Воронеж в нынешнем году станет центром проведения традиционных дней славянской письменности и культуры. Порадовать гостей празднества собираются мастера колокольных дел. По секрету они рассказали, что собираются отлить самый большой в России колокол. Превзошли византийцев С незапамятных времен здешний мастеровой люд овладел искусством колокольного литья. Учились тогда у византийских умельцев. Да так настойчиво, что превзошли наставников. С тех пор этот редкий промысел стал русским национальным искусством. Раскаленный металл заливали в землю, в песчано-глинистые формы, и оставляли на несколько дней для полного остывания. По этой методике создавались и небольшие колокола, например, для малой звонницы, и настоящие гиганты. В ночь на 25 ноября 1735 года всего за 36 минут около 202 тонн колокольной бронзы было залито в огромную форму. Так появился всемирно известный Царь-колокол. Правда, два года спустя во время пожара от него отвалился кусок весом 11,5 тонны. Голос Большого Успенского колокола так никогда и не был услышан. Тишина и одиноко летящий звук колокола. Удар, и только через некоторое время следующий. Это звон «к достойно». В старину о нем говорили: «Цель сего звона та, чтобы верующие и вне храмов вместе с находящимися в храме могли в великую минуту освящения даров вознести к Богу свои молитвы и благодарения». Говорят, что в поселке Шилово, а именно здесь находится колокололитейный завод, к таким звукам привыкли. Когда после отливки мастера проверяют голос колокола, православные крестятся, глядя на производственные цеха. На работу с молитвой Впрочем, и на самом заводе без молитвы работу не начинают. Валерий Медведев — плавильщик. Мастер считает, что приготовление металла во многом зависит даже от настроения человека. «Если ты пришел с плохим настроением, забросил металл абы как, то и колокол получится плохой». Колокольная бронза — это сплав меди и олова. Пропорции и технология плавки металлов — строжайшая тайна. Правда, некоторые подробности все же удалось выяснить. Например, известно, что большая часть сплава — медь. Когда она достигает температуры плавления (а это приблизительно 1200 градусов по Цельсию), ее заваливают оловом. Колокольная бронза варится около четырех часов. За это время можно заглянуть в цех, в котором, собственно, и начинается рождение колокола. Здесь работают художники. Их задача — «нарядить колокол». По словам Игоря Польникова, художника-оформителя, сначала изготовляют модель. Когда она готова, отливают «уши», орнаменты, тексты, буквы. Причем все это отливается отдельно, а потом монтируется на модель — «наклеивается». Когда она полностью готова, работа переходит на участок формовки. Гипсовый колокол заливают специальной смесью. Высыхая, она образует точный слепок, форму, в которую и будут лить металл. Цвет сплава даже описать трудно, в природе такого просто нет, разве что так выглядит заходящее солнце. Колокол уже родился, правда, его, словно ребенка, еще надо выходить и вынянчить. Колокол-гигант «заговорит» Звон колоколов, отлитых на воронежском заводе, считается одним из лучших в стране. Правда, это еще не малиновый звон, которым так славилась Русь. Олег Барышников — штатный заводской звонарь, а по совместительству контролер качества. Чтобы научиться отличать настоящий колокольный звон, побывал во многих православных святынях, слушал колокола. «Колокола не начинают жить сразу после отливки, — рассказывает специалист своеобразного ОТК. — Надо, чтобы их освятили, потом на них поиграли. Отвисятся колокола, и лет через 10 минимум, когда звонари к ним привыкнут, вот тогда можно что-то сказать о нашем творении». Сегодня на заводе идут приготовления к отливке колокола весом 64 тонны для Троице-Сергиевой лавры. К маю, на праздник славянской письменности и культуры, он будет готов. И тогда мастера возьмутся за фантастический проект. Они хотят сделать гигантский колокол, весом и размерами превышающий Большой Успенский. Но в отличие от своего предшественника, застывшего в самом сердце Москвы, он обязательно будет «говорить». Воронеж