Русская линия
Агентство национальных новостей Владимир Белолипецкий05.12.2006 

Улучшение отношений между Ватиканом и Пекином осложняют прошлое и настоящее

В Риме вышла книга о притеснениях католиков при Мао Цзэдуне. Как сообщило агентство Эйшаньюс в субботу, издание книги является результатом сотрудничества издательства «Edizioni San Paolo» и Папского института зарубежных миссий, а также экспертов по Китаю.

271-страничная «Красная книга китайских мучеников» представляет собой сборник свидетельств и автобиографий католиков, которые стали жертвами притеснений со стороны режима Мао Цзэдуна в период 1950—1970-х годов.

Предисловие к книге написал архиепископ Гонконгский, кардинал Иосиф Цзэн. По его словам, «книга представляет огромную человеческую и духовную ценность». Он напомнил слова Иоанна Павла II, который подчеркивал долг помнить обо всех мучениках и жертвах притеснений любых режимов. «В нашей памяти сохранились лишь единицы из множества католиков, посаженных в тюрьмы Китая за последние 30 лет. Забыть о притесняемых католиках было бы непостижимой и непростительной ошибкой», — отметил также в предисловии кардинал Цзэн.

«Безусловно, сейчас нельзя говорить о существовании систематических и обширных притеснениях христиан, как это было в период правления Мао. Однако страдания Церкви все еще не закончились», — пишет в предисловии архиепископ, — Общины и епископы официальной Церкви являются объектами постоянных проверок, вмешательств и нападок со стороны властей. Тем самым лидеры Католической Церкви, действующей с санкции государства, на самом деле далеко не так свободны в своих действиях, как это может показаться сторонним наблюдателям. Что касается подпольной Церкви, последователи которой отказались — и это их право — подчиняться религиозной политике властей, то они являются жертвами продолжающихся издевательств и даже насилия. Сказать, что они испытывают притеснения, будет недалеко от истины".

«К сожалению, в настоящий момент десятки епископов, священников и мирян находятся под домашним арестом или отправлены в ссылки. Вот уже многие годы не поступает никакой информации о шести епископах подпольной Католической Церкви. В качестве примера можно привести монсеньера Джеймса Су Чжимина из епархии Баодина, который исчез 10 лет тому назад», — подчеркнул кардинал Дзен в предисловии к «Красной книге китайских мучеников».

Католический архиепископ в пятницу выступил также с осуждением рукоположения в Китае священника Ван Жэньлэя в сан епископа без согласования с Ватиканом, назвав его «крайне бестактным». Архиепископ Гонконга добавил, что это рукоположение в католическом соборе города Сючжоу состоялось «неожиданно, что еще больше шокировало всех». «Непонятно, что движет людьми, настойчиво усложняющими отношения между Ватиканом и Китаем», — отметил этот влиятельный в католическом клире кардинал. По его словам, подобные акции идут вразрез с интересами страны, оскорбляют чувства верующих и выставляют Китай в невыигрышном свете. Он призвал центральное правительство КНР начать ведение переговоров с представителями Святого Престола относительно вопроса назначения епископов.

Ван Жэньлэй стал уже третьим в этом году епископом, возведенным в КНР в сан без согласования с Ватиканом. Весной епископами городов Куньминь и Уху стали соответственно Ма Инлинь и Лю Синьхун. Тогда на эти события резко отреагировал официальный представитель Ватикана кардинал Хоакин Наварро-Вальс, заявивший журналистам, что «столь существенные для жизни церкви действия представляют собой серьезное нарушение религиозных свобод». Он добавил, что Папа Римский узнал о назначении новых епископов без консультаций со Святым Престолом «с глубочайшим огорчением». «Единству церкви был нанесен серьезный удар, и в таких случаях предусматриваются серьезные меры», — сказал тогда Наварро-Вальс.

На этот раз рукоположение нового епископа состоялось, когда папа Бенедикт XVI находился с официальным визитом в Турцию. Некоторые наблюдатели считают, и подконтрольная официальному Пекину и не подчиняющаяся Ватикану т.н. патриотическая католическая ассоциация целенаправленно приурочила рукоположение к этому важному визиту.

Официальные связи между КНР и Ватиканом фактически прекратились после 1949 года, когда к власти в Пекине пришла компартия Китая, проповедовавшая атеизм. Дипломатические отношения между Китаем и Ватиканом были прерваны в 1951 году, после чего папский посол (нунций) переехал на Тайвань. Одно из обострений отношений между Ватиканом и Китаем произошло в 2000 году, когда Иоанн Павел II канонизировал 120 христианских миссионеров, погибших за несколько веков в Китае, что вызвало резкий протест официальных властей КНР. Кстати, на похороны Иоанна Павла II, которые проходили в Ватикане, Китай решил не направлять своих представителей, продемонстрировав таким образом свое отношение к нему.

Сегодня в Китае фактически существуют две католические церкви. Официальная церковь, подчиняющаяся епископам, которые до сих пор по существу назначались китайскими властями без согласования c Ватиканом, насчитывает около четырех миллионов человек. Кроме того, в Китае существует неофициальная (практически подпольная) католическая церковь, признающая власть Папы Римского и насчитывающая, по оценкам западных наблюдателей, около восьми миллионов приверженцев. Главным камнем преткновения в отношениях между Пекином и Ватиканом остается вопрос о назначении епископов, а также отношение к Тайваню.

Пекин считает практику назначения священнослужителей из Ватикана «вмешательством во внутренние дела КНР». В четверг официальный представитель МИД КНР Цзян Юй на очередной пресс-конференции заявила, что «основные принципы китайского правительства по вопросу отношений с Ватиканом последовательны, то есть Ватикан должен разорвать т.н. „дипломатические отношения“ с Тайванем и отказаться от вмешательства во внутренние дела Китая, в том числа вмешательства под религиозным предлогом», — подчеркнула дипломат.

Цзян Юй утверждала, что «китайская сторона питает искренние чувства к улучшению отношений с Ватиканом и готова к обсуждению с ним путей улучшения связей на основе отстаивания двух упомянутых принципов». Однако история с назначением епископом Ван Жэньлэя в обход Ватикана, с одной стороны, и выход, с другой стороны, книги о жертвах притеснений католиков режимом Мао Цзэдуна, который покоится в мавзолее в Пекине, а его «идеи» остаются одной из идеологических основ правящей в Китае компартии, не создают благоприятной почвы для улучшения отношений между Ватиканом и Пекином, считают наблюдатели.

http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=57 568


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru