Русская линия
Известия Валерий Коновалов,
Михаил Сердюков
13.03.2003 

Адольф Шаевич: «У нас евреем может стать любой»

Два часа без малейшей передышки отвечал на вопросы читателей «Известий» наш гость. Едва отрывался от Интернета — брался за телефон. И о чем бы ни заходил разговор, тон раввина Шаевича не менялся: спокойный, доброжелательный.
— Здравствуйте, скажите, правда ли, что вы однажды отказались от важного совещания в Кремле, потому что оно было назначено на субботу?
— Нечто подобное было. Я работал в комиссии по подготовке Конституции под руководством Сергея Филатова. Заседали трижды в неделю, в том числе раз — в субботу. Я всякий раз отказывался, а Филатов тем не менее неизменно приглашал.
— Спрашивает Светлана. Почему вас зовут Адольф, если вы еврей?
— Никогда не интересовался у своих родителей, почему меня назвали
Адольфом, ведь меня практически до 25 лет звали Адиком. Когда пошел получать паспорт и увидел, что написано Адольф, хотел поменять на какое-то другое имя. Например, Аркадий. Меня многие и так звали. Но мне сказали, что нужна куча бумаг, и я эту затею оставил.
— Это Шмул. Я сейчас живу в Нью-Йорке. Глубокоуважаемый раввин! Мы с большой теплотой вспоминаем вас, когда жили в Москве и встречались с вами в синагоге. Большое спасибо, что вы есть. Скажите, пожалуйста, куда идут сегодня евреи? В Америке, куда мы приехали в поисках иудаизма, многие от него же убегают. Страшно!
— К сожалению, большинство евреев идет сегодня мимо синагоги. Сильно сказывается тот промежуток времени, когда нас отлучали не только от религии, но вообще от еврейства. Мы потеряли язык, громадное количество людей, знающих традицию, и все это не могло не сказаться. У нас нет статистики, но я думаю, два-три процента от проживающих сегодня в России евреев соблюдают все, что предписано религиозными канонами, живут по ним. Еще какой-то процент, тоже небольшой, приходят в синагогу по субботам, по праздникам. Появилась молодежь, которая интересуется, но большого всплеска нет. Тем не менее я надеюсь, что евреи, оставаясь полноценными гражданами России, все-таки будут ценить то, чем жили многие поколения до них.
— Константин Амосов из Москвы. Уважаемый Адольф Соломонович! Известно: вы увлекаетесь литературой, музыкой и спортом. Каковы ваши вкусы? Какими языками владеете?
— Читать приучился с детства и до сих пор стараюсь не пропустить ничего ценного. У меня хорошая библиотека. С 1973 по 1980 год учился в Будапеште, и там был прекрасный магазин советской литературы, я оттуда привез громадное количество книг. У меня около 400 дисков различных — классика, джаз, эстрадные певцы наши и зарубежные. Когда есть время, стараюсь слушать. Я с детства поклонник московского «Спартака» — футбольного и хоккейного. Болею за «Локомотив» в Лиге чемпионов. Сам уже, к сожалению, ничем не занимаюсь. А все детство провел на стадионе. В институте играл в баскетбол, футбол, на лыжах бегал. Сейчас мой старший сын, ему 20 лет, хоккейный вратарь в Канаде, он занимался в школе Третьяка, у известного тренера Виталия Георгиевича Ерфилова и, может быть, станет тем, кем мне не удалось. Кроме родного русского владею ивритом и венгерским, говорю по-английски.
— Уважаемый раввин, каково ваше отношение к Березовскому и Гусинскому? Почему, по-вашему, они сегодня находятся в эмиграции?
— С Борисом Абрамовичем я несколько раз встречался, обращался за помощью, и он целый год нашему хору оказывал финансовую поддержку. Сегодня это известный хор под управлением Михаила Турецкого, но для общины Борис Абрамович ничего не хотел делать и отказался даже сотрудничать в Российском еврейском конгрессе, который мы создали благодаря усилиям Гусинского. После отъезда Гусинского я с ним раз виделся и раз общался по телефону за несколько лет. Я очень мало, только из газет, знал о финансовой деятельности и Березовского, и Гусинского, об их политических пристрастиях. Одно могу сказать с уверенностью. То, что с ними произошло, никакого отношения к еврейству не имеет. Это, скорее, политические, финансовые проблемы, фактора антисемитизма нет.
— Здравствуйте, это Михаил Петров. Как известно, по Ираку есть американская позиция и есть другая, которую поддерживает и Россия. А вам лично какая ближе?
— Несмотря на мое негативное отношение к Ираку и его руководителю, я тем не менее считаю, что пока есть хоть малейшая возможность решить вопрос мирным путем, его нужно именно так решать. Считаю, что Россия заняла верную позицию. Обычно, когда любые военные действия начинаются, страдает громадное количество гражданского населения. Поэтому, если найдется мирное решение проблемы, это будет прекрасно.
Вопрос Леонида Зильбермана. Уважаемый Адольф Соломонович, каково ваше отношение к книге Александра Солженицына «Двести лет вместе»?
— Мне кажется, что эта тема настолько щекотливая и ответственная, что для того, чтобы ее раскрыть, нужно заниматься всю жизнь именно этой темой. А путем подбора каких-то цитат из историков или философов, даже на основании каких-то документов делать обобщающие выводы — совершенно неблагодарное занятие. И, на мой взгляд, книга не совсем совершенна в этом плане.
Александр, студент. Как вы можете объяснить, что практически все олигархи России, все россияне, входящие в десятку самых богатых людей мира, евреи?
— Мне проще объяснить, почему я не олигарх и почему миллионы евреев, которые живут в России, не олигархи. Как, впрочем, есть среди так называемых олигархов и русские Потанин, Дерипаска, Пугачев, а Ивановы, Петровы и Сидоровы не олигархи. Наверное, кому-то дано одно, другим другое. Эти люди смогли сориентироваться. Может быть, сказывается, что евреи, которые на протяжении тысячелетий занимались финансами, сохранили генетически возможность в нужный момент проявить себя.
Борис Лямин. Что вы можете сказать об антисемитизме в современной России? Насколько это серьезно, как с этим можно бороться?
— Опять же, к большому сожалению, антисемитизм существует, и особенно бытовой, уличный. С распадом СССР возникло много откровенно фашистских партий, стали издаваться антисемитские издания, которые существуют и до сих пор. Постоянно нам сообщают со всех уголков России о нападениях на синагоги, осквернении кладбищ еврейских, регулярно приносят издания, газеты, книги с откровенными антисемитскими высказываниями, с призывами к уничтожению евреев. Но от правоохранительных органов нет никакой поддержки. Вот когда срывали щиты с плакатами и виновных не нашли, я уверен, что их и не очень искали. О причинах можно говорить до бесконечности. У нас более 100 национальностей. И если мы не научимся жить вместе, если для нас действительно не будет объединяющей идеи единой Родины для всех, значит, будущего у России нет. Я могу сказать от имени еврейской общины России, что подавляющее большинство евреев, живущих сегодня здесь, хотели бы здесь остаться жить навсегда, никуда не уезжать и чувствовать себя здесь как дома, а Россию видеть великой страной. И я думаю, что даже после массового отъезда евреев остался очень мощный умственный потенциал, который мог бы принести пользу России.
Геннадий Гришин из Саратова. Господин Шаевич, какая из российских партий вам лично ближе других?
— Я не испытываю особых симпатий ни к какой партии, ни к какому движению. Очень рад, что мое звание освобождает меня от участия в деятельности какой-либо партии. Несколько раз голосовал за «Яблоко», их идеи мне и сегодня кажутся наиболее привлекательными, но особого пристрастия я ни к одной из партий не испытываю.
Игорь Синицкий. Почему правоверные иудеи выступают против смешанных браков? А если православный полюбил иудейку и эта любовь — настоящая? Что делать: следовать заветам отцов или голосам влюбленных сердец?
— Очень сложный вопрос. Особенно для современного общества. Вот простой пример: семья, в которой кто-то еврей, кто-то не еврей. Рождаются дети. И начинается мучительный поиск — кто мы. Или мы евреи, или мы не евреи? Я думаю, что не только ортодоксальные евреи против смешанных браков, но и ортодоксальные христиане, потому что это все размывает национальные корни и чаще всего в смешанном браке вообще не придерживаются никаких традиций — ни иудейских, ни православных, ни мусульманских. И многие ортодоксальные правоверные люди различных религий против таких смешанных браков. Но жизнь — она всегда намного шире всяких постулатов, законов.
Катерина. Что такое кошерный секс и насколько он лучше иного?
— Есть много предписаний, которые религиозная женщина должна соблюдать, в том числе и в половой жизни. И медицинские наблюдения говорят о том, что соблюдение всех этих предписаний способствует здоровью женщины. Я не могу сказать, что этот секс лучше какого-либо другого секса, просто он направлен на сохранение здоровья женщины, и в этом его преимущество.
Леонид Стамм. Уважаемый Адольф Соломонович, кто из
российской элиты входит в круг ваших близких друзей, кого вы могли бы пригласить к себе домой?
— Я знаком с массой известнейших людей: и с Кобзоном, и с Хазановым, и с Розенбаумом, и с Юрием Любимовым, с Марком Захаровым, с Розовским. Миша Жванецкий был у меня дома, Вишневский был, Инин, сейчас не могу вспомнить всех. Министров не было. Больше музыканты, артисты.
Виктор Зорин. Правда ли, что в последнее время Раввинский суд завален заявлениями от людей, желающих утвердить свою национальность в качестве евреев? Верно ли, что при желании евреем может официально стать даже человек, который по крови никакого отношения к евреям не имеет?
— Это не только в последнее время. Когда началась перестройка и евреи получили возможность уезжать из страны, в Раввинский суд стали обращаться люди из различных уголков бывшего СССР с просьбой подтвердить их еврейство. Это продолжается и до сегодняшнего дня, люди приносят различные документы и справки, удостоверяющие то, что они являются наследниками своих бабушек, прабабушек, то есть по материнской линии, и если эти документы Раввинский суд считает достоверными, то он выдает подтверждающий документ о том, что эти люди могут считаться евреями. Действительно, еврейство может принять любой человек независимо от того, были ли у него еврейские корни. Любой, кто добровольно принимает на себя обязанность жить по законам Моисея, может стать евреем. Такие случаи не часто, но происходят.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика