Отец Евгений (Чунин), иконом (управляющий) Клинцовско-Ржевской епархий Русской Православной Старообрядческой Церкви: «Подход старообрядцев — участвовать в выборах»
Евразийское обозрение, № 8
-Каково отношение старообрядцев и старообрядчества в целом к политике, к политическим процессам в России, и, в частности к выборам? -По сложившейся христианской традиции Церковь стремится воздерживаться от участия в политических акциях. И это — я уверен — оправдано, ибо сами задачи Церкви по своему статусу превосходят любые, самые благие политические планы и программы. Задачи напряжённой церковной деятельности ныне видятся нам на многие годы вперёд, и не хотелось бы даже пытаться связывать их реализацию с нестабильным фактором политической конъюнктуры. С другой стороны, мы сознаём все реалии современной политической жизни, и готовы к плодотворному сотрудничеству с любыми общественными силами в реализации тех или иных богоугодных социально-политических программ. Но именно тогда, когда речь идёт об их конкретно-временной реализации. Однако лично я считаю самым бесспорным и совершенным способом преобразования жизни к лучшему — каноническую церковную деятельность. И именно здесь вижу главное поприще для приложения собственных сил. Что касается «рядовых» прихожан на периферии, то мне кажется, что большинство из них не очень интересуется и разбирается в политических нюансах столичной жизни. Их больше интересует банальный результат выборов: «если изберут того-то или того-то — интересно, сделают ли в нашем городе дороги? Закончат ремонт больницы?» и т. п. Вообще, мне кажется, народ устал от выборов. Череда сменяющихся фигур разного уровня, с сохранением сценария — выдвижение нового кандидата, его смелые «походы в народ», горячие обещания «переделать жизнь к лучшему» и… после избрания — полное забвение обещаний и вежливое уклонение от исполнения даже прямых просьб избирателей., По этой причине большинство старообрядцев не верит в действенность выборов и мало чего от них ждёт. Хотя исключения есть — некоторые священники, их единицы, сами имеют определённые политические предпочтения, и «мягко» навязывают эти взгляды прихожанам. В их приходах ситуация несколько другая. Более «политизированы», на мой взгляд, жители столицы и крупных городов — в этом сказывается большее проникновение в городские старообрядческие семьи телевизора, да и более активное «политическое» общение по месту жительства или работы. -Влияют ли, на Ваш взгляд, выборы и их результаты на жизнь старообрядцев и может ли влиять, в принципе? -Сами выборы? Ещё одна не совсем приятная и малоинтересная процедура. Надо найти дополнительное время, и именно в Воскресный день — когда у активных христиан всё и без этого достаточно плотно заполнено. А уж пресловутый стандарт советского времени — собираться на выборы — «как на праздник», одеваясь только во всё самое лучшее — ныне, кажется, давно забыт. Ну, а результаты влияют на нашу жизнь лишь в той мере, в какой они, в принципе, могут повлиять на перемену внутренней ситуации в стране или вызвать изменение баланса сил. -Участвуют ли старообрядцы в выборах и политической жизни? Определяется ли это конфессионально, либо каждый решает это сам для себя? -Старообрядцы — народ законопослушный, поэтому и общий «стандарт» подхода — участвовать в выборах. Мне никогда не приходилось слышать от старообрядцев призывы «не участвовать в выборах». Правда, кому-то могут помешать какие-то бытовые трудности — но это уже не «политический» момент. -Каковы традиционные формы избрания власти у старообрядцев? Каковы формы избрания светской власти для старообрядцев мирян? -Трудно что-то однозначное сказать на эту тему. Это уже — как бы строка из некоей политической программы. А у старообрядчества нет никакой политической программы, т.к. оно все-таки держится принципа оставаться «вне политики». Лично я считаю, что сами механизмы наших выборов нуждаются в кардинальном изменении: они в подавляющем большинстве не обеспечивают выдвижение «лучших», а только — «финансовых воротил», демагогов и карьеристов. А такие люди — вовсе не те, кому бы можно было доверить управление страной (либо даже её частью)… -Каковы вообще традиционные институты власти для старообрядчества? Может ли являться, например, общинность — формой социального устройства для старообрядцев, альтернативой светской государственной? -Теоретически может, наверное" но как она сегодня реально могла бы стать «альтернативой», на какой стадии из нашей жизни можно «выключил» государство — мне трудно представить. Беседовал Валерий Строев