Русская линия
День (Киев) Н. Сидоренко21.02.2003 

Драма одной церкви

Андреевская церковь… Пытаясь представить ее образ, понимаешь, что его нельзя втиснуть в узкие рамки простого сооружения. Она вошла в мою жизнь неожиданно, вынырнув перед удивленным взглядом, освещенная сиянием, на фоне ночного неба с миллионами ярких звезд вокруг, как неземное, божественное существо, берегиня нашего старинного города и его обитателей. И с тех пор она стала для меня своеобразным проводником к небесному миру. Всегда в час, когда будничные хлопоты и проблемы замыкают над уставшей душой свои крепкие затворы, один только взгляд на это неземное создание, величественно стоящее на Андреевской горке, разрывает те крепкие путы, вливая в сердце животворный эликсир и вознося сознание выше всех жизненных земных мелочей.
Церковь и до сих пор оставалась для меня тайной, ведь сколько себя помню, попасть внутрь было невозможно из-за реставрационных работ, и только недавно появилась такая возможность. И с большой радостью и внутренней дрожью подходила я к церкви в предчувствии приобщения к высшей сути бытия. Но, попав внутрь, я остановилась, обескураженная, не зная даже, как мне воспринимать увиденное: пышный, похожий на театральный, декор, красно-горячий фон иконостаса, ослепительно золотое убранство совсем не соответствовали моему общему восприятию церкви и своей грубостью вносили в душу гибельную дисгармонию… Вся эта парадность и богатство угнетали. Казалось, что это боль самой церкви, она словно хотела раскрыть свою душу, поделиться чем-то чрезвычайно важным. Тревога и желание найти причины ее тоски, раскрыть ее тайну переполнили меня. И недаром. Оказалось, что моя тревога — небезосновательна. За внешней красотой церковь скрывает трагедию всей своей жизни, преисполненной изнурительной борьбы за собственное существование. Об этом свидетельствует история…
На холме, который получил название Андреевского, по летописному преданию апостол Андрей Первозванный предвещал в 40-х годах нашей эры возникновение великого города и поставил на нем деревянный крест. В 1086 г. в честь этого события возведена на холме деревянная Андреевская церковь. В 1212 году поблизости построена Крестовоздвиженская церковь — символ основания города. Но в 1240 г. во время татаро-монгольского нашествия эти сооружения были разрушены. Однако со временем на этом же холме снова была возведена церковь с традиционным названием Крестовоздвиженская, и с тех пор деревянные церкви с таким названием существовали здесь, сменяя друг друга, до 1724 года, когда последняя из них «от больших ветров развалилась», а в 1725 г. была разобрана.
Осенью 1744 г. в Киев приехала императрица Елизавета Петровна и решила построить здесь свою летнюю резиденцию — дворец с церковью. Местом сооружения дворца она избрала район виноградного сада на Печерске (ныне Мариинский дворец), а дворцовой церкви — Андреевский холм. Размещение дворцовой церкви так далеко от самого дворца — случай в истории архитектуры исключительный. Объясняется это тем, что апостол Андрей считался покровителем Российской империи. 9 сентября 1744 г. состоялась церемония закладки Андреевской церкви, и с тех пор началась ее трагическая история, наполненная непрерывной борьбой за жизнь.
Борьбу начали еще архитекторы И.-Г. Шедель и Б.Ф. Растрелли; каждый боролся за право проектировать церковь. Это право получил великий зодчий, итальянец по происхождению, придворный архитектор из Петербурга Растрелли, который, кстати, ни разу не бывал в Киеве, а планы его выполнял московский архитектор И.Ф. Мичурин.
…Долго строилась церковь… Нехватка средств, ландшафт усложняли этот процесс. Наконец, через 8 лет тяжелого труда основные строительные работы были закончены (в 1755 г.). Церковь, однокупольная с пятиглавым завершением, была поставлена на 14-метровый фундамент-стилобат (двухэтажное здание) в форме креста, в углах которого размещены декоративные башни на массивных столбах. Интерьер, крестообразный в плане, представлял собой единое бесстолпное однокупольное пространство. Внутреннее убранство разработано Растрелли. Большинство икон для иконостаса (более 30) изготовлено в 1751 — 1752 гг. в Петербурге известным русским художником И.Я. Вишняковым, руководителем группы художников, в которую входили Бильский, Фирсов, Семенов, Поспелов. Для руководства размещением икон в иконостасе и выполнения церковных росписей на стенах и в подкупольном пространстве в 1752 г. был направлен А.П. Антропов. Живопись в алтарной части церкви на обратной стене иконостаса создана художниками И. Роменским и И. Чайковским.
Одна из интересных особенностей построенного храма — отсутствие при нем колокольни. Дело в том, что дворцовая, домашняя церковь не требовала созывать звоном общину на богослужение. Но это обстоятельство стало причиной возникновения среди богомольцев различных суеверий и преданий о «бесколокольной» церкви и Андреевского холма. 19 августа 1767 г. церковь была освящена, а служить в ней, по приказу Киевского митрополита, стали монахи Софиевского кафедрального монастыря.
Однако буквально в течение следующих нескольких лет после возведения церкви ситуация резко меняется: Семилетняя война 1756 — 1763 гг., смерть Елизаветы в 1761 г., приход к власти Екатерины II в 1762 г. — все это привело к вычеркиванию церкви из списков дворцовых сооружений, что лишило ее средств на содержание. Неиспользуемая, заброшенная, церковь начала разрушаться. Этому способствовало также наличие в Андреевском холме двух бассейнов родниковой воды, которые, не имея свободного истока, размывали легкорастворимые почвы, что вместе с действием атмосферной влаги, постоянно, в течение всего существования храма, вызывало значительные оползневые процессы. Родниковые воды размывали фундаменты, в стенах появились трещины, бури и сильный ветер срывали с нее внешнее убранство, части купола и даже кресты (1784, 1809 гг.).
Но даже в этих сложных условиях находились люди, которым была небезразлична судьба церкви. Они постоянно писали руководству, сообщая о состоянии церкви, просили средства на ремонт. Но, к сожалению, эти небольшие средства и проводившиеся работы не «успевали» за фатальной силой разрушений. Так, в 1785 — 1786 гг. проведен первый капитальный ремонт. К 1787 г. все повреждения здания, за исключением внутренних помещений, были ликвидированы. Однако уже в первые годы ХIХ ст. снова возникла необходимость капитального ремонта здания. Разрушение продолжалось с огромной скоростью. В 1825 — 1828 гг. — опять ремонтные работы. Уже через 70 лет после окончания строительства Андреевская церковь потеряла неповторимый декор маковок. В 1832 г. проведено укрепление поврежденного сильными дождями холма. В 1844 — 1845 гг. осуществлен ремонт, в процессе которого из-за недостатка средств верхушки маковок церкви потеряли последние остатки первичного убранства. А уже в 1850 г. завалилась часть кирпичной стены стилобата, 1853 г. бурей разрушена кровля; специалисты не ручались за устойчивость здания. И снова ремонт (1866 — 1867 гг.), во время которого по инициативе А.М. Муравьева в одном из подземных помещений храма построена церковь во имя святого Сергея Радонежского. К осени 1869 г. были закончены работы по укреплению Андреевской горы, а уже к началу 1890-х годов церковь снова нуждалась в капитальном ремонте, одной из причин которого был удар молнии в 1892 году. Во время ремонта 1895 — 1900 гг. искажена первоначальная форма куполов, которые восстановлены в 80-х годах ХХ ст. на основе оригинальных чертежей Растрелли, случайно обнаруженных в Вене. А в то время — снова оползни, повреждения, разрушения…
В 1918 г. после установления советской власти Андреевская церковь взята на государственный учет как памятник архитектуры. В 1936 г. проведены ремонтно-реставрационные работы и памятник впервые был «доведен до ума». В 1936 г. его включили в состав «музейного городка» старинного Киева на правах филиала, а в 1939 в церкви размещен филиал Киевского Софиевского антирелигиозного музея, а помещения стилобата использовались в качестве служебных. С 1949 по 1959 г. Андреевскую церковь арендовала Киевская духовная семинария, и она стала семинарской. Очередной ремонт был сделан в 1965 — 1967 гг., после чего в ней создан архитектурно-исторический музей.
А в 1969 г. на холме опять оползни. В связи с этим в 1970 — 1972 гг. склоны закрепили полукольцом буронабивных железобетонных свай, что сделало склон обрывистым и вследствие чего он начал катастрофически сползать. За последние годы, начиная с 1995 г., с обрыва попадали деревья, а почва начала вымываться уже из-под фундаментов паперти церкви, создавая под покрытием паперти пещеры, которые вскоре достигнут и фундаментов самой церкви.
Итак, сегодня церковь полностью соответствует замыслу Растрелли и открыта для свободного доступа посетителей, однако ее жизнь остается под угрозой. Но несмотря ни на что, она продолжает стоять и жить, подавая нам пример мужества и вселяя в сердца киевлян веру и надежду. Возможно, это и есть ее миссия. Но снимает ли это с нас ответственность за судьбу нашей берегини?..
…Я спустилась по Андреевскому спуску и, повернувшись, подняла взгляд… А там, на фоне бескрайнего голубого неба, в бело-золотом кружеве декора, светился бирюзовый кристалл церкви…

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru