Единое Отечество, Одесса | Кирилл Фролов | 27.11.2006 |
Синод выдвинул четыре условия диалога с раскольниками:
1. Прекращение насилия со стороны т.н. «Киевского патриархата», боевиками которого захвачены сотни православных храмов;
2. Возвращение Церкви захваченных храмов, епархиальных центров, воскресных школ;
3. Невмешательство центральных и местных властей в церковные дела;
4. Неучастие в переговорах Филарета, который не является членом Церкви, ибо отлучен от нее;
Очевидно, что раскольники не пойдут на эти условия, т.к. их лидерам справедливо и безальтернативно предложены закрыть раскольничью «лавочку». Синод заявил, что достижение «Поместного», то есть полностью независимого статуса Украинской Православной Церкви, возможно только каноническим путем и при согласии церковного народа, что иерархи и, тем более, политики, не могут решить проблему статуса Церкви на Украине без православного народа. А церковный народ, как известно, против «поместности» УПЦ и не желает ее отделения от Русской Православной Церкви. В обращении Синода указывается, что в вопросе статуса УПЦ должно быть единогласие, а единогласия в вопросе отделения от Русской Церкви нет и быть не может.
В своем Обращении к властям Синод бескомпромиссно обличил авантюры с Ющенко с созданием «Единой поместной украинской церкви». Синод заявляет, что Ющенко «не понимает природы Церкви» и «природы раскола в украинском Православии».
Синод констатирует, что Церковь на Украине находится в бесправном и униженном положении-она лишена даже статуса юридического лица! Она зависима от произвола властей, которые из-за отсутствия такого статуса, спокойно передают православные храмы раскольническим группам. Синод утверждает, что Церковь является законным собственником знаменитого Свято-Владимирского Собора в Киеве, захваченного Денисенко. Синод констатирует, что законного Киевского митрополита Владимира (Сабодана) не допускают служить в великой святыне «Всея Руси" — Софийском Соборе в Киеве. Синод обвиняет власти в том, что каноническая Церковь намеренно «отрезана» от СМИ и школы и не поэтому лишена возможности ответить на выпады националистов.
Синод принял смелые кадровые решения. В Подкарпатскую Русь (Закарпатскую область), где живет непризнанный украинским национализмом русинский народ, не желающий рвать общерусских корней, епископом Хустским направлен владыка Ипполит (Хилько), известный как последовательный сторонник единства Киевской митрополии с Московским Патриархатом. В Хустской епархии находятся нетленные мощи карпаторусского современного святого Алексия Кабалюка (ск. в 1947 г.), лидера движения карпатороссов за единство с Русской Церковью. Епископу Ипполиту придется сдерживать экспансию униатов в русинском крае, где Греко-католический епископ Милан Шашек чрезвычайно активен. Впрочем, еп. Ипполиту не привыкать быть на «передовой».
Таким образом, главный итог Синода -Украинская Православная Церковь, а с ней вся Русская Православная Церковь- не боится «сильных мира сего». Она смела, последовательно, ее епископы говорят «как власть имеющие, а не как книжники и фарисеи». Ее единство на всей канонической территории-аксиома и не предмет для дискуссий.