Православие.Ru | Сергей Чапнин | 28.11.2006 |
Исполнительный директор фестиваля «Вера и слово», ответственный редактор газеты «Церковный вестник» Сергей Чапнин |
Более двух лет мы ведем мониторинг православных СМИ и хорошо представляем себе те проблемы, с которыми многие из них сталкиваются: низкий уровень финансирования здесь играет далеко не первую роль. Есть проблемы с разработкой концепций изданий; с представлениями о том, какой у тебя читатель; с базовыми профессиональными навыками; с распространением. На многие из этих вопросов мы готовили ответы, посвящая им отдельные семинары или доклады на круглых столах и секциях.
Конечно, было и волнение, как наш подход будет воспринят самими участниками? Я внимательно следил за реакцией, спрашивал, что на их взгляд оказалось удачно, интересно, а что нет. Но я понял, что все удалось, совершенно случайно, когда увидел в холле пансионата «Лесные Дали», где проходил фестиваль, оживленную беседу большой группы участников Фестиваля. Время было час ночи! То есть, после напряженного рабочего дня, мои коллеги в течение пяти с лишним часов были готовы обсуждать проблемы, делиться опытом и слушать друг друга.
И как журналист, и как организатор именно это я считаю самым ценным — живое, открытое общение единомышленников.
— Вы уже упомянули, что Первый фестиваль «Вера и слово» состоялся два года назад. Чем Второй фестиваль отличается от первого?
— Сегодня можно утверждать, что наш фестиваль уже завоевал авторитет крупнейшего православного медиа-форума. Во второй раз на него собрались лучшие православные журналисты со всех уголков России, из ближнего зарубежья и ряда европейских стран. К нам приехали те, кто отвечает за миссионерскую деятельность в средствах массовой информации от Владивостока до Калининграда. Мы очень ценим признание православного журналистского сообщества.
В 2004 году на Первом фестивале «Вера и слово» нам было важно заявить, что православное журналистское сообщество сформировалось и существует.
Думаю, что за прошедшие два года с этим фактом смирились даже наши оппоненты. И сегодня православные журналисты — неотъемлемая часть журналистского сообщества России. Для многих регионов — здесь можно назвать Тверь, Ростов-на-Дону и ряд других — Первый фестиваль стал важным этапом в формировании епархиальных СМИ и развитии сотрудничества со светскими изданиями своих регионов. Посещая епархии и встречаясь со священниками и журналистами, мы было очень приятно слышать об этих отзвуках нашего фестиваля.
Перед Вторым фестивалем мы поставили более сложные задачи. Необходимо проанализировать, что помогает и что мешает нашей проповеди в СМИ? Какие основания для развития нашей проповеди в информационном обществе мы можем найти у Святых Отцов? Здесь мне хочется отметить, что ваш портал одним из первых обратил внимание на наши исследования в этой области и опубликовал интервью с Павлом Бусалаевым, сотрудником исследовательского центра «Церковь в информационном обществе».
Безусловно, очень важным я считаю внимание священноначалия к развитию православных СМИ. Святейший Патриарх Алексий является почетным председателем оргкомитета фестиваля и возглавил торжественную церемонию вручения премии «Вера и слово». Особо хочу отметить очень теплое первосвятительское напутствие, с которым Святейший Патриарх обратился к участникам Фестиваля. В нем очень точно обозначены и многие «болевые точки» православных СМИ и те задачи, которые стоят перед нами сегодня. Но самое главное, что Патриарх Алексий ясно дал понять — информационную деятельность он считает одним из важнейших направлений православной миссии в современном мире. На фестивале также выступили митрополит Калужский и Боровский Климент, председателя фестивального оргкомитета, архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан. Все они открыто отвечали на вопросы православных журналистов, делились с ними своими взглядами на то, какой должна быть православная пресса, радио и телевидение. Для многих журналистов, которые даже своего правящего архиерея не имеют возможности видеть часто, то очень важный опыт.
— В чем Вы видите задачи фестиваля православных СМИ?
— Сегодня мы учимся жить в новых условиях — в информационном обществе. И не просто жить, но и проповедовать, нести слово Божие. Новое — это не только общественные настроения, меняющийся миропорядок, политические вызовы. Серьезные изменения происходят в общении людей между собой, в их мироощущении и сознании. Наиболее наглядный пример — внедрение в массовое сознание клиповой культуры, доминирование образного видеоряда над смыслом, выраженным в словах. Это нельзя игнорировать, это надо изучать, и только тогда наша проповедь станет эффективной. Многие выступающие говорили о том, что все мы ищем ответ главный вопрос: как говорить о Боге, о Христе и Его Церкви с современным человеком? Ответ на этот вопрос не должен быть достоянием одиночек. Надо найти соборный ответ.
Первым шагом на этом пути является реальная консолидация православного журналистского сообщества. На каких основаниях это можно сделать? Очень верную мысль выразил Святейший Патриарх: «Для более эффективного решения задач церковной миссии необходима дальнейшая консолидация православного журналистского сообщества. И сейчас пришло время подумать, какие конкретные шаги нужно сделать в этом направлении. Особого обсуждения заслуживает и вопрос о наиболее плодотворном соотношении между участием официальных церковных структур в деятельности СМИ и формами самоорганизации православной общественности».
В рамках фестиваля состоялось заседание неформального Клуба главных редакторов православных СМИ, и уровень дискуссии на этом заседании был очень высок. На этой встрече было предложено начать разработку концепции развития православных СМИ, и, я думаю, это одно из важнейших положений нашего итогового документа.
Мне очень дороги слова одного из лауреатов премии «Вера и слово», который после фестиваля сказал: «В эти дни мы чувствовали себя единой семьей, настоящим братством». Создание такого православного журналистского братства — тоже входит в наши задачи.
Кроме того, мы считаем, что православные журналисты могут многому научить своих светских коллег. Если раньше они учили нас профессиональным стандартам (и сейчас продолжают это делать), то теперь мы можем внести свой вклад в формирование новой русской журналистики, которая не только информирует и развлекает, но также просвещает и воспитывает, свидетельствует внешнему миру о евангельских ценностях. Запрос на такую журналистику существует, что продемонстрировало исследование «Национальное единство и российские СМИ: ценности современной России», проведенное совместно Издательским Советом Русской Православной Церкви, социологическим факультетом МГУ им. Ломоносова и центром «Церковь в информационном обществе» специально к фестивалю «Вера и слово».
— Каким будет продолжение и когда будет следующий фестиваль?
— Мы сохраним прежнюю периодичность — раз в два года. Крупные форумы сложно проводить чаще. Однако это не значит, что работа замирает. В январе у нас состоится Третья международная конференция «Иконология и иконичность», на которой обсуждаются проблемы богословия образа и особенности христианского свидетельства в информационном обществе. В рамках Рождественских чтений состоится очередное заседание Клуба главных редакторов православных СМИ. Будут продолжены занятия в Школе журналистики при Издательском Совете. Планируется провести также ряд мероприятий в регионах. Все наши проекты и инициативы будут освещаться на сайте «Вера и слово» (www.ortho-media.ru), который продолжит свою работу и в межфестивальный период.
Беседовала Ксения Лученко
http://www.pravoslavie.ru/guest/61 127 125 037