К такому выводу пришли эксперты, собравшиеся на «Круглый стол» в редакции «КП»
19 ноября 2002 года мы рассказали о решении Минобра ввести в школах предмет «Основы православной культуры». Публикация «Станет ли Библия школьным учебником?» вызвала множество откликов (см. «КП» от 26 декабря 2002 г. и 4 февраля 2003 г.) Продолжают они идти и сейчас. Большинство читателей — и тех, кто за обязательное изучение религии, и тех, кто против влияния церкви на ученическую жизнь, — объединяет беспокойство за судьбу подрастающего поколения. На «Круглый стол» в «Комсомолку» мы пригласили чиновников, священнослужителей, убежденных атеистов. Урок нравственности — вне расписания Алексей Водянский, заместитель руководителя Департамента общего образования Министерства образования: — Самое сложное сейчас — установить общую для всех систему ценностей. Недавно мы попросили уважаемых специалистов написать школьный учебник по этике. Не вышло. Слишком разные представления об этом у ученых. Не думаю, что должен быть спецпредмет, который бы воспитывал нравственных людей. Воспитательный потенциал заложен во всех предметах. Все дело в личности преподавателя. Когда учитель — образец порядочности, он в состоянии оказывать должное влияние на маленького человека. Отец Андрей (Кураев), профессор Богословского института: — Надеяться, что учитель просто своим примером будет нравственно воспитывать детей, — утопия. Российское учительство — наша национальная катастрофа. Его невежество и безнравственность — невероятны. В начале 90-х, когда я встречался с учителями, было видно, что этих людей радует любая возможность узнать что-то новое. Они интересовались, что-то записывали, спрашивали литературу. В последние годы — совершенно апатичные глаза. В школу идут сегодня не по призванию. Слишком часто учат детей те, кто после университета не смог найти другую работу. Выход я вижу в том, чтобы государство, разрабатывая учебники, заботилось не только об информационном наполнении, но и о расстановке нравственных оценок. Чтобы учитель при всей своей апатии, излагая добротно написанный учебник, все же нес то самое доброе и светлое. Лев Пономарев, исполнительный директор движения «За права человека»: — Не согласен! Среди наших учителей много умных, порядочных, честных людей, подвижников. Да, они находятся в очень сложном положении. Мы должны заставить государство помогать им. Начинать надо с того, чтобы учителям больше платили, чтобы повысился их социальный статус. Как преподавать религию? Водянский: — В школах, где дети будут собираться по принципу конфессий, боюсь, начнут выжимать ребят, исповедующих другие религии или вообще не верующих. Мы готовим доработки содержания факультативного курса «Основы православной культуры». Задача — учесть возрастные особенности и познавательные интересы учеников. И еще мы проводим конкурс на разработку учебного пособия для факультативного курса «Религии России». Пономарев: — Какие религии должны попасть в учебник? Водянский: — Все юридически зарегистрированные. Вот в каком объеме? Пропорции материалов о каждой должны решаться обществом. Пономарев: — А почему не курс «Религии мира»? Водянский: — Сейчас для страны важен курс «Религии России». Учебники «Религии мира» и «История религий» у нас уже есть. Добровольно или по принуждению? Пономарев: — Нужно было сначала разработать учебник по всем религиям, а потом вводить «Основы православной культуры». Кураев: — Здесь я с вами согласен. Нынешний учебник «Основы православной культуры» бездарен. Прочитав его, не хочется ни самому стать православным христианином, ни просто узнать что-то больше о мире православной культуры и истории. Единый учебник по истории религий, вообще всех религий, тем более немыслим. Он никогда не сможет дать читателю возможность узнать на его страницах свою веру. Значит, нужна целая серия культурологических книг, ориентированных на православие, ислам, буддизм, на светскую систему ценностей. И учебники эти должно составлять государство в сотрудничестве с конфессиями. Работать нужно вместе, в одной команде, договорившись заранее об общих правилах. А еще — сможет ли преподаватель, читая этот курс, не сорваться на религиозную пропаганду? Необходим четкий государственный контроль и над содержанием курса, и над тем, как этот курс будут озвучиваться в каждом отдельном классе. Государство не должно отдавать религиозное образование в руки ваххабитов от самых разных конфессий. Чтобы этого не было именно в государственной школе, надо учить людей ориентироваться в сложных мирах православия и ислама. Александр Крайнев, председатель Атеистического общества Москвы: — Несколько учебников — дело далекой перспективы. А проблема существует уже сегодня. Поэтому начать стоит с общего курса. Потом пусть будут курсы, посвященные отдельным религиям и культурам. Они должны выпускаться одновременно.