Согласно Священному преданию, после вознесения Иисуса Христа апостолы и Пресвятая Богородица бросили жребий: кому какая страна достанется для проповеди Божественного Евангелия. Божьей Матери выпала Иверская страна (Грузия). Но по пути ее корабль ветром прибило к Афонской горе. Сойдя на берег, Богородица произнесла: «Сын мой, Бог мой, благослови место сие. Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь. Я же буду заступница места сего». С тех пор Святая Гора Афон называется Обителью Богородицы. — Литургия у нас начинается рано, в четыре часа утра, — предупредил меня монах Лавры Святого Афанасия, — паломникам тоже полагается на нее приходить… — А мы не проспим, будильника-то у нас с собой нет? — Наши колокола вас разбудят. — Монах говорил по-гречески, но почему-то смысл его слов я уловил быстрее, чем их перевел послушник из Лавры. Трезвон больших и малых колоколов в утренней тишине позвал всех в Соборный храм. В кромешной темноте едва заметны лампады, почти невидимы лики на иконах и не слышны шаги монахов. Но вот загораются несколько свечей, монахи читают утренние молитвы. Начинается Божественная Литургия. Она продлится до девяти часов утра. Но усталости после нее совершенно не чувствуется. После трапезы игумен Лавры благословил монахов на послушания, а нас, паломников, — на дорогу по монастырям Афона. Андреевский скит — В Андреевский скит мы попали случайно. Дождь усилился, зонта нет, мокнуть не хотелось. Где укрыться? Рабочие-строители подсказали нам, махнув рукой на зеленые купола храма: «руски там». Перед входом в монастырь я прочитал слова из молитвы на церковнославянском языке. Повеяло чем-то родным. Мы смело переступили порог монастырских ворот и оказались в огромном храме Андрея Первозванного. Здесь три придела — Марии Магдалины, Андрея Первозванного и Александра Невского. В полуподвальном помещении четвертый, зимний, назван в честь Алексия, митрополита Московского, чудотворца. Настоятель Андреевского скита — отец Ефрем. Через переводчика, послушника Василия, он рассказал удивительную историю этого храма. Первое упоминание о храме и монашеских кельях встречается в документах за 1590 год, но основное строительство скита было в середине XIX века. Именно в это время здесь появляются русские монахи — старцы Виссарион, Арсениус и Феодорит. Российское правительство выделило немало средств на строительство этого храма. Архитектор и строители, похоже, тоже были из России, поэтому он так напоминает наши храмы. Многие годы здесь звучали молитвы на церковнославянском языке. Известно, что на средства Иннокентия Сибирякова, русского золотопромышленника XIX века, на территории скита построен пятиэтажный больничный комплекс, в котором лечились монахи и послушники со всего Афона. С сожалением отец Ефрем говорил о том, что некогда построенная русскими обитель оказалась ими заброшенной. Как укор нам — во дворе храма лежат колокола, которым почти две сотни лет, отлитые в Тверской губернии. Многие из них требуют серьезного ремонта. Дождутся ли? Здесь, в Андреевском скиту, у нас состоялась неожиданная встреча с послушником. Он приехал на Афон из Тюмени по благословению священника одного из тюменских храмов. Два года он живет на Святой земле, молится за тюменцев. Здесь тюменский послушник впервые по-настоящему познал Благодать Божию. Мне он сказал, что ему очень в жизни повезет, если со временем его постригут в монахи и оставят в Андреевском скиту. Дай Бог, чтобы все случилось именно так! Чудеса начались в Москве Перед вылетом в греческий город Салоники в московском аэропорту Внуково мы проходили через рамку металлоискателя. На моего спутника этот аппарат не среагировал, а вот его сына упорно не желал пускать — звенит и звенит. Вывернули у мальчонки все карманы, никаких железок нет, но аппарат пищал — и все тут. Тогда отец говорит сыну, чтобы он перекрестился и смело шел через злополучную рамку. Металлоискатель замолчал. Милиционеры с испуганным видом подскочили к семилетнему мальцу и заставили его еще раз пройти через рамку. Аппарат снова молчал. Служивые что-то пробормотали и отпустили нас. Что намудрила турфирма, оформлявшая визу в Грецию, неведомо, но нам не давали разрешение на посещение Афона. Что делать? Верующие люди знают — читать молитвы, писать исповедь. Так и мы поступили. К концу второго дня на улице небольшого приграничного с Афоном поселка Уранполис встречаем тюменца Володю, прихожанина одного из тюменских храмов. Он помог нам связаться по телефону с афонским монастырем — и проблема решилась чудесным образом. От афонского монастыря Ксиропотам до русского, Свято-Пантелеимонова, — полтора часа ходьбы по горной тропинке. Идем и радуемся прекрасному виду Обители Богоматери. Внезапно тропинка делится на три другие, идущие в разные стороны. Никаких указателей нет, куда каждая ведет. Что делать? Мой семилетний сын дает мудрый совет — читать Иисусову Молитву. Читаем вслух. Минут через тридцать из кустов выскочила черная собака с ошейником, на котором висел колокольчик. Собака потрясла им, он весело позвонил. Собачка свернула на одну из трех тропинок и побежала. Мы решили, что это знак, по какой тропе нужно идти. Ни звука колокольчика, ни следов собаки. Уж не показалось ли все это? Вскоре увидели монастырские купола, и стало понятно, кто нам подсказал дорогу в монастырь и кто невидимый шел рядом с нами. Афониада — школа для подростков В административном центре Святой горы я обратил внимание на двух подростков. Среди своих сверстников, говорящих по-гречески, они выделялись тем, что разговаривали между собой по-русски и без акцента. Отзываю ребят в сторонку. — Вы русские? — спрашиваю пацанов. — Да, мы из Чебоксар. Ребята с удовольствием рассказали о том, как они оказались на Афоне в греческом духовном училище и что оно собой представляет. Поступить в Афониаду — так называется духовное учебное заведение — может гражданин любой страны. Обязательное условие: он должен быть православным и верующим человеком, знать молитвы и его должен благословить на этот путь священник. После оформления документов в МИДе Греции слушатель приезжает на Афон и в течение первого года учит только греческий язык. По-другому нельзя, так как весь процесс обучения идет только на греческом языке. Ребята признались, что греческий язык учить намного легче, чем, например, английский или немецкий. Произношение напоминает русское. За плохую учебу и непослушание некоторых слушателей отчислили, говорят мои знакомые. Но наши русские учатся хорошо. По дому скучают, как без этого. Когда позволяют средства, они звонят домой. Кстати, телефонная связь на Афоне исключительная. Покупаешь за три евро карточку и целых семь минут звонишь в Тюмень из любого монастыря. Слышимость идеальная. Что ждет выпускника Афониады? Он получает среднее богословское образование. Его можно продолжать в вузах Греции или России. Что выберут эти ребята, еще не задумывались, но двое из них признались, что хотели бы остаться в Греции. Остальные ответили, что на все Воля Божья. Колокола приехали с Урала Монастырь Ксиропотам — греческий. На плохом русском языке здесь говорил только один грузинский монах Савва. Поэтому, когда я услышал чистую русскую речь, доносящуюся с колокольни, очень захотел увидеть соплеменников и пообщаться с ними. Виктор Григорьевич Шариков — руководитель колокольного центра из Подмосковья, и двое его соратников по приглашению монахов приехали в Ксиропотамский монастырь, чтобы установить на его колокольне звонницу — десяток больших и малых колоколов. — Афонские монахи в разных странах познакомились со многими предприятиями, отливающими колокола, — рассказывает Виктор Григорьевич, — лучшей признали фирму в Свердловской области в городе Каменск-Уральский. Там и разместили свой заказ. А мы устанавливаем эти колокола, настраиваем звон, обучаем звонарей# До окончательной установки колоколов еще требовалось немало времени, но наши знакомые разрешили несколько раз ударить языком колокола по его медной стенке. Малиновый звон мгновенно разбежался по закоулкам монастыря и его окрестностям. — Вот когда закрепим на колокольне всю звонницу, запустим ее во всю мощь, тогда наши заказчики убедятся окончательно, что лучше, чем на Урале, колокола никто не отливает! — с гордостью поясняет В.Шариков. Возразить ему сложно. Паломники Для чего паломники едут на Святую Землю? Святые Отцы говорят: для духовного опыта, для того, чтобы учиться стяжать благодать внутреннюю. Но на Афон приезжают разные паломники. Для некоторых это поездка по красивым благодатным местам. Они берут в аренду автомобиль с водителем и за день-два объезжают все монастыри, прикладываются к Святым Мощам, накупают в лавках икон и тому подобного и счастливые удаляются домой. Другие пешком идут от монастыря к монастырю, а если ночь застанет в пути, то и ночуют прямо на земле, разумеется, в летнее время. Кстати, за ночлег и за еду в афонских монастырях нигде не требуют денег. Наоборот, в дорогу, особенно тем, кто идет пешком, предлагают взять что-нибудь из съестного. Некоторые паломники на Афоне исповедуются и причащаются. Я познакомился с таким. Свою исповедь он написал на английском языке (поскольку не знал греческого). А вдруг монах, который его будет исповедовать, не знает английского, что делать? — спрашивал знакомый. Есть паломники, которые останавливаются на два-три дня в каком-нибудь монастыре, помогают братии, общаются с игуменом. На Афоне меня покорило отношение к детям. С паломниками их приезжает немного. Но уж если появляются, особенно маленькие, то каждый монах при виде детской мордашки улыбается и норовит хоть что-то подарить ему — четки, крестик, иконочку. Обязательно погладит по голове и осенит крестом. Почему-то монахи очень радовались, когда узнавали, что мы с сыном из России. Все желали процветания нашей стране и говорили, что молятся за всех нас.