Православный Санкт-Петербург | Протоиерей Игорь Филин | 04.12.2006 |
— Россия восприняла веру уже в готовом виде — с установившимися праздниками, богослужением, богословием. Но глубинную сущность христианских праздников и событий, которые породили эти праздники, народ осмыслял постепенно, происходила своеобразная эволюция религиозного сознания. И в отношении Введения во храм Пресвятой Богородицы наступил определённый момент сознания русского народа, когда этот праздник начал по-особенному переживаться и приобретать глубину смысла духовного.
О входе трёхлетней Богородицы в храм и Её встрече с первосвященником мы узнаём из Церковного Предания. Первосвященник, введя Деву Марию во Святая святых, по благодатному внушению, назначил Ей тут место для молитвы. Ранее только один раз в год и только первосвященник имел право входить сюда. Как это событие влияет на нас? Вот Воскресение Христа даёт нам надежду на воскресение после смерти и жизнь вечную. А Введение во храм Богородицы? Напрямую этот праздник на нашу жизнь как будто не влияет. Но! именно сейчас происходит введение во храм нашего народа, мы переживаем религиозное возрождение, заново переживаем некое младенчество во Христе. Но сегодня у нас есть возможность избежать ошибок, допущенных в церковной жизни предыдущих поколений. Я говорю о революции.
Заметьте, революция произошла в православной Империи, где по законодательству главой государства мог быть только человек православного вероисповедания, и само законодательство согласовывалось с Евангелием. Что же происходило тогда в душах людей? Об этом мы можем узнать, читая «Бесов» Ф.Достоевского. Он описывает людей, живших в дореволюционной России, которая внешне была очень благополучная: долгое время советская Россия сравнивала свои достижения с показателями 1913 года как с годом наивысшего экономического развития страны. Но в это же время люди теряют Бога истинного, теряют веру, начинают заниматься богоискательством, что приводит к богоборчеству. Главной ошибкой было отделение религиозной жизни от жизни общества. Вот жизнь — общественная и политическая деятельность, семья… и где-то тут, рядышком, сбоку — Бог. Такое обмирщение жизни человека при наличии успехов науки вытесняло Бога из человеческого сознания.
Люди приветствовали такую «свободу». Потому что, скажем, чиновники в дореволюционной России были обязаны раз в год принести из церкви документ, что такой-то господин говел, исповедовался и причащался. И вот Великим постом выстраивались в храмах огромные очереди из гимназистов и чиновников всякого рода. Иначе они могли быть уволены с государственной службы. Сегодня мы находимся в очень выгодной ситуации: у нас нет гражданской обязанности ходить в церковь.
— И сейчас у политических деятелей считается хорошим тоном прийти на Рождество и на Пасху в храм, особенно, если там присутствует телевидение, и заработать политические очки.
— Хороший тон — это одно, а вероятность потери работы — совершенно другое. В наше время приход в храм может, наверное, как-то повлиять на чью-то карьеру, но никто чиновника не уволит, если он не будет посещать церковь. Сегодня, когда мы переступаем порог храма — это наша добрая воля.
Вспоминается одна история. Работал на строительстве нашего храма мужчина, приехавший в Россию на заработки из прикарпатской деревни. После Пасхальной службы подошёл ко мне и говорит: «Я неприятно поражён: у вас приходят в храм пьяные, ведут себя неподобающе. У нас в деревне такого нет. Все одеваются нарядно и ведут себя чинно. А чтобы не только на Пасху, но в воскресенье кто-то не пошёл в церковь — даже представить невозможно». Я объяснил: «У вас в деревне удалось сохранить веру, а в России вера была растоптана, традиции уничтожены, преданы забвению… Поэтому люди, пришедшие сегодня в церковь, ещё далеки от религиозной жизни. Но они всё-таки пришли». Через полгода опять подходит он ко мне: «Знаете, у вас ходят в церковь очень верующие люди, молятся искренне. А у нас в храм ходят, а живут-то плохо, не по вере. И ходят по привычке: не пойдёшь — осудят». Видите, как. Слава Богу, у нас нет обязаловки. В храм приходит тот, кто действительно в этом нуждается. Для каждого из нас в какой-то период жизни наступает свой момент введения во храм. И кто ярко пережил обращение от жизни безбожной к религиозной, помнит, как сладостно было ходить в церковь первое время: ничего не понимаешь, но так хорошо.
Поэтому можно по-разному относиться к тому, что, например, наш Президент присутствует в церкви на праздниках. Можно верить в его искренность или нет, но надо радоваться, что российский Президент пришёл, крестится и молится именно в православной церкви, ибо он находится здесь как Президент. И это хороший пример для россиян. И как бы дальше Президент ни раскланивался с представителями других конфессий, вероисповеданий, религиозных групп, а ему как общественному лицу необходимо общаться со всеми, дабы в стране был мир и согласие, — он выражает свою приверженность Русской Православной Церкви, и это главное. Он понимает, что Церковь — духовная сила, с которой нельзя не считаться.
— Можно сказать, что своим вхождением во храм Богородица предвозвестила Христа, это — предначертание нашего будущего спасения. А что назидательного для нас в этом празднике?
— Вызывают чувство благоговения родители Пресвятой Богородицы — свв. Иоаким и Анна. Пречистая — это плод их молитвы и непоколебимого доверия к Богу. Доживя до старости, претерпев оскорбления, — отсутствие детей воспринималось в те времена как знак неблаговоления Божия, — они не сомневались в том, что Господь может благословить их ребёнком, не укоряли Бога в несправедливости, не отчаивались. Поэтому проповедники в этот день говорят прихожанам: «Если вы хотите иметь детей достойных — вот как надо их вымаливать, вот как надо верить Богу».
Что ещё надо отметить: родители Девы Марии исполнили свой обет. Казалось бы, родив долгожданное Дитя, им захочется утешения от этого Ребёнка — радоваться, ласкать, утешаться, видя, как Он растёт, наслаждаться Его чистой любовью, трогательной беззащитностью. Но они добровольно лишают себя всего этого. Потому что этот Ребёнок — дар Божий, и он принадлежит Господу. И они отводят трёхлетнюю Деву во храм.
Мы должны стараться уподобиться этому Ребёнку, подражать Её жизни в Церкви. Как? А посмотрите, чему Её учили в храме? Из Предания известно, что Богородица не только занималась рукоделием и изучала Священное Писание, но удалялась в Святая святых и там Одна оставалась с Богом и молилась. Поэтому Ветхозаветный Иерусалимский храм — это прообраз христианского храма. Но там, где была Святая святых — у нас алтарь, там, где стояли верные, теперь храмовая часть. То есть мы стали ещё ближе к Богу. И если в Святая святых входил один раз в год первосвященник, у нас в алтарь имеют право входить все священно- и церковнослужители, и для прихожан молящихся он открывается — мы можем его видеть и словно присутствовать в нём. Нам лишь надо научиться и трудиться, и веровать, и жить по вере. Пример Божией Матери — высокий пример христианской жизни.
— Но это пример для женщин. А для мужчин?
— В Царствии Небесном нет различия полов, там все живут, как Ангелы. А когда мы говорим о таком различии, то речь идёт не о религиозной жизни, а о том послушании, которое мы получили от Бога, родившись мужчиной или женщиной. Вот я не женщина и что же? Разве от меня далека Пресвятая Богородица? Наоборот, поскольку я мужчина, я могу прочувствовать особую любовь к нашей Небесной Заступнице. Хотя женщина, конечно, понимает Матерь Божию на свой лад. А потом не будем забывать, что Богородица — наша Мама, через Иоанна Богослова мы все усыновлены Ею. Так что же, я не буду брать со своей Мамы пример? В деле святости и жизни во Христе ни пол, ни общественное положение не важны.
Как пример приведу отца свт. Григория Паламы. Он был вельможей, и известно, как однажды на царском совете он вошёл в такое молитвенное состояние, что не слышал, как император дважды к нему обращался. Тогда император сказал: «Не будем его безпокоить. Он молится». Вот как! Не только вельможа мог войти в такое созерцательное состояние, но император понимает, что происходит, значит, и ему не чуждо было молитвенное состояние. И мать свт. Григория жила подобающим образом. Оттого и Григорий Палама стал великим богословом и святым. Нам бы так детей воспитывать и к Богу приводить.
Поэтому разделять: это — женщина, это — мужчина, это — монахи, а мы не монахи и с нас взятки гладки… - это малодушные отговорки. Недавно у нас скончался прихожанин. Жена у него не веровала, а он всю жизнь ходил в церковь. И только извинялся, бывало: «Простите, батюшка, я на всенощной был, а на литургию завтра в Шуваловскую церковь сбегаю на раннюю. У вас служба поздно начинается, а жена ругается, когда я задерживаюсь». Видите, человеку, стремящемуся жить церковной жизнью, ничто не может помешать.
Теперь вспомним, к чему привело Пречистую глубокое общение с Богом? Она посвящает жизнь Свою служению Богу и отказывается от брака, ибо семейные обязанности, дети, муж, хозяйство… может лишить Её того, что Она обрела, живя с трёх лет в храме.
— Но батюшка, ведь Пречистая Дева именно это всё и получила.
— Верно. И казалось бы, Бог мог увести Её в некое место, где Она в таком состоянии и пребывала бы. Но когда человек посвящает себя служению Богу, Господь даёт путь служения. И Богородица получает то, от чего отказалась: семью, обручника — образ мужа и детей, уже бывших в семье Иосифа, которым надо служить. Мало того, Она Сама рождает Богомладенца, становится Матерью. Но посвящённость Богу по-иному строит Её семейные отношения. Это совершенно другая Мать, это совершенно другая Жена. Внешне Она занимается тем же самым, что и все женщины, но Ею по-другому переживаются те же обстоятельства жизни. Так и мы, если начинаем служить Богу, — обстоятельства нашей жизни, не меняясь, наполняются новым содержанием. И уже не важно, чем я занимаюсь, важно, как я этим занимаюсь — с Богом или без Бога. Вот чем ценен для нас образ Введения во храм.
Ныне мы заново переживаем вхождение во храм и понимаем, что находимся ещё в младенческом состоянии в вере. Но сегодня только у людей, ослеплённых неприятием Христа, может возникнуть утверждение, что наше государство нехристианское. Нет! Что бы ни говорили — сегодняшняя Россия осознаёт себя православной и видит свою связь со Христом. Опасность заключается в том, чтобы не впасть во внешнюю, обрядовую форму веры. Нам надо войти во Святая святых и там встретиться с Богом. У нас впереди радостное переживание праздника и радостное переживание надежд, что посредством воцерковления каждого из нас наше общество становится ближе к Богу.
Адрес: 189 646 СПб, пос. Песочный, ул. Ленинградская, 10. Тел. 596−63−98
Записала Ирина РУБЦОВА
http://www.piter.orthodoxy.ru/pspb/n179/ta001.htm