На дне озера Иссык-Куль ученые ищут древний монастырь, где, по преданию, похоронен святой Матфей — один из апостолов Христа. …Церковное предание гласит: после того как апостол Матфей принял мученическую смерть, его последователи укрыли тело святого от поругания. Якобы останки одного из четырех евангелистов захоронили в краю, где не ступала нога римского легионера. По одной из версий, нетленные мощи Матфея нашли посмертное упокоение на территории современной Киргизии — на берегу озера Иссык-Куль. «Иссык-кульская версия» вовсе не церковный апокриф. Многие христиане убеждены в том, что легендарный евангелист был похоронен в Центральной Азии. Например, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир говорит об этом как о неоспоримом факте: «Святыня хранилась в монастыре, расположенном на берегу озера Иссык-Куль, и весь христианский мир знал о ее местонахождении». В последнее время дискуссия вокруг места захоронения евангелиста разгорелась с новой силой. В прошлом году МИД Киргизии даже пригласил в Бишкек представителя Ватикана. Дело в том, что несколько серьезных исследователей одновременно, независимо друг от друга, пришли к выводу, что тело апостола Матфея скорее всего было погребено именно на берегу озера Иссык-Куль. «Итоги» попытались разобраться, действительно ли христианский мир стоит на пороге сенсации. Следы уходят на Восток Святой Матфей — одна из самых загадочных фигур христианства. Местонахождение его могилы остается загадкой на протяжении двух тысячелетий. Несколько стран претендует на право обладания святыми мощами апостола. Итальянцы, в частности, утверждают, что мощи евангелиста еще в I веке нашей эры, то есть сразу после смерти, попали на Апеннинский полуостров и сейчас якобы хранятся в соборе Сан-Маттео в городе Салерно. По словам представителей католической церкви, тело апостола якобы было найдено при раскопках одного из лангобардских замков. Сейчас кафедральный собор Сан-Маттео занесен во все католические путеводители для паломников и во все туристические проспекты по Италии. Однако никаких документальных свидетельств в пользу этой гипотезы на сей день не имеется. Официальный Ватикан по этому поводу дипломатично заявляет буквально следующее: «По старой католической традиции считается, что мощи, находящиеся в Салерно, принадлежат апостолу, евангелисту Матфею». Таким образом, Ватикан не утверждает однозначно, что мощи из Салерно принадлежат евангелисту. Зато в пользу центральноазиатской версии говорит один важный документ. В середине XIX века известный русский ученый Семенов-Тян-Шанский, оказавшись в Венеции, получил возможность изучить так называемую каталонскую карту мира, составленную в 1375—1377 годах Авраамом и Иегуди Крескесами. Ученый обратил внимание на изображение здания с крестом, которое, если верить карте, располагалось на северном берегу озера Иссык-Куль. Рядом имелась надпись: «Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, апостола и евангелиста». На карте здание с крестом было соединено прямой линией с Иерусалимом. В 1857 году Семенов-Тян-Шанский отправился исследовать Туркестан. Во время своего путешествия он пытался найти следы «монастыря братьев армянских». Но от иссык-кульских киргизов он услышал только многочисленные легенды о затонувших городах: мол, некогда на месте озера была обширная равнина с многолюдными и богатыми поселениями, но бог покарал людей за грехи, и города ушли под воду. В доказательство своих слов местные жители демонстрировали гостю находки, выброшенные на берег волнами. И добавляли, что недалеко от берега озеро прячет в глубинах руины подводных дворцов. Практичные иссыккульцы частенько доставали со дна озера кирпичи и строили из них мавзолеи для своих умерших родственников. Семенов-Тян-Шанский следов монастыря на побережье не обнаружил, но высказал предположение, что он вполне мог существовать в районе Курментинской бухты Иссык-Куля и позже ушел под воду. Любопытно, что неподалеку от того места, где, по мнению известного путешественника, мог находиться древний армянский монастырь, спустя несколько лет — в 1882 году — был основан русский Свято-Троицкий мужской монастырь. Монастырь этот тоже не сохранился, от него остались лишь здания трапезной и молельни, выполненные из такого прочного дерева, что их и топор с трудом берет. Сегодня на месте Свято-Троицкого монастыря стоит детский дом. И женщины, работающие здесь, уверяли корреспондентов «Итогов», что часто по ночам над заливом можно наблюдать необычное явление: на несколько минут будто светящийся крест начинает возвышаться над водой. Изгнанники во Христе Однако мог ли на берегу Иссык-Куля в первом тысячелетии существовать христианский монастырь? Могли ли первые христиане достичь областей, столь удаленных от Средиземноморья? Ученые на эти вопросы отвечают утвердительно. Благодаря проведенным археологическим исследованиям сегодня известно, что в Центральной Азии в свое время обосновались христиане-несториане. Несторианство как религиозное течение возникло в Византии в первой половине V века. Особо влиятельны были несториане в Сирии — в те времена византийской провинции. В 431 году это учение было объявлено ересью, его основателя, константинопольского патриарха Нестория, отправили в ссылку, а его сторонников подвергли гонениям. Сначала несториане бежали в Персию, затем в Среднюю Азию. Некоторые из них добрались до Таласской и Чуйской долин. Тому есть целый ряд археологических доказательств по берегам Иссык-Куля: на городище Ак-Бешим были раскопаны христианская церковь и кладбище вокруг нее, на Краснореченском городище тоже проживала христианская община, о чем свидетельствуют могильные камни (кайраки) с эпитафиями и погребения, где находили бронзовые и нефритовые несторианские кресты. Кайраки с изображениями крестов