Русская линия
НГ-Религии Джованни Бенси19.02.2003 

Голосуй сердцем
Отныне Ватикан не будет отлучать коммунистов от Церкви

Недавно за подписью председателя ватиканской Конгрегации по вероучению кардинала Йозефа Ратцингера опубликован вероучительный документ («nota doctrinalis»). Он посвящен участию католиков в политической жизни. Однако, прежде чем рассказать про него, мне бы хотелось обратиться к истории.
Католическая Церковь всегда рассматривала верующего как гражданина того или иного государства и добровольного члена каких-либо общественных организаций. По сравнению с другими христианскими Церквами ее социальное учение наиболее разработано. Первым официальным документом на эту тему была энциклика «Rerum Novarum», изданная Папой Римским Львом XIII в 1891 г. Социальная составляющая присутствует практически во всех энцикликах последнего времени у Пия XI, Пия XII, Иоанна XXIII, Павла VI и Иоанна Павла II.
Протестанты и православные также уделяли внимание социальной проблематике (например, полемика между Иосифом Волоцким и Нилом Сорским). Тем не менее отсутствие единого церковного управления помешало им разработать законченное и обязательное для всех верующих учение по всему комплексу вопросов общественной жизни.
Надо заметить, что для Католической Церкви социальный вопрос уже давно получил политическую окраску. И если первоначально речь шла только о создании благотворительных организаций, то затем возник вопрос о том, какие политические силы смогут лучше всего осуществлять эту задачу. На основе социального учения Католической Церкви возникли христианско-демократические партии (пионером в этой области был итальянский священник Луиджи Стурцо), которые сыграли большую роль в политической жизни Европы.
Важное значение получил вопрос о том, к каким партиям может примкнуть католик, чтобы наилучшим образом претворять в жизнь доктрину Церкви. Уже Лев XIII осудил «чистый» либерализм как слишком эгоистичный и немилосердный, Пий IX осудил социализм за его пренебрежение ценностями личности, Пий XI и Пий XII осудили фашизм и Коммунизм, а также неоязычество и атеизм.
В итоге Ватикан вынужден был четко обозначить свою позицию: католики могут принадлежать только к партиям, которые открыто и всецело руководствуются христианскими принципами, фактически — только к христианско-демократическим партиям. Вопрос стоял особенно остро в тех странах, где после Второй мировой войны возникли мощные коммунистические партии, привлекавшие к себе широкие слои пролетариата и бедного крестьянства.
В первую очередь это касалось Италии, Коммунистическая партия которой начиная с 1945 г. стала крупнейшей в «капиталистической» Европе. Накануне первых свободных политических выборов в Италии после войны в 1948 г. единый блок из коммунистов и социалистов выступил главным соперником христианских демократов. Папа Пий XII отлучил от Церкви не только самих коммунистов, но и тех католиков, которые поддерживали их или голосовали за них даже просто из социально-экономических побуждений, не разделяя их атеистическое мировоззрение. Это решение Папы сыграло большую роль в обеспечении победы христианских демократов на выборах 1948 г. в Италии.
Первые частичные отступления от принципа «политического единства католиков» заметны уже в решениях II Ватиканского Собора. Но в целом этот принцип оставался в силе, несмотря на то что в дальнейшем он был несколько смягчен энцикликами Павла VI и Иоанна Павла II. Со временем в результате различных политических кампаний политическое единство католиков распалось. И верующие стали вступать в либеральные, социал-демократические, националистические и федералистские партии.
Отныне вероучительный документ кардинала Ратцингера официально санкционирует конец ангажированности в политическом самоопределении католиков. В нем говорится, что «в демократическом обществе закономерно существует плюрализм политических партий» и католики могут, исходя из своих предпочтений, примкнуть к любой из них. Это касается не только простых граждан, которые своими голосами определяют состав законодательных органов, но и тех, кого избиратели отсылают в эти органы. Тем не менее, к какой бы партии ни принадлежали верующие члены парламентов и правительств, они обязаны действовать в соответствии с принципами христианской морали. Политики-католики, говорится в документе, «обязаны выступать против законопроектов, противоречащих нормам морали, укорененным в природе человеческого существа». Если подобный закон все-таки принимается, они должны сделать все возможное, чтобы свести к минимуму ущерб, который этот закон может нанести обществу.
Документ также перечисляет вопросы, по отношению к которым политики-католики «ни в коем случае не могут пойти на компромиссы». К ним относятся право родителей на воспитание детей, социальная защита несовершеннолетних, борьба с формами современного рабства (наркомания, проституция), религиозная свобода, социальная справедливость. Резко осуждаются аборты, эвтаназия, опыты над человеческим зародышем, однополые браки и семьи.
Особенно важно, что Ратцингер призывает политиков-католиков бескомпромиссно защищать религиозную свободу, поскольку многие обвиняют Церковь в религиозной нетерпимости. Что касается мира, то в документе критикуется абсолютный пацифизм, выносящий «безапелляционные моральные суждения, не рассматривая каждую конкретную ситуацию». Напомним, что Ватикан признал закономерность англо-американских ударов по афганским талибам после 11 сентября, но теперь отрицательно относится к возможной войне США и их союзников против Ирака.
Однако в свободе политического выбора есть ограничение. «Ассоциации и организации католического направления, — читаем в документе, — призываются не поддерживать те политические силы, которые по основополагающим этическим вопросам противоречат моральному и социальному учению Церкви». Что, впрочем, вполне естественно и логично.
Итак, документ кардинала Ратцингера, санкционированный Иоанном Павлом II, является очередным шагом католиков к политической свободе.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru