Начался Великий пост, а вместе с ним в нашей стране предпринят очередной массовый марафон по его соблюдению. Семь недель истово верующие, а с ними и прочие будут усмирять плоть. При этом количество модных разговоров о технологии, особенностях и ритуалах будет, без сомнения, намного превышать качество. Кто-то попостится лишь первую и последнюю неделю. Другие ограничатся разговорами. Зато одним из важнейших ритуалов для подавляющего большинства соотечественников был и останется процесс разговения во время празднования светлой Пасхи по окончании поста. Здесь обычно никто себя не сдерживает и гуляет так широко, как это и свойственно русскому человеку. В нашей семье попытки поститься предпринимались последние года четыре и, честно признаться, не отличались большим успехом. Самое большее, на что нас хватало, — это отказ от мяса. В результате знакомые, слушая рассуждения о причудах моего поста, с улыбкой определяли его как своеобразную диету, под которую найден удобный повод. Наверное, они правы. И вот новый год, очередная попытка. Только в этот раз мое понимание христианского обряда распространяется дальше кулинарии. Хотя именно она навела меня на новые мысли. В самом деле, уже после первой недели организм начинает агрессивно требовать того, чего его временно лишили. А ведь в обычной жизни меня не назовешь таким уж неудержимым мясоедом. Но получается, что даже эта робкая попытка возвысить дух над плотью вызывает у последней резкий и безусловный протест. Значит, тем более важно человеку периодически обострять внутреннюю борьбу этих двух начал, чтобы разобраться, «кто в доме хозяин». Наша слабость как раз и проявится в невозможности совладать со своими привычками, вкусами, физиологическими желаниями. Наша сила — в самоограничении. Нет, все-таки предки были как минимум не глупее нас, сегодняшних.