Нескучный сад | Алексей Реутский | 04.12.2006 |
Справка
Сергиево-Посадский детский дом образован в 1962 году. Сегодня там проживают 220 человек. 150 из них — несовершеннолетние. 16 ребят — сироты. Численность персонала — 360 человек (врачи, педагоги, воспитатели и др.). Кроме учебных и жилых корпусов в детском доме есть бассейн, спортивный и тренажерный залы, трудовые мастерские по производству продукции широкого потребления (мебельные гвозди, глиняная посуда, картонные коробки, постельное белье, щетки для одежды, пипетки, прищепки и т. д.). До 1992 год Детский дом имел статус всесоюзного, с 1992 года в него принимаются только граждане России. Четверо слепоглухих выпускников Дома закончили психологический факультет МГУ: Сергей Сироткин, Юрий Лернер, Наталья Корнеева, Александр Суворов (ныне доктор психолог. наук). Вся их деятельность связана с обучением слепоглухих детей и их адаптации в обществе. С 2001 года в детском доме открыт домовый храм преп. Сергия Радонежского. Служащим священником в этом храме является иеромонах Троице-Сергиевой лавры МЕЛИТОН (Присада).
Мои руки в твоих руках
Елена Топоркова, заместитель директора Детского дома открывает дверь в чистый, залитый солнечным светом класс, в котором сидят учитель и опрятно одетые мальчик и две девочки (в одном классе обычно обучаются три ребенка). Им по десять лет, у всех отсутствует зрение и слух. Ребята выполняют упражнения на распознование предметов и запахов….Перед мальчиком коробка с пластмассовыми кубиками и шариками, которые он старательно ощупывает, перед одной из девочек — набор пузырьков. Она то и дело сует пипетку в один из пузырьков и подносит к носу. «Никита учится различать понятия „много“ и „один“, — Елена Николаевна комментирует действия детей.- Обычно мы используем для этого два вида предметов — объемные (с ними детям легче) и плоские. А Таня учится различать запахи». Елена Николаевна подходит к третьей ученице, которая сложила руки на столе и поникла головой.
«Яна, Яночка, — гладит она девочку. Яна вдруг оживает, на ее лице появляется улыбка, она раскрывается вся как цветок и ее руки тянутся к Елене Николаевне, но натыкаются на меня. Ее руки сначала цепляются за мои, перескакивают на мою одежду, перебираются на лицо, нос, уши, волосы. Все подвергается ее исследованию. Но во всех ее движениях смущает какое-то нетерпеливое беспокойство. Она прерывисто дышит (или пыхтит?), издавая звуки что-то вроде звука «фжу" — носом и ртом одновременно. Елена Николаевна замечает мою неловкость: «Яна, ребенок с нарушенным интеллектом. Этими звуками выражается вся гамма чувств, которые она сейчас испытывает и не может сдержать в себе». Я отхожу в сторону и Яна предпринимает попытку зацепиться рукой за соседку, играющую с пипеткой. Но та привычным движением отталкивает протянутую ей руку и Яна вновь принимает позу поникшего цветка.
Замечаю на столе учителя миску с пшеном.
-А это зачем?
— Для развития моторики пальцев. Осязание этим детям заменяет зрение. Они воспринимают только то, что могут обследовать руками, — поясняет Елена Николаевна. — С учетом этой особенности российские ученые Иван Соколянский и его ученик Александр Мещеряков разработали методику обучения, по которой слепоглухонемые люди вместе с воспитателем с раннего детства постепенно овладевают всеми необходимыми знаниями для полноценной и разносторонней жизни. Например, сначала ребенка учат ухаживать за собой:
Для этого педагог берет руки ребенка в свои и в совместной деятельности учит сначала мыть руки и умываться, вытираться, одеваться и раздеваться в определенной последовательности, потом правильно вести себя за столом и аккуратно есть. Параллельно ребенок знакомится с окружающими предметами — мылом, полотенцем, ложкой и др. Вот обратите внимание на Никиту.
Действительно, педагог отобрала у Никиты коробку с пластмассовыми фигурками и сложила его руки на груди, как это делают первоклассники. По лицу ребенка было ясно, что он понял, что задание меняется. Перед Никитой поставили маленькую машинку Брайля. Мальчик стал ощупывать ее со всех сторон, пока не добрался до клавиш и начал печатать, очевидно, пока не осознавая — для чего это нужно.
— Учитель показала ему жестом, что они сейчас будут учиться. Когда ребенок подрастает, то вместе с воспитателем садится за парту и они начинают учиться выполнять какие-то действия за столом: лепить, рисовать, наклеивать, знакомиться с различными предметами, учатся находить одинаковые предметы, различать их. Чем тщательней ребенок обследует каждый из предметов, тем точнее у него сформируется его образ и связанное с этим предметом действие.
Из учебного пособия для тифлосурдопедагогов
Совместная деятельность предполагает сотрудничество ребенка и воспитателя. При этом действия ребенка в начале сотрудничества неосознанны. Осознание необходимости совершать те или иные действия приходит к ребенку постепенно, по мере установления связи между предметом, действием и следующим за ним подкреплением в виде удовлетворения неотложной нужды. При систематическом удовлетворении нужды через определенное действие в сознании ребенка устанавливаются соответствующие устойчивые ассоциации. На основе этих ассоциаций происходит первый обмен мыслями между ним и воспитателем.
Таким образом пространство вокруг ребенка, значение окружающих его предметов становится ему понятно, как мы говорим — очеловечивается. Что позволят перейти к обозначению предметов и действий жестами, — продолжает Елена Николаевна.
— Например, «гулять" — это дуновение на раскрытую ладошку. Или «чашка» — согнутые по окружности пальцы, как бы охватывающие чашку и прикосновение к губам. Ребенок так устроен, что после многократных повторений этих движений запоминает данный жест и в голове появляется мостик между жестом и предметом, который он не видит, но может пощупать и ощутить (или действием).
Чем больше разнообразных образов у ребенка, тем интересней ему учиться, тем быстрее идет его развитие. Тем легче перейти от жеста к слову. Я расскажу вам такой случай.
Радж
Однажды в мой класс привели маленького цыганенка. Звали его Радж. Его нашли какие-то грибники в заброшенной под Рыбинском деревне. В этой деревне жил цыганский табор. Радж был 11-ым ребенком в семье. Он родился глухим слепым на один глаз, но очень подвижным и любознательным. Он лазил везде, все трогал. А когда попытался играть со своими братьями в футбол, ему выбили второй глаз. Мать хотела, чтобы он умер. Рассказывала: «Я вообще делала все, чтобы он погиб. Обмарается, я его попой по траве по мокрой, сажала его на подоконник, чтоб простудился. Ну, не должен был в цыганской семье родиться ребенок с недостатками. Не должен был, но все-таки выжил». И он поступил к нам в детский дом в 7 лет. Это был совершенно тотально слепоглухонемой человек (без возможности восстановить зрение или слух). Первое, что мы сделали — вымыли его и решили положить на белую постель. Но он снял одеяло и простынь и показывал нам, как собака лает: «ав-ав». То есть он спал, видимо, там, где животные были. Мы недели две-три боролись, чтобы он не снимал простыни с постели, чтобы он спал раздетым. Он снимал все наши покрывала и ложился просто на матрас одетый. Но у него был интеллект и познавательны интерес. Он стал осматривать детей, что они делают. Мы ему говорим (жестами), что, например, Петя, когда ложился спать, он раздевается. Он «видит», что ребенок перед сном стоит в маячке и трусах. И он стал подражать этим детям и тоже оставаться в маечке и трусах и таким образом ложиться спать. И прижился. Радж очень любил животных. У нас тогда их очень много было (в 1983−84 году): собаки, овцы, куры, индюки, свинья была, теленок… Когда у нас были дежурства (по уборке комнаты или территолрии), то это были самые счастливые для него дни.Окна моего класса выходили на Лавру. Двери высокие, 2,5 метра. На одной из перемен я отпустила ребят гулять. И можете себе представить, прихожу я с перемены, смотрю, у меня два ученика сидят, а третьего нет. Спрашиваю, а где Радж. Ребята отвечают: он там где-то гуляет. Я обежала сначала второй этаж, затем первый. Опять подбегаю, открываю дверь — его нет. В то время директор у нас был такой строгий был… Он всегда говорил, если что с ребенком случится — учитель пойдет под статью. Я перепугалась до смерти, побежала искать раджа на улицу. Думаю, вдруг он пошел к собаке. Обежала все во дворе — его нет. Вбегаю в класс и крещусь на купола Лавры: «Господи, помоги мне найти Раджа!». Поднимаю голову, а он совершенно счастливый, совершенно слепоглухой и улыбается сидит верхом на двери и катьается. Это у него был конь.
Он ведь по природе своей был очень «лазучий» и «ползучий». Он очень хорошо учился. Потому что он был очень подвижный, он сам все познавал, познавал все окружающее. У него самого формировались эти образы".
Пальцы вместо глаз
В следующем классе слепоглухая Кристина вместе с учителем учится азбуке Брайля. Перед ней вставляя в колодку Брайля дощечка с десятью секциями, в каждой из которых — по 6 отверстий. Комбинация вставленных в отверстия металлических заглушек означает букву.— Когда ребенок усваивает жесты, мы переходит к обучению дактильной (буквы обозначаются комбинациями пальцев через соприкосновение) и Брайлевской азбуке, — комментирует моя спутница. — Если не перейти от жеста к слову, интеллектуальное развитие ребенка остановится. Чтобы он легче усвоил обучение, сначала составляются слова очень значимые для ребенка. Это может быть его имя или его любимый предмет. Мы обязательно кладем перед ребенком этот предмет, например, очки, мяч или машину (мальчики любят машину). Набираем короткое слово «авто» на колодке, чтобы ребенок «прочитал» его целиком. А потом начинаем составлять его на брайлевской колодке уже вместе с ребенком по буквам. То есть от предмета идем к названию, от целого к частному. И затем уже показываем отдельные буквы.
— Но как ребенок понимает, что «а» это «а», а «б» это «б», что из букв (вернее их брайлевских или дактильных символов) можно составлять новые слова? Он же их не видит!
— Точно так же, как дети в обычной школе понимают и учат азбуку. Только они запоминают буквы зрительно, а здесь через осязание. Во всем остальном работает тот же самый механизм. Наверное вам, как человеку, впервые увидевшему таких детей, кажется, ну что может быть, что могут делать слепоглухонемые дети? Они могут лепить совершенно уникальные вещи. Вы видели работы нашего скульптора — Алеши Живагина. Ведь он же видел, то что лепит. Ослеп он в 7 лет. Но у него есть интеллект. Его нервная система так настроена, что он может воспринимать. У него нет других функций, он не видит и не слышит, но у него есть руки, которые берут на себя осязание.
Из беседы со специалистами интерната:
«Честно говоря, мы столько лет работаем, но о тех вопросах, которые вы задали: каков внутренний механизм усвоения слепоглухого ребенка знаний, никогда не задумывались. Вот есть ребенок, мы знаем приемы работы с этим ребенком, как его научить сначала действовать с предметами, как его потом научить писать, читать. Этому всему мы училсь в институте и здесь. Есть же разработанные методики работы с глухими детьми, методики работы со слепыми детьми. Просто мы научились их применять на практике и все».
Философия нашей школы (вы увидели, дети у нас все разные) — в том, что мы обучаем каждого ребенка, который поступает к нам: Имеет ли он проблемы сенсорного нарушения (сигнал не передается от органов тканей в центральную нервную систему), поведенческого, интеллектуального, двигательные проблемы (случается, кроме слепоты и глухоты, у ребенка еще и ДЦП). Каждый ребенок у нас учится и под него подбирается индивидуального программа, которая включает в себя весь комплекс занятий, соответствующий его возрасту и индивидуальным качествам. И это приносит свои плоды.
Я расскажу вам про Пашу Казакова.
«Ложечка тук-тук»
«Он родился слепым (без глазных яблок), в Москве, родители его учителя. В его личном деле есть письмо мамы, где она отказывается от своего ребенка в связи с тем, что „у него имеются такие физические недостатки, как слепота“. Из роддома Паша попал Дом ребенка. В доме ребенка дети содержатся до четырех лет, а затем ребенка должны обязательно перевести в Детский дом. Так он и оказался у нас.Это был маленький и очень худенький ребенок. Он приехал с ведерочком, и в ведерочке была ложечка. Больше ничего у него не было. Слепой человек ощущает себя в пространстве с помощью звуков. И вот Паша Казаков говорил только одну фразу: „ложечка тук-тук“. И этой ложечкой он стучал. Было у него такое, как мы говорим, навязчивое движение, когда ребенок воспроизводит одно и то же. Он был зациклен на этом. Но посмотрите, какой сейчас это воспитанник. Он прекрасно изучил Брайля, он учится по программе 6 класса школы слепых, а это русский язык, это математика. Он прекрасно играет на фортепиано Моцарта, Бетховена. Как он этому научился? Педагог музыкант, сначала садилась за пианино и играла ему небольшие пьесы. И по слуху Паша эти пьесы воспроизводил. Он читает все тексты по Брайлю, которые ему дают. Как он научился говорить? Сначала он научился звукоподражанию. Наши дети проходят те же ступени развития, что и нормальные дети. Только периоды на освоение навыков — на освоение речи, и всего, что зрячеслышащий человек приобретает быстро -у них более растянуты. — Ведь вам почему-то не странно, как играет Моцарта слепой человек. А у него хорошо развито слуховое внимание, слуховая память и хорошо развита двигательная память».
Кроме того, Паша прекрасно поет в домовом храме, читает богослужебные книги.
Вообще же все уже заметили, что присутствие в нашем Доме домового храма, молитвенная жизнь (богослужения в выходные и праздничные дни) меняет поведение ребят к лучшему, говорит Елена Николаевна. Те из них, кто мог что-то плохое сотворить, взять у кого-то что-то, грубые слова сказать, начинают задумываться над своими действиями. Беседы с батюшкой, исповедь постепенно формирует у них понятие греха.
Приходя каждый раз в храм, ребенок рассказывает на исповеди, что с ним происходит и получает от священника оценку своих действий. С первого раза он может не узнать и не понять, что он на исповеди и о чем ему надо говорить. Но благодаря работе педагогов, тех, кого он знает и кому доверяет, ребенок постепенно осознает нравственное значение своих поступков. Например, обидел он кого-то, рассердился, подрался с кем-то, учительница ему говорит: так нельзя делать, это грех. Вот пойдешь к батюшке на исповедь, обязательно об этом расскажи.
Диалог с Богом
Общаясь с ребятами, о. Мелитон пришел к выводу, что в отличие от зрячих сверстников слепоглухие дети нуждаются в большем душевном тепле, внимании и заботе, это способствует развитию их души. Ведь они лишены визуального восприятия мира и о духовной составляющей жизни могут узнать лишь от того, с кем общаются.Эту неразвитость души о. Мелитон сравнивает с «замороженным» состоянием. «Но когда начинаешь чаще общаться с ними, в том числе и на духовные темы, их душа раскрывается, они становятся живыми, интересными собеседниками, что и доказывает — образ и подобие Божии изначально присутствуют в них, хотя и в зачаточном виде. Но то, как происходит дальнейшее развитие этой души и восприятие ею Творца — тайна, — говорит батюшка. — Мне кажется, тут объяснение найти просто так нельзя. Но развитие души возможно, и оно происходит. Ведь наши дети воспринимают Бога адекватно, понимая, что Он был, есть и будет всегда. Что к Нему в любой момент можно молитвенно обратиться за помощью, и это принесет облегчение от гнетущего состояния, от возбуждения, от разочарования, от обиды или физической боли. Причем Господь Сам дает им ответ о Своем существовании в этом мире. Существует взаимная связь, и при общении у них происходит не монолог, а диалог с Богом».
Участие в церковной службе, совместная молитва в храме, причастие помогают детям соприкоснуться с Творцом. Ведь здесь так заведено, что, если ребенок совсем не слышит хора, не слышит богослужения, ему «в руку» переводят ход службы: «Батюшка молится Богу о тебе, чтобы тебе было хорошо, чтобы ты был здоров, чтобы вы все дружили, чтобы вы не ссорились. Давай вместе будем молиться Богу, чтобы был мир, чтобы Бог был с нами». «У нас нет возможности оценить степень их чистоты перед Богом. Но то, что у них более чувствительная совесть, сам орган богопознания более развит, чем у нас, хотя это нелегко сразу понять, — мне очевидно», — размышляет батюшка.
Отец Мелитон:
«Вам это кажется удивительным, но даже тотально слепоглухие понимают, что такое грех.
Они осознают, что делать неприятно ближнему нельзя, это грех. Сердиться — это плохо, это грех. Драться — это плохо, так нельзя, это грех, — говорит батюшка. — Понятия храма, греха ввел еще мой предшественник о. Зенон, а я как бы движусь уже по проложенному им пути».
Отец Мелитон предложил мне поговорить о вере с одним из воспитанников дома 46-летним Алексеем Писеевым (он тотально слепоглухой человек), выросшим в этих стенах. «Алексей иногда на исповеди говорит, не называя грехов: „Батюшка, прочитайте разрешительную молитву, у меня душа спокойна“, — рассказывает о. Мелитон. — Понимаете, таким как ему достаточно осознания собственной греховности перед Богом, но такой греховности, когда совесть ничем не смущает, если ты никого не огорчил, никому не сделал плохо, не сделал плохо даже Тому, Кто видит тебя всегда». Вот что рассказал о себе Алексей.
«Я родился в селе Новокрасивое (Тульская область). У меня верующая мама. Она молится утром и вечером. А я начал молиться только в зрелом возрасте, примерно в 30 лет. Самой первой молитвой стал Символ веры. Мы с мамой ее учили по частям, чтобы легче запомнить. Сначала было трудно, потом потренировался и запомнил.
Первый интерес к Богу и церкви у меня появился, когда начал ухудшаться слух… Но после смерти отца потребность в молитве возросла. Однажды я хотел покончить с собой, так плохо мне было. Но мама меня предупредила, что самоубийство — это непростительный грех. И до меня стало доходить: да, это грех, папа не одобрил бы меня. Тогда я более глубоко осознал понятие „грех“. Со временем я с мамой начал ходить в церковь. Бога я ощутил не сразу. Мое ощущение Бога таково: я стал чувствовать себя спокойней, уверенней, стал меньше злиться, суетиться, значит, это Господь меня так направил. Да и память стала лучше. Ответ Господа на мои вопросы я скорее понимаю, чем чувствую. Я чувствую Бога на службе, в это время Он во мне. Это когда нет никаких угрызений совести. А если чувствуешь, что душа неспокойна, значит, Господь далеко от тебя. Причастие я понимаю так: это когда человек стоит рядом с Господом.
Я ни о чем конкретно не мечтаю, просто уповаю на Бога.
Раньше я жил тем, что слышал вокруг себя, а потом потерял слух и сейчас пребываю в себе самом. Бывает, мне снятся сны, но это сны из прошлого, из детства. Снятся домашние животные. Я не вижу их, но во сне слышу и осязаю. Это напоминает мне о детстве и приносит утешение».
До запаха воды
Путешествуя вместе с Еленой Николаевной -по Детскому дому (общая его территория с недавно построенным общежитием для взрослых занимает 12 гектар), я побывал и в актовом зале, где дети учатся ритмично двигаться под музыку, и общаться друг с другом в танце. И в буфете, который одновременно является учебным классом. За одним из столиков 16-летний Николай (незрячий, слышащий, но немой) вместе с преподавателем напряжено пытается скованными ДЦП руками вынуть из корзинки конфеты, разложить их по ячейкам, а затем, достав из ячеек, положить в пакет. «Без любви у нас никто не работает», — пришли мне память слова директора Детского дома Галины Епифановой. Но сколько нужно этой любви, сколько терпения и смирения, чтобы научить этих детей элементарным вещам.В буфет забежала стайка ребят, которые в перемену решили купить в кафе сладостей. «Они зарабатывают в мастерских Детского дома и на УПП, а заработанные деньги тратят по своему желанию, — комментирует Елена Николаевна. — Но кроме оплачиваемой работы они занимаются еще и общественно — полезным трудом: работают на кухне, в овощном цехе, чистят картошку и морковь, режут овощи, убирает от мусора территорию вокруг Дома. Вообще работы по наведению чистоты и порядка у нас очень много. Мы сызмальства на занятия по личной гигиене приучаем их к чистоте. Однажды я заметила, что стирая слепоглухие девчонки все время нюхают свое белье. Оказалось, они понимают, что белье чистое, только когда оно начинает пахнуть водой».
В коридоре одна из девушек в очках с толстыми линзами моет пол. Елена Николаевна тепло прижимает ее к себе: «Как дела? Замуж-то собираешься?». Девушка смеется и отрицательно качает головой. «Передумала?!». «Если они хотят создать семью, мы не препятствуем, но в этом случае воспитанники уходят от нас. И дальше за них отвечают уже их родители. У нас есть несколько таких пар. Но они все-равно навещают нас. А бывает обращаются за помощью. Ведь мы друг для друга по-прежнему родные, близкие люди, одна семья».
«Такой аппарат позволит совершить настоящий прорыв в просвещении слепоглухонемых людей. На языке Брайля у нас издается слишком мало духовных книг», — говорит о. Мелитон. Принтер стоит около 6 тыс. долларов. кроме того, 1 июня в день защиты детей и Вознесения Господня, на территории детского дома было освящено место для строительства нового храма в честь явления Божией Матери преп. Сергию Радонеджскому и заложен закладной камень".
Если вы хотите помочь в просвещении слепоглухих детей или поучаствовать в строительстве храма, вы можете перечислить деньги на указанный ниже счет или связаться лично с о. Мелитоном по телефону 8−926−381−38−20.
Расчетный счет:
СП-Банк (ООО) г. Сергиев Посад,
ИНН 7 702 062 635,
к/с 30 101 810 900 000 002 048,
БИК 44 552 789,
для Благотворительного фонда имени Преподобного Сергия Радонежского,
р/с 40 703 810 400 000 000 000,
ИНН 5 042 085 742,
КПП 504 201 001.
Кошельки Web Money:
Z256329380728
U218592082017
R340284502149
E256888822641
Е-mail: meliton@yandex.ru
http://www.nsad.ru/index.php?issue=38§ion=10 004&article=533