем заниматься после того, как пройдут выборы.
Мы трезво оцениваем наши перспективы
Степанов: Таким образом, вы намерены участвовать в выборах в Государственную Думу. Самостоятельно или в блоке с какими-то родственными партиями и организациями? И на что вы рассчитываете, какой результат будете считать успехом? Вы надеетесь преодолеть 5-процентный барьер, или вы придерживаетесь олимпийского принципа: главное не победа, а участие? Есть ли у вас сверхзадача?
Куимов: Сверхзадача — объединиться со всеми здоровыми русскими патриотическими силами самого широкого спектра. За границами спектра остаются только либеральные силы и так называемые русские язычники, т. е. те, кто ненавидит Православие. Все остальные — наши союзники. Наши союзники — те, кто не враждебен Православию, нам с ними по пути. Повторюсь: есть центр и есть периферия. В центре — те, кто принимает идеал Святой Руси, идеал православной государственности, для кого это есть, собственно, нутро жизни. На периферии могут быть некоторые колебания. Исходя из этого принципа и будет формироваться предвыборный блок.
Степанов: Но сейчас мало кто из серьезных, не маргинальных политических структур решается критиковать Православие. Между тем, сомнительно, чтобы, к примеру, «Единая Россия», которая не выступает с антиправославных позиций, вдруг захотела вступить с вами в блок, или те же коммунисты, которые тоже говорят о симпатиях к Православию. Получается, что единственные организации, с кем на союз вы можете рассчитывать, это все те же РОНС, «Народная воля» и т. п.
Куимов: Политика, как известно, есть искусство возможного. Не будем пока гадать… Чтобы преодолеть 5-процентный барьер по партийному списку и получить в Думе плюс-минус 15 депутатских мест, необходимо набрать плюс-минус 3−3,5 миллиона голосов. Вот что такое 5-процентный барьер. Поверьте, мы трезво оцениваем ситуацию, мы не строим никаких иллюзий, реалистично оцениваем свои силы и возможности. Мы прекрасно понимаем, что наше ядро — православные воцерковленные люди, их всего около 2−3 миллионов. Если нам удастся на выборы мобилизовать хотя бы половину, то максимально на что мы можем рассчитывать — миллион голосов. Даже если к нам подтянется еще, предположим, миллион, то, получается, что наша планка — максимум два миллиона голосов. Это — 3−4 процента, не больше.
По обычной человеческой логике шансов на то, что мы преодолеем 5-процентный барьер, нет. Но мы знаем, что в жизни все решается не человеческой логикой, а Божественной логикой. Если будет на то Божья воля, мы преодолеем и этот барьер, сколь бы невероятным это не казалось. Нужно бороться.
А вообще, наша цель — достойно выступить на выборах, без всяких грязных технологий, сохраняя лицо. Мы должны показать, что мы можем объединяться. Сейчас разрабатываются концептуальные положения русской идеологии, вплоть до проекта Конституции, который мы скоро предложим обществу для обсуждения. Мы намерены определить контуры России XXI века. Над этим работают серьезные теоретики, мы привлекли солидные интеллектуальные ресурсы. Мы стремимся к тому, чтобы четко встать на трезвую, реальную политическую платформу, но освященную идеалом Святой Руси.
Одновременно идет процесс организационного становления, определения финансово-материальных ресурсов. Мы намерены приобрести некий опыт участия в политической борьбе, пока есть динамика, пока есть в обществе силы, желания, энергии. Партии, блоки, которые будут участвовать в выборах, будут привлекать внимание общества к выборной борьбе, получат бесплатное время на телевидении. Этим нужно воспользоваться.
Степанов: Словом, вы рассчитываете на невольную помощь других партий, которые усиленно будут стремиться привлечь внимание общества к политической борьбе, к выборам…
Куимов: Да, но самое главное, мы должны донести до уставших от безысходности русских людей, что, с Божьей помощью, в недрах нашего общества вызревает та самая третья сила, способная вернуть Россию на исторический путь развития — путь Великой России-Святой Руси.
После думских выборов будут еще президентские. А вот после всех общегосударственных выборов мы, набрав определенную динамику, с федерального уровня спустимся на региональный. Это — наша тактическая задача. И следующие четыре года, если, Бог даст, все будет стабильно в мире и в России, мы будем работать на региональном уровне.
Степанов: Сколько у вас сейчас региональных отделений?
Куимов: У нас сейчас 62 региональных отделения, правда, некоторые из них еще находятся в процессе регистрации. Регистрация у нас заканчивается в середине апреля. Пока, разумеется, идет процесс брожения, где-то меняются лидеры региональных отделений. Идет нормальный процесс организационного становления.