были найдены на городище Бурана. Кроме того, на Иссык-Куле нашли покрытую синей глазурью керамическую вазу, на которой изображены двенадцать апостолов. Керамика с крестной символикой была обнаружена повсеместно как в долинных частях Киргизии, так и в ее высокогорных районах. Следов пребывания христиан в Прииссыккулье сравнительно немного, но те, что найдены, являются сегодня неоспоримым фактом. Теперь ученым предстоит проверить версию Семенова-Тян-Шанского относительно возможности существования монастыря и «матфеевой могилы» в Курментинской бухте. Ведь каталонская карта, на которую он ссылался, не дает четкого указания на какое-то строго определенное место. Таким образом, нельзя исключить, что древний монастырь находится на территории одного из затопленных городов. К началу 90-х годов ХХ века ученым было известно как минимум о шести ушедших под воду Иссык-Куля древних населенных пунктах: это Койсары, Дархан, Долинка, Койсуу, Тору-Айгыр и Тюп. В тихую погоду сквозь толщу хрустальных вод можно было видеть то полуразрушенные стены, то остатки домов, то очертания башен, зализанных волнами. В принципе любое из вышеназванных городищ могло иметь отношение к предмету поиска. Начались методичные подводные исследования, в ходе которых археологи с аквалангами обнаружили помимо названных остатки еще семи античных и средневековых поселений. В прибрежных водах было найдено множество керамики, каменных орудий труда, оружие из бронзы, произведения искусства в скифском «зверином стиле», фундаменты строений. Впрочем, древние предметы по берегам Иссык-Куля находят то и дело. В этом корреспонденты «Итогов» смогли убедиться лично, совершив поездку по северному берегу горного озера в сопровождении научных сотрудников Кыргызско-Российского славянского университета. Куда бы мы ни заезжали по пути — в краеведческий музей поселка Чолпон-Ата, на Иссык-Кульскую биостанцию, в местный яхт-клуб, — везде нам показывали свежие находки. В их числе были бронзовые топоры и светильники, необычной вытянутой формы черепа представителей племени гуннов, целые и разбитые глиняные кувшины и горшки. Но ничего похожего на развалины монастыря до сих пор обнаружить не удалось. Вышло так, что из всех затопленных городов на сегодняшний день самым малоизученным остается город Тюп, расположенный как раз в Курментинской бухте. Археологи не спешили в Тюп, считая его неперспективным. Если в начале ХХ века, по свидетельствам очевидцев, подводные развалины Тюпа были четко видны под водой, то уже к 50-м годам они не просматривались. Причиной тому могло стать медленное, но неуклонное повышение уровня озера. Интересно, что тогда же, в середине 50-х, поисками исчезнувшего монастыря в Курментинской бухте пытались заняться сотрудники МВД СССР и КГБ Киргизской ССР. Их интересовали прежде всего не мощи святого, а якобы спрятанные в том же монастыре сокровища. Поверить в существование клада силовиков заставило одно происшествие: в 20-х годах из китайской эмиграции в Страну Советов вернулся некто Успенский — бывший офицер-белогвардеец. С собой он привез план-схему, переданную ему за границей умиравшим православным священником. На карте было отмечено место укрытия сокровищ — где-то на северо-восточном побережье Иссык-Куля, недалеко от Тюпа. Карта попала в руки чекистов, и четверть века спустя они взялись за лопаты — но так ничего не нашли. Может быть, просто плохо искали? Новая Троя? Сегодня, если идти методом исключения, именно город Тюп, как наименее исследованный и к тому же расположенный в том месте, где по версии Семенова-Тян-Шанского некогда находился «монастырь братьев армянских», и может являться местом захоронения мощей святого. По крайней мере именно к такому выводу сегодня склоняются некоторые историки. Доктор исторических наук вице-президент Национальной академии наук Киргизии Владимир Плоских посвятил изучению этой проблемы многие годы: «У меня практически не осталось сомнений, что именно здесь, в устье рек Тюп и Кой-Су, могут находиться остатки древнего монастыря. В ближайшее время мы сосредоточим свои поиски именно в этом месте. Возможно, уже в середине апреля в Курментинскую бухту будет снаряжена первая полномасштабная экспедиция». Ученые уверены в успехе предстоящего мероприятия и в настоящее время заняты поиском спонсоров для серьезного исследования. Выводы ученых вызвали небывалый ажиотаж не только в республике, но и за ее пределами. Президент Кыргызской Республики Аскар Акаев на встречах с историками всячески поддерживает их начинания в этом направлении. Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир во время своего последнего визита в Москву довел эту информацию до Патриарха всея Руси Алексия II. Министерство иностранных дел Киргизии ведет переговоры с деятелями церковного мира о дальнейшей судьбе мощей Матфея, хотя они еще не найдены. Среди местных ученых царит эйфория, и мало кто сомневается в успехе. «В существование Трои, о которой писал Гомер, — говорит академик Плоских, — тоже никто не верил, но ведь ее нашли. И именно благодаря гомеровским сказаниям. А если быть скептиком, то лучше вообще ничего не искать». Уже выразили свое желание принять участие в предстоящей экспедиции американские исследователи, они обратились в официальном порядке к Святому престолу в Ватикане с просьбой представить подтверждающие возможность данного факта документы. А в Киргизии уже вынашивают планы постройки над местом предполагаемой могилы апостола Матфея часовни, гостиницы и прочей «паломнической инфраструктуры». В том, что верующие сюда потянутся, митрополит Владимир более чем уверен: «Как трон царя Соломона на Святой горе в Оше — вторая Мекка для мусульман всего мира, совершающих туда паломничество, так и к местам святого апостола, евангелиста Матфея тоже потечет людской поток».