Провалом закончилась очередная попытка международного сообщества добиться урегулирования конфликта между греческой и турецкой общинами Кипра. В результате переговоров в Гааге, длившихся почти сутки, третий за 29 лет план ООН по объединению острова был отвергнут. Суть нынешнего проекта урегулирования — в создании на Кипре единого федеративного государства по аналогии со Швейцарской конфедерацией. Предполагалось создание президентского совета из шести человек, которые на принципах ротации (по десять месяцев каждый) исполняли бы обязанности главы исполнительной власти страны. Обязанность рассматривать спорные вопросы, согласно плану, возлагалась на Верховный суд из девяти человек — по три от греческой и турецкой частей острова и еще трех иностранцев, представляющих страны-гаранты кипрской безопасности: Турцию, Грецию и бывшую колониальную метрополию Великобританию. За рамками ооновского плана урегулирования остались три ключевые проблемы, которые, собственно, и привели к очередному срыву. Во-первых, не были обозначены условия разграничения автономных образований. Во-вторых, остался нерешенным вопрос возвращения беженцев и удовлетворения их имущественных претензий. Выработать взаимоприемлемые критерии компенсаций утраченного 29 лет назад имущества практически нереально, тем более что земля и недвижимость, оставшиеся бесхозными после раздела острова в 1974 году, давно уже оказались в руках новых хозяев, которые вложили в эти приобретения собственные средства. Наконец, неразрешимой проблемой стали условия представительства общин в федеральных органах Кипра. В настоящее время соотношение между греческим и турецким населением острова составляет примерно два к одному. Территория острова разделена в такой же пропорции. Обсуждавшийся в Гааге план ООН предполагал представительство, пропорциональное нынешнему соотношению между населением обеих частей Кипра. Например, в президентский совет должны были войти четыре грека и два турка. Однако турки-киприоты требуют равного представительства, ссылаясь на демографическую ситуацию: рождаемость в турецких семьях значительно выше, чем в греческих. А изменение межобщинного баланса со временем неизбежно приведет к преобразованию швейцарской модели на Кипре в ливанскую. Попытка ООН форсировать кипрское урегулирование и провести 30 марта «объединительный» референдум на всей территории острова была связана с предстоящей 16 апреля в Афинах церемонией приема в Евросоюз десяти новых членов, в число которых входит и Кипр. Но после гаагского фиаско в ЕС будет принято не единое государство Республика Кипр, а лишь признанная международным сообществом греческая администрация острова. Усугубляет ситуацию вокруг приема Кипра в ЕС нарушение норм цюрихско-лондонских соглашений 1959 года, согласно которым Кипр не может вступать в международные организации и союзы, членом которых не являются Турция и Греция одновременно. Таким образом, вновь подтвердилось отсутствие у ООН достаточных возможностей и механизмов для урегулирования конфликтов и защиты норм международного права.