Русская линия
Известия03.03.2003 

Имам, ты не прав

В Вологде — скандал. Местные мусульмане возмутились, что директор одной из городских школ пригласил православного священника и тот освятил учебное заведение.
Как же так, негодует местный имам, церковь ведь по российской Конституции отделена от государства, разве можно государственную школу освящать по православному обряду? Ведь тем самым оскорбляются религиозные чувства мусульман, чьи дети учатся в той же школе.
Все вроде бы правильно, логично в словах имама. И в то же время — абсолютно неправильно. Если вдуматься — что такого уж страшного совершил директор, пригласив священника? Директора об этом попросили родители православных учеников. И он пошел им навстречу. Но чем это оскорбляет религиозные чувства мусульманских детей, которые учатся бок о бок со своими сверстниками-христианами?
Если бы директор принес в школу какой-нибудь амулет, символизирующий нечистую силу, — вот это действительно было бы оскорблением. А в христианских символах ничего оскорбительного для мусульман нет.
Напротив, в Коране христиан уважительно именуют «людьми писания». Иисус Христос для мусульман — почитаемый пророк, посланец Всевышнего, принесший на землю Слово Божье еще до пророка Мухаммеда. То есть Иисус — как бы предтеча Мухаммеда (в Коране его называют Иса-ибн-Марьям).
Так из-за чего же ломать копья, апеллировать к властям, жаловаться, будоражить общественное мнение? Надо быть терпимее друг к другу. Православный священник имел право освятить вологодскую школу. Равно как и муфтию, и раввину, и ксендзу вход туда ни в коем случае не заказан — если в школе учится хоть один мусульманин, иудей или католик.
И не только в Вологде должны действовать такие правила, но и в «мусульманских республиках» Поволжья и Северного Кавказа. Едва ли местным русским в Дагестане или, к примеру, в Ингушетии пришло бы в голову протестовать, если бы в школу, где вместе с мусульманами учатся и их дети, пришел имам. Это нормально, мы живем в многоконфессиональной стране.
Присутствие имама не должно оскорблять, злить, раздражать православных. Как и присутствие православного священника не должно вызывать протесты мусульман. Мы — не враги, мы — соотечественники.
Россия, слава богу, не Саудовская Аравия, где человека могут посадить в тюрьму только за то, что на теле он носит крестик, а дома хранит Библию. Мы — цивилизованная страна. Или во всяком случае стремимся ею стать.
А раз так — надо уважительно относиться ко всем религиям, бороться с религиозной нетерпимостью. Как в политике, так и в быту. Если мы не выиграем эту борьбу, Россию ждет печальная судьба. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно посмотреть на трагическую участь бывшей Югославии.
Там тоже все начиналось с бытовых ссор между православными, католиками и мусульманами. Там тоже люди забыли, что Бог един. А кончилось все войной — кровавой, межрелигиозной. И народы, много лет мирно жившие бок о бок, теперь смертельно ненавидят друг друга. Одному Богу известно, сколько еще должно смениться поколений, чтобы эта ненависть если не забылась, то хотя бы улеглась. Неужели мы хотим такой судьбы?
Делить мир на правоверных и неверных очень любят радикалы-фундаменталисты типа Осамы бен Ладена. Для них жизнь — сплошной джихад. Печальна, скучна, безрадостна такая жизнь. И — неправедна. Пусть этой жизнью живут активисты «Аль-Каиды», если уж они сделали такой выбор.
А у россиян, хочется верить, — свой путь.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика