Татьянин день | Т. Симонова | 01.12.2006 |
Древний Кавказ уже в эпоху богов и героев был одним из центров античной культуры. Первые греческие поселенцы появились на побережье Кавказа в VII веке до Р. Х. Борьба Зевса с Тифеем и богов Олимпа с Титанами проходила именно там. Там античный герой Прометей был прикован к скале.
Низменность по течению р. Риони называлась Колхидой. Область южнее и юго-западнее называли Иберией (Иверией). Спустя сто лет после распятия Христа они были включены в состав провинции Римской империи Каппадокия.
Грузинская Церковь
В первые годы христианства на этой земле проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Симеон Столпник из Антиохии прислал в Иверию и Колхиду 13 миссионеров, которые основали христианские монастыри. Сохранились свидетельства о том, что уже в конце I-начале II вв. многие местные жители становились христианами. Прокопий Кессарийский утверждал, что именно иверы лучше других, известных ему народов, были самыми ревностными христианами.Государственной религией в Грузии христианство стало благодаря стараниям святой равноапостольной Нины в IV веке от Р. Х. при иберийском царе Мириане. Ее отцом был Завулон, он нес военную службу у римского императора и находился в родстве с великомучеником Георгием (Победоносцем). Мать Нины — Сусанна, находилась в родстве с Иерусалимским патриархом.
Когда Нине исполнилось 12 лет, ее благочестивая семья отправилась в Иерусалим. Там мать Нины стала диаконисой при Храме Гроба Господня, а отец посвятил себя служению Богу в пустынях Иорданских. Однажды во сне Нине явилась Царица Небесная. Она вручила ей крест, сплетенный из виноградной лозы, и завещала «идти в страну Иверскую…».
В 319 году Нина пришла в Грузию и нашла приют в семье бездетного царского садовника. Святой Нине по ее молитвам была дана такая сила, что однажды, в день Преображения Господня, были свергнуты с постаментов и разрушены языческие идолы, которым поклонялась и царская семья, и подданные. Весть о ее чудесах вскоре дошла и до царских покоев. Царица Грузии Нана чудесным образом была исцелена святой Ниной, после чего приняла христианство. Однако царь Мириан не был готов отказаться от языческих богов и стал замышлять злое — как наказать святую. Солнце померкло в ответ на это, а царь ослеп. Святой Нине пришлось исцелять и царя Мириана. После этого чуда царь и его свита приняли крещение.
Путь святой Нины лежал и в горные районы Грузии, где она крестила язычников, и в Восточную Грузию (Кахетию), где она обратила ко Христу царицу Софию. Там она поселилась в скромном жилище в селении Бодбе, молилась и проповедовала. После 35 лет апостольского служения она отошла ко Господу. На месте ее погребения был основан храм во имя святого великомученика Георгия, а затем — женский монастырь во имя святой Нины.
В IV веке Константинопольский патриарх назначает архиепископа для служения в Мцхете, столице древней Грузии. Провинция Каппадокия стала одним из центров Православия Римской империи, здесь проповедовал Григорий Богослов (Назианзин), которого позже назовут просветителем Арагвского ущелья. В этой сравнительно небольшой провинции уже в V веке насчитывалось 50 епископских кафедр.
Грузины — ревностные христиане
Грузины были ревностные миссионеры, уходили в чужие земли проповедовать Евангелие, за пределами Грузии было основано около 20 грузинских монастырей. Это были центры истинного Православия. Константинопольский патриарх благословлял грузин на открытие своих монастырей в Болгарии, на святой горе Афон, берегу р. Иордан, Таврическом полуострове, горе Олимп, в Константинополе, на Синае и Сионе и в других местах. Самым известным стал грузинский монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Он был основан царем Мирианом в 342 году.Вслед за этим грузинскому народу и Церкви было послано огромное испытание: Грузия начала неравную борьбу за христианскую веру против влияния Персии. В результате противостояния в середине VI века грузинское государство было разделено на две части. Западная Грузия осталась под влиянием Византии, а Восточная оказалась под влиянием иноверцев.
В VII веке на грузинский народ обрушились новые испытания — вторжение византийского императора Ираклия в союзе с хазарами. Затем Грузия пережила нашествие кочевников-полуязычников, арабских племен. Но ничто не смогло сломить веру грузинского народа. Религиозная жизнь не прекращалась: свидетельством тому, в частности, было то, что епископ Иоанн Готский, один из главных инициаторов VII Вселенского собора, был рукоположен в сан в Мцхете — в патриаршем храме Животворящего и Мироточивого Столпа. Грузинские миссионеры проповедовали на Северном Кавказе. Мы почти забыли, что их усилиями в первой трети IX века в Чечне было распространено христианство.
Объединение когда-то разделенной Грузии произошло в 975 году. В борьбе с очередным нашествием — турок-сельджуков, воссозданное грузинское православное государство окрепло и к XI—XII вв.екам достигло расцвета. Этот период в истории Грузии связан с именем царя Давида II Строителя и его дочери — продолжательницы объединения Грузии царицы Тамары. Царь Давид смог удалить мусульман с территории страны, сделать данниками кавказских горцев, восстановил разрушенные арабами и турками храмы и монастыри, построил новые. При нем был созван Поместный церковный собор. К Х веку уже были составлены жития грузинских святых и исторические хроники. Были переведены богослужебные книги и жития греческих, сирийских и армянских святых. Грузинские монастыри, как и в первые века христианства, существовали на Афоне, в Константинополе, Сирии, Палестине, на Синае.
Самым знаменитым и богатым был Иверский монастырь на Афоне, основанный в 980−985 гг. Его история началась с пострижения в монахи грузинского государственного деятеля и подвижника Иоанна Ивира (Ивера) и его сына Евфимия. Император Византии Василий позволил монахам построить лавру на острове Неон. Попасть в монастырь можно было, только приплыв по морю.
С монастырем связано явление Иверской иконы. По преданию Святой Горы Афон, икона явила чудеса уже в IX веке. Достоверно известно, что в XI веке иноки этой обители увидели однажды огненный столп над иконой Божией Матери, плывущей по волнам. Но не смогли иноки Афонской Горы даже приблизиться к ней. Во сне старцу Гавриилу, который подвизался в Иверском монастыре, Царица Небесная приказала «идти прямо по волнам» к иконе. Исполнил старец приказ Богородицы и, пройдя по волнам как по суше, принял икону на руки.
В период расцвета монастыря там подвизались около 300 насельников. По одной из версий именно здесь принял постриг Антоний Печерский, будущий основатель Киево-Печерской Лавры.
Продолжение следует…
Симонова Т.М., канд. ист. наук