Русская линия
Столетие.Ru Анна Щербина28.11.2006 

«Остров» чудес
Впервые режиссер Лунгин посвятил фильм вере и религии

Уже одно то, что Петр Мамонов играет старца, отца Анатолия, к которому приходят за помощью, советом, а главное — чудом, притягивает внимание к вышедшему на экраны фильму «Остров», успевшему нашуметь еще до начала проката.

Интерес возрастает, когда узнаешь, что в роли настоятеля монастыря, игумена отца Филарета выступает Виктор Сухоруков, а иеромонаха, своего рода оппонента главного героя, отца Иова, играет Дмитрий Дюжев. В результате у Лунгина получился фильм о вере, духовных исканиях, и церкви. Тема для российского кинематографа крайне редкая, за исключением «Мусульманина» Владимира Хотиненко больше ничего и не вспоминается.

Режиссер и сценарист-дебютант Дмитрий Соболев показали своеобразное видение церкви и веры. Главный герой, однажды согрешив, всю жизнь искупает свою вину, мучается раскаянием, помогает людям. Его вера и его видение жизни вступают в конфликт с ортодоксальностью отца игумена и иеромонаха. Но, несмотря на разногласия, они в результате находят общий язык. С помощью юродивого монаха отец Филарет избавляется от мишуры внешнего мира, от удобных сапог и мягкого матраса, купленного за границей.

Этот «внешний» конфликт хоть и очевиден, но не является главным. Главное — это внутренние переживания отца Анатолия, повторяющего: «И жить не могу, и умереть не могу». Суть фильма вовсе не в нравоучениях и наставлениях. Это просто повод к размышлению о собственной жизни, вере, грехе, жизненных ценностях, которые остаются неизменными в любое время. Это не значит, что «Остров» всем понравится, но поговорить есть о чем. Прежде всего о том, что таких фильмов у нас еще не снимали. Во-вторых, задействованы хорошие актеры, которые играют новые для них роли; в-третьих, добротная режиссерская и операторская работа. Здесь нет того, что называют «экшн». Но это и не нужно. Суть в другом — в спокойном умиротворенном течении «картинного» времени, в котором незаметно и ненавязчиво разворачиваются события.

В «Острове» не последнюю роль играют звуки. Не музыка, которой в фильме и нет почти, а именно звуки, живые и настоящие. С самого начала — это звук весел, ударяемых о воду, звук сгребаемого угля и огня в печи, потом — шаги по земле, мху, звон колоколов, опять шаги, поезд, становящиеся частью фильма. Все это создает атмосферу, которой веришь, которую хочется сохранить и унести с собой.

Справка

«Остров» — фильм официальной церемонии открытия XVII российского кинофестиваля «Кинотавр», победитель фестиваля «Московская премьера».

В сентябре картина была показана на закрытии 63-го Международного кинофестиваля в Венеции, а в октябре — на Неделе российского кино в Нью-Йорке.

«Остров» получил приз зрительских симпатий за лучший игровой фильм в программе «Великолепная семерка «МК» и приз за лучшую мужскую роль (Мамонов).

Фильм выдвинут по всем номинациям на соискание национальной премии в области кинематографии «Золотой орел»; «Остров» станет участником Международного кинофестиваля в Торонто.

http://stoletie.ru/retsenzii/61 127 162 207.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru