Православие и политика: российский вариант «партнерства»
Обзор украинских и зарубежных СМИ
Здоровье патриарха. В последнее время в московской и западной прессе появилась постоянная, хотя и приглушенная тема — здоровье Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Как известно, в конце предыдущего года он перенес серьезное заболевание, которое существенно изменило планы его пастырских визитов. В частности, пока мы тут скрещивали шпаги «за» и «против», был молчаливо отменен намечавшийся визит в Украину. Взамен предполагалось, что в начале февраля патриарх Алексий посетит — «специальным поездом» — свою родину Эстонию, побывает на могилах родителей. Но и эта поездка отложена «по рекомендации врачей, наблюдающих за состоянием здоровья Патриарха». Сокращены также московские программы его публичной деятельности. Московская и зарубежная пресса, естественно, не обходит вниманием проблемы здоровья Московского патриарха (Так же, как и Римского папы. Это не очень по-христиански, но уж очень много зависит от здоровья людей «наверху».). Журналисты анализируют скрытые симптомы, скрываемые диагнозы, осторожно прогнозируют «престолонаследников» и даже создают легенды. Начнем с легенды (газета «День» решилась написать о ней только после широкой огласки легенды в московских СМИ). Речь идет о том, что перед самой болезнью патриарх Алексий якобы имел видение. Ему явился не кто иной, как преподобный Феодосий Печерский (одна московская газета написала: «полузабытый святой»), который упрекал патриарха в отступлениях от веры, в том, что он ведет церковь к гибели. Православные фундаменталисты и либералы толкуют упомянутые упреки по-разному, диаметрально противоположно. Думаем однако, что даже околоцерковным СМИ не помешала бы доза — хотя бы гомеопатическая — здорового рационализма. Теперь о более материальном — о возможных кандидатах на Московскую кафедру. Один из них постоянно у всех на виду и на слуху. Это, конечно же, митрополит Смоленский и Калининградский председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Кирилл (Гундяев). Западные журналисты давно видят на его голове патриарший куколь и уверены, что и сам высокопреосвященный владыка уже ощущает его на себе его тяжесть. В качестве второго кандидата на патриарший престол называют также митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, который все чаще появляется в лучах СМИ. В последние дни, например, стало известно (Пресс- служба Воронежско-Липецкой епархии), что в составленном по результатам Всероссийский опроса общественного мнения рейтинге «Элита, которую мы выбираем», на одном из первых мест, недалеко от президента Путина, — владыка Мефодий. Широко популяризируются также его заслуги в становлении духовного образования в своей епархии. Пророчества — неблагодарная вещь. Но если смотреть со стороны, то у всемогущего и вездесущего митрополита Кирилла не так много шансов, как это может казаться. Конечно, выборы в верхах — то всегда «черный ящик» для непосвященных, но уж очень устойчива репутация митрополита как «западника», «европейца», и уж очень сильно в РПЦ непримиримое фундаменталистское антизападное движение. Проиллюстрируем непримиримость некоторых кругов РПЦ одним примером. «Против жидов и масонов». Одесское православно-политическое движение «Единое Отечество» на прошлой неделе опубликовало на своем сайте материал Александра Рожинцева (московский альманах «Православная рать») о том, «Как жидовствующие архиереи под руководством Алексия II. толкают РПЦ в объятия к антихристу». Это страстная протестующая речь о конвенте «Будущее Европы», «созданном сионистами и масонами для ускорения реформирования Европы и получившем от Московского Патриархата не только признание, но и предложение к сотрудничеству. Сей „конвент“ в числе других инициатив предложил учредить пост президента Европы и, по-видимому, будет рекомендовать на этот пост премьер-министра Великобритании Тома Блера (жид и масон). Конвентом готовятся и другие предложения, заведомо не приемлемые для России и славянских государств. Однако ОВЦС (руководитель митрополит Кирилл) Московского Патриархата не только продолжает не замечать сионистский, масонский а, по сути, сатанинский характер новообразованных европейских структур, но и упорно ищет контакта с ними, предлагает себя в качестве советника и посредника в процессе европеизации России и государств СНГ. За красивой