Степанов: Сегодня ваша партия зарегистрирована в Минюсте…
Куимов: Мы прошли федеральную регистрацию в Министерстве юстиции. Это некий политический уровень, который дает возможность приступить ко второму этапу — регистрации региональных отделений, на которую отводится по закону полгода. Этот срок у нас истекает 15 апреля. Мы должны предоставить не менее 45 зарегистрированных региональных отделений, т. е. в половине субъектов Федерации. С этого момента партия имеет право участвовать в федеральных выборах. Сейчас наши основные организационные усилия направлены на регистрацию региональных отделений, на их юридическое оформление. Здесь тоже есть свои сложности, не везде в местных управлениях юстиции нам идут навстречу. Но у нас набрана положительная динамика, хотя окончательно мы будем говорить об успехе, когда сдадим в Минюст сведения о регистрации региональных отделений. Поэтому, кстати, мы сейчас не ведем никаких активных действий, связанных с переговорами о возможных блоках. Это станет уместным тогда, когда мы будем иметь на руках регистрацию. Время у нас еще есть.
Степанов: А где можно узнать о вашей партии? Каковы ваши нынешние информационные ресурсы?
Куимов: У нас есть партийная газета, она называется «Правопорядок"…
Степанов: Это расшифровывается как «Православный порядок», а не «Правовой порядок». Я правильно понимаю?
Куимов: Да (смеется), именно «Православный порядок». Сейчас, создается портал «Русская цивилизация», в котором одно из направлений будет посвящено политической деятельности, а конкретно партии «За Русь Святую». И в электронном виде, и в печатном виде все это будет более масштабно после того, как мы зарегистрируемся. Готовится план пиар-поддержки партии, который вступит в силу после Пасхи, и вплоть до 14 декабря будет идти по нарастающей. Иными словами, после 1-го мая о партии можно будет узнавать все больше и больше.
Степанов: Понятно. Пока вы решили попоститься, а потом уже после Пасхи и приступите к активной работе…
Куимов: Неслучайно говорится: как проведешь Великий пост, так и весь год проживешь.
Путин растрачивает кредит доверия народа
Степанов: С партийным строительством все более-менее ясно. Теперь хотелось бы поговорить о Вашем отношении к нынешней власти. Вот Вы уже дважды сказали, что у Вас к президенту Владимиру Путину сложное отношение. Не могли бы Вы пояснить, что это означает? И что такое Путин, как феномен современной России?
Куимов: Феномен Путина очень прост. Он сам или те, кто его двигали, очень четко уловили настроения в обществе, такое патриотическое томление по Великой России, по сильной власти, особенно в связи с тем безобразием, которое творилось в Чечне. Феноменальный взлет Путина связан с ожиданиями людей, в основном, конечно, русских людей, т. е. большинства населения, которое и оказало ему кредит доверия. Этим кредитом он пользуется до сих пор. С точки зрения политтехнологии все было сделано абсолютно грамотно. Однако кредиты нужно возвращать и желательно с процентами. Пока у меня такое ощущение, что у Владимира Владимировича могут оказаться с этим серьезные проблемы. Есть, конечно, в его политике положительные тенденции, но есть много чего, что меня категорически не устраивает. Генерал Леонид Ивашов, к примеру, многие поступки Путина называет «геополитическим самоубийством».
Степанов: Однако есть ли у нас ныне реальные ресурсы, чтобы занимать более жесткую позицию в отношении США и НАТО?
Куимов: Ресурсы есть всегда. Вот сейчас Россия, судя по всему, решила жестко выступить против войны в Ираке (хотя нужно посмотреть, удержится ли наше руководство до конца на этой жесткой линии)… Мы не смогли бы, наверное, удержать НАТО от распространения их баз в Средней Азии или еще где-то, но, по крайней мере, позицию свою твердо могли бы объявить, могли бы заявить, что Средняя Азия — это область традиционных интересов России. А мы все заявляем о поддержке какой-то абстрактной антитеррористической коалиции, которую сами же США используют как крышу для расширения своих военных баз.