риторикой отчетливо просматривается лукавство и немощь алчных до еретических контактов московских жидовствующих экуменистов. Кто дал им право и полномочия вести диалог с сионистами и масонами?». Ничего не скажешь — интересными материалами снабжает своих украинских читателей одесское «Единое Отечество», не правда ли? Именно в среде подобных церковных политиков формируются течения за восстановление самодержавия в России («Православие и самодержавие — неразрывны!»), звучат требования причислить к лику святых такие фигуры русской истории, как «кровавый» царь Иван Грозный, расстрига Григорий Распутин, магистр Мальтийского ордена император Павел, а также отказаться от налоговых кодов и др. («День» писал об этом.) «Украинские технологии». В последнее время права Московской патриархии на «канонические территории» за пределами РФ стали предметом посягательства не только в Украине, Молдове и Эстонии. Из состава РПЦ решила выйти часть православных Казахстана. Как пишет «Единое отечество», «Раскольники действуют по украинскому сценарию», а именно — обратились к Константинопольскому патриархату с просьбой взять казахстанское православие под свой омофор. «Вероятнее всего, казахстанские власти намерены использовать угрозу вмешательства Константинопольского патриархата в качестве рычага давления на Московский Патриарший Престол с целью добиться от него уступок в вопросе обособления казахстанских епархий от Москвы, а также назначения на вакантную астанайскую кафедру контролируемого Назарбаевым иерарха». Как видим, количество «фронтов», на каких Московская патриархия ведет ожесточенную борьбу за имперскую целостность лоскутной РПЦ, увеличивается. Москва и Ватикан — кризис продолжается. 18 февраля западное Интернет-агентство Zenit процитировало заявление представителя РФ в Ватикане Виталия Литвина: «Президент Путин считает визит Римского папы в Москву не только возможным, но также необходимым. Однако при условии, что этот визит будет приветствовать также Православная церковь. Римский папа не может приехать только как глава государства — он является также главой церкви. И немыслимо предположить, что, приехав в Москву, он не встретится с Московским патриархом. А для этого необходимо подготовить нормальную почву — сделать так, чтобы визит был продуктивным». С первого взгляда заявление президента Путина кажется весьма обнадеживающим. Как же — визит Римского папы «не только возможен, но и необходим»! Но это только с первого взгляда. Ведь говоря далее о препятствиях нормальному диалогу Рима и Москвы, Литвин упомянул «хронические» причины — «прозелитизм» католиков в России и проблему греко-католиков в Украине. Посол коснулся также острой проблемы высланных в прошлом году из Российской Федерации католического епископа Ежи Мазура и нескольких священников. Он сказал, что эта высылка не имеет ничего общего с религиозной деятельностью и что Россия категорически отвергает обвинения в антикатолической кампании. И далее предъявил — через несколько месяцев после высылки и отказа в визах — совершенно новое обвинение: «Некоторые представители Католической церкви переступили границы духовной сферы и начали заниматься деятельностью, несовместимой со статусом духовного лица — коммерцией». Г-н Литвин пообещал представить доказательства выдвинутого обвинения и подчеркнул, что Святой престол не должен иметь каких-либо иллюзий относительно возвращения в Россию нарушивших ее законы и лишенных виз духовных лиц. «Однако, — сказал посол, — Кремль не против замены этих духовных лиц другими». (Итальянская католическая газета «Avvenire» уже успела назвать предъявленные обвинения «невообразимыми и даже оскорбительными».) Несмотря, однако, ни на что, Ватикан, следуя принципам экуменизма и в соответствии с решениями Второго Ватиканского собора, не прекращает попыток нормализовать отношения с «Церковью-сестрой» — РПЦ. Одной из самых острых причин расхождения между двумя церквями является догмат о примате и непогрешимости Римских пап, принятый Первым Ватиканским собором (ХIХ ст.) и категорически отрицаемый православными. И вот 18 февраля Ватикан направил приглашение всем православным церквям принять участие в симпозиуме, посвященном «полномочиям и миссии папы в католической интерпретации». Симпозиум, открытый и для других христианских конфессий, состоится в Риме в мае этого года. Председатель папского Совета по христианскому единству кардинал Вальтер Каспер назвал предстоящую встречу «неофициальной, но академической». Она, по его словам, может стать важной вехой в сближении различных ветвей христианства. Дальнейшее развитие событий легко спрогнозировать — симпозиум состоится, но со стороны РПЦ там будут представительствовать, в лучшем случае, третьестепенные в системе московской иерархии фигуры. О бмен визитами. Далеко не все поместные церкви Вселенского православия избрали такую жесткую линию отношений с Ватиканом, как РПЦ. Так, уже в этом году в Ватикане побывала православная делегация из Белграда, которую принял папа Иоанн Павел II. А на прошлой неделе, по приглашению принимающей стороны, состоялся ответный трехдневный официальный визит секретаря Ватикана по межгосударственным отношениям архиепископа Жан-Луи Tорана в православную Сербию и Черногорию. Цель поездки секретаря Ватикана — дальнейшее улучшение Белградско-Ватиканских отношений ради стабилизации и мира на Балканах. По словам гостя, «во время серьезного международного кризиса мы не можем быть благополучны в одиночку или вопреки другому. Давайте быть, как братья». Во время визита ватиканский архиепископ встретился с представителями Сербского патриархата и подчернул, что будет всячески содействовать программам кооперации с «нашими братьями из Сербской православной церкви». К репкий орешек — преподавание религии в школе. «Благовест-инфо» сообщает, что во второй декаде февраля в Москве побывал известный французский социолог профессор Франсуа Дюбе, выступивший с докладом «Школа и религия: недоразумение?». Главная мысль Франсуа Дюбе состоит в том, что сегодня никто не знает, как объективно преподавать религию в школе. Гость рассказал о системе светского образования во Франции, которое со времени Французской революции носит антиклерикальный характер; по его словам, «антиклерикальный» отнюдь не означает «антирелигиозный», а понятие светскости не равнозначно атеизму. Французская светская школа руководствуется принципом религиозной нейтральности, делает акцент на общечеловеческих моральных ценностях. Интересно, что в создании школы такого типа в свое время приняли участие многие католики. Французский профессор рассказал, что сегодня 17% французских детей обучается в частных католических школах. Эти школы, однако, не требуют от учеников обязательного исповедывания католичества, а программы школ во многом совпадают с программами школ государственных. В частности, потому, что светскость сегодня не противопоставляется христианской культуре. По мнению Франсуа Дюбе, принцип светскости школы имеет свои издержки: французские учителя утверждают, что очень трудно преподавать гуманитарные предметы детям, которые не имеют ни малейшего понятия об основах религии. Но во Франции принцип светскости школы, основанный на базовых демократических ценностях, ценится слишком высоко, и французы «боятся им рисковать». В дискуссии с московскими православными профессор Дюбе, в частности, сказал: «У вас есть полное право быть православнымы, но есть и долг — никому не навязывать вашу религию». По словам гостя, невозможно представить, чтобы в школах Франции изучалась история только католичества или чтобы занятия в светской школе вели священнослужители. Икона в память Тараса Шевченко. По сообщению официального сервера УПЦ МП «Православие в Украине», в Свято-Вознесенском кафедральном соборе Конотопа обнаружена икона, написанная в честь Тараса Шевченко. На иконе изображен Тарасий, архиепископ Цареградский, и преподобный Михаил Малеин. Икона написана другом Тараса Шевченко Григорием Честаховским в его память и в память Михаила Лазаревского, о чем свидетельствует хорошо сохранившаяся надпись: «В¦чна память и добра слава в¦рним товарищам Тарасу Григоровичу Шевченко и Михаилу Мат⦤вичу Лазаревскому. Григор¦й Честаховский, року Божого 1867, м¦сяца серпня». Это единственная икона, связанная с Тарасом Шевченко (более того — написанная в память о нем), известия о которой еще не введены в научный обиход. Не менее интересно, что Тарас Шевченко был назван по святцам именно в честь святителя Тарасия, а преставился 10 марта, в день памяти своего небесного покровителя. По благословению митрополита Владимира икона отправится на реставрацию, после чего вновь займет свое место в Свято-Вознесенком кафедральном соборе Конотопа. Будет сделана также копия иконы для передачи в дар Национальному музею Шевченко.