Мы же сдаем без боя свое геополитическое пространство, свои традиционные зоны влияния: Сербия, Афганистан, Ирак. Далее будут: Иран, Каспий. Кольцо вокруг России будет сжиматься, особенно, если мы продолжим плясать под дудку дядюшки Сэма. Америка не даст России встать во весь рост. У них в отношении русского народа совсем другие планы. Рабский труд на «нефтяных плантациях» Сибири и обслуживание «золотого миллиарда». Для этого достаточно 15 млн. Остальных — на «свалку истории». Борьба за мировые ресурсы любыми средствами — вот суть идеологии конца человеческой истории. России и русскому народу никто в мире не простит Богом данных природных богатств и желания быть самими собой. Ни США, ни Европа, ни Китай. Именно поэтому мудрый и миролюбивый Государь Император Александр III говорил: «У России есть только два верных союзника. Это ее армия и флот». С учетом всего этого и должна строиться вся наша внутренняя и внешняя политика. Ведь сегодня все мировое зло сконцентрировано на передней линии русского фронта. Но мы на своей земле! И с нами Бог!
Степанов: В этой связи, каково Ваше отношение к агрессии США и Великобритании против Ирака?
Куимов: Разумеется, негативное, как и у всякого нормального русского человека. Маски сброшены. США больше не прикрываются высокими фразами о гуманизме и правах человека, теперь американцы прямо заявляют, что их интересы — это мировое господство, господство над всем человечеством. А тех, кто будет им препятствовать, они будут просто уничтожать, стирать с лица земли.
Фактически, агрессия против Ирака — это разминка перед Большим броском на Россию. Все упирается в вопрос времени и нашего Сопротивления. Времени, кстати, у нас не так много, как надеются некоторые благодушные мечтатели. Наш народ вымирает, а США рвутся к мировому господству любой ценой. В этих условиях мы должны работать напряженно и ответственно, чтобы сделать максимум возможного для возрождения Великой России — Святой Руси. А мы не так уж мало и можем. Мы даже обладаем ресурсами, которых сами не замечаем. Посмотрите, какое уважение в мире вызывает позиция Германии и Франции, а ведь они более тесно связаны и сильнее зависят от США, чем Россия. Ведь Россия не так сильно зависит от США.
Степанов: Нынешняя российская элита, наверное, сильно зависит?
Куимов: Я имею в виду Россию как государство. Мы не зависим сильно ни от доллара, ни от иных процессов, которые происходят в более тесно интегрированном западном мире. Мы в состоянии переживать сильнейшие шоки, в том числе и экономические, как это было продемонстрировано в 1998 году, когда случился дефолт. Иными словами, наш народ в состоянии пережить любое давление, которое может быть связано с эмбарго или еще с чем-то. Главное — русский народ все простит власти. Одного не простит — лжи и неискренности, когда под патриотической оболочкой будет реализовываться совершенно антирусская, антигосударственная политика.
Степанов: Сейчас Вы сознательно или несознательно снова процитировали Путина. Недавно президент заявил, выступая перед законодателями, что «народ нам простит все, кроме вранья».
Куимов: Я не читал этого… Далее, меня категорически не устраивает в политике Путина еще одно обстоятельство. При ужесточении вертикали власти почему-то не обращается внимания, что система нынешнего управления — гнилая насквозь, полностью коррумпирована. Я с этим сталкиваюсь постоянно. И бороться против этого уже практически невозможно. Происходит оголтелое растаскивание остатков собственности, циничное паразитирование на и так больном теле России! Правительство рапортует, что ВВП растет, но простому человеку этого не ощутить на себе, ведь главное, что мы видим, — растут цены. Простой человек не знает, что такое ВВП. Недавно мы были свидетелями постыдного фарса с повышением пенсий на 30 рублей. И какое благородство проявили пенсионеры, которые отсылали эти жалкие крохи Путину. Я бы умер со стыда.
Некоторые говорят, что Путин не виноват, а виноваты исполнители. Но вот я — управленец. И когда говорят, что вот Алексей Васильевич — хороший человек, а заместитель у него — плохой, это значит, что именно у меня что-то повреждено. Я собираю команду, и если мне за нее стыдно, в моей власти поменять нерадивого заместителя, проворовавшегося работника. То же самое может сделать Президент. Если этого не делается, то растрачивается кредит народного доверия. Почему у власти до сих пор такая одиозная личность, как Чубайс? Почему на своих постах такие полностью обанкротившиеся деятели, как министр экономики и торговли Греф, Швыдкой? Как может быть министром культуры России человек, который ненавидит русскую культуру?! Или такая совершенно странная личность, как спикер Совета Федерации Миронов? А ведь это человек, который в случае каких-то потрясений по Конституции будет управлять страной. Словом, с командой Путина происходят странные вещи.
Президент не смог сформировать команду, которая в состоянии была бы переломить отрицательные тенденции в России, которая пользовалась бы доверием общества, которая реализовывала бы национальную патриотическую идею. Команда Путина только растрачивает тот кредит доверия, с которым президент пришел к власти. Если принять за чистую правду, что Путин искренне стремится к возрождению России, как тогда объяснить, что вокруг него есть люди, которые просто ненавидят Россию и грабят ее, нисколько не скрывая этого?! Доказательство этому — растущее количество официально признанных миллиардеров и постоянно нищающее население.
Степанов: Может быть, у Путина просто нет людей? Я вспоминаю одну историю, как великий русский государственный деятель Константин Петрович Победоносцев в более благополучные для России времена, в конце XIX века постоянно говорил одно и то же — «нет людей». Правда, в конце концов он так надоел Императору Александру Третьему своим скептицизмом, что Государь его от себя отдалил… Может быть, у Путина действительно нет людей, которых можно поставить на культуру, посадить в Совет Федерации, людей и лично преданных и достойных, которые удовлетворили бы наше патриотическое чувство? Кроме того, может правильна формула: какова культура — таков и министр.
Куимов: Это не совсем так. Все-таки между министром и нашей русской культурой не прямо пропорциональная связь, а скорее обратно пропорциональная.
Степанов: Я имею в виду нынешнюю культуру, в которой господствует постмодернизм и откровенный стеб…
Куимов: Да нет, конечно, люди есть, они известны и Путину. Я думаю, причины нужно искать в другом. В личной связи и личной преданности людей команды. Путин — по-своему искренний и порядочный человек. Но одного этого мало для управления такой страной, как Россия. Тут главное в том, чтобы понимать, ради чего нужно отсеивать кадры, убирать с государственных должностей лично преданных, но вредных для дела возрождения России друзей. Правитель, тем более в России, должен быть даже жестоким, чтобы проводить цельную линию. Но для этого у него должна быть идея. Он должен понимать ради чего это все, ради чего ему жертвовать отношениями с близкими людьми, ради чего нужно проводить карательную политику.
А ведь без карательных мер не обойтись. Россия тяжело больна, и для ее оздоровления примочками не обойтись, кое-что нужно вырезать, ампутировать, иначе наступит летальный исход. А Путин хочет быть хорошим для всех. Еще раз повторю: для того чтобы проводить такую линию, необходима идея, ради которой стоит жить и служить. Мне кажется, что в полной мере этой идеи у Путина нет, а есть некий набор ощущений. Вот, и Православие хорошо, и либерализм — это то, что надо. Есть некий идеологический сумбур, каша, и отсюда отсутствие четкого понимания, куда должна двигаться Россия, какими путями и какими методами. Без этого практически невозможно сформировать дееспособную команду.
Степанов: Многие говорят, что у Путина есть идея — это идея прагматизма, идея учета реальной ситуации внутри России, расклада сил на международной арене.
Куимов: Вот у нашей партии «За Русь Святую» есть идея — это идея Великой России-Святой Руси, идея сильного независимого государство, основанного на духовно-нравственных идеалах русского народа, на православном мировоззрении. Наш идеал — православная монархия и мы никогда не откажемся от этого идеала. Тут всё ясно и недвусмысленно. А что такое прагматизм? Он не может быть идеей, вдохновляющей на великие свершения. Есть замечательная фраза у Сент-Экзюпери: «Кораблю, который не знает, в какую гавань он держит путь, никакой ветер не будет попутным». Мы знаем нашу Гавань, как ее знали и все наши славные предки. А вот какая гавань у В.В. Путина — неизвестно.
Степанов: Словом, у Вас отношение к Владимиру Путину такое критически-прагматическое?
Куимов: В настоящее время отношение к Путину у меня как у гражданина России сугубо прагматическое. Никакой идейности от него сейчас я уже не жду и оцениваю его деятельность только по конкретным шагам. Если он что-то делает хорошее для России, — я это приветствую, буду в этом участвовать и помогать. Если же он делает что-то вредное или разрушительное для России, — я это отвергаю и никогда в этом участвовать не буду. Вот моя позиция.
Мы должны готовиться к полной деградации власти
Степанов: И в заключение такой вопрос. По вашей оценке, по оценке человека, вовлеченного в хозяйственные процессы, что происходит в России? На какой стадии развития или падения мы находимся? Есть ли тенденции к возрождению, оздоровлению? Или происходит стагнация и деградация? Может быть, мы еще не достигли дна, и Россия продолжит падать? Словом, какова Ваша оценка ситуации в России?
Куимов: Я думаю, что будет продолжаться деградация и постепенное разрушение нынешней власти. Эти процессы могут быть стимулированы геополитическими и экономическими факторами (к примеру, падение цен на нефть), вследствие чего возможно ускоренное падение, когда станет невозможно сохранять ту видимость стабильности, которая ныне существует в обществе. С другой стороны, многие люди начинают понимать, что от нынешней власти, созданной в результате разрушения Советского Союза, на идеологии лжи, цинизма и грабежа, на чуждой русской традиции Конституции, которая нам навязана, от этой власти ничего хорошего ожидать не приходится.
Русский человек живет надеждами. Надеждами на то, что Господь Бог пошлет истерзанной врагами Матушке-России настоящую Русскую власть. Власть, которая любит свой народ, страдает и радуется вместе с ним, создает условия для его духовного и физического развития. Кстати, отношение к политике у многих отрицательное только потому, что такое отношение традиционно для русского народа, это — врожденное русское чувство, которое основано на понимании того, что политика — дело государево. Нам, русским, чужды принципы политизированности, особенно демократической политизированности, когда нужно самого себя как-то продвигать, нахваливать. В нашей традиции иные принципы: правитель имеет кредит народного доверия, а народ трудится, воспитывает детей, живет своей естественной жизнью.
В обществе сейчас идут процессы брожения. Я уверен, что в итоге произойдет кристаллизация народно-патриотических сил…
Степанов: Произойдет снизу? А власть, между тем, будет продолжать разлагаться, разрушаться и деградировать?
Куимов: Да. Именно поэтому главной задачей нашей партии на ближайшие четыре года является активная политическая деятельность на местном уровне, на уровне муниципальных образований. Там, где против нас не может активно выступать олигархический капитал, у нас есть возможности. Мы уже имеем опыт по проведению наших людей во власть на уровне небольших муниципальных образований и мэров городов. Эти выборные кампании имеют небольшие бюджеты, а в итоге мы получаем поддержку населения, нашего русского народа. Ведь на местном уровне многие полезные вещи гораздо проще проводить, чем сверху: в социальной сфере, в организации образования, создании русских школ и т. д.
Если будет создана такая база русской власти в сотнях малых городов, в муниципальных образованиях, в Законодательных собраниях — это будет уже целая система по-настоящему народной власти. И она, постоянно возрастая, в какой-то точке встретится с деградирующей системой старой антинародной власти. Повторюсь, нельзя забывать, что мы живем в очень сложное время, когда меняются и многие внешнеполитические факторы. Батюшка нам говорит: вы работайте, организовывайтесь; придет время и вследствие войны или еще чего-то антирусская власть неизбежно будет рушиться и ее кому-то придется подбирать. А для этого необходимо, чтобы была уже готова политическая структура, достаточно-организованная для того, чтобы стать ядром кристаллизации патриотических сил общества.
Степанов: Таким образом, если я правильно понял Ваши рассуждения, Вы полагаете, что нынешняя власть, не имея нравственного стержня, постепенно деградирует, разрушается и, в конце концов, она начнет разваливаться. Однако одновременно наращивается, аккумулируется, уплотняется православно-патриотическая социальность внизу, которая и должна удержать общество от развала, чтобы распад власти не превратился в распад общества?
Куимов: Абсолютно правильно. И в центре этой крепнущей русской православно-патриотической социальности стоит и будет стоять наша родная Православная Церковь.
КУИМОВ Алексей Васильевич родился 6 июля 1966 года в Свердловской области, в крестьянской семье. Окончил Уральский политехнический институт по специальности инженер-металлург. Работал инженером на машиностроительном заводе им. С.М.Кирова в Алма-Ате. В 1992 году создал и возглавил российское авиапредприятие «Тесис», входящее в авиационную группу «Русское небо».
С 1996 года после своего обращения к Церкви принимает активное участие в общественной и благотворительной деятельности, являясь Председателем правления межрегионального фонда милосердия «Во имя Покрова Пресвятой Богородицы», членом правления Клуба православных предпринимателей России.
Исполняет обязанности старосты прихода православного храма «Покрова Божьей Матери на Десне», построенного Фондом милосердия в стиле русского деревянного зодчества в рамках проекта «Возрождение русской деревни и традиционного православного уклада». В настоящее время принимает участие в восстановлении Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в составе Патриаршего Попечительского совета и в реализации программ возрождения традиционных русских ценностей Фонда «Русская цивилизация». За заслуги перед Русской Православной Церковью награжден орденом Святого Даниила Московского III степени.
Женат, имеет пятерых детей.
http://rusk.ru/st.php?idar=201247
|