Редакция «К» решилась предоставить свои страницы для публикации текста, который многими будет сочтен именно «исламофобским». Мы не считаем, что в нем высказана истина, тем более — вся истина, а форма изложения кажется нам не вполне допустимой. Однако делать вид, что исламофобии в мире и в России нет, или что это — удел маргиналов, столь же нелепо, как утверждать, что люди, умирающие с именем Аллаха на устах, «не имеют религии». Каждый раз, когда исламисты совершают очередной громкий теракт, газетные страницы и эфир заполоняют призывы к «политкорректности»: только не трогайте мусульман вообще, ислам — мирная и человеколюбивая религия, да и вообще нет плохих религий, есть только нехорошее их использование. А там и приумолкшие было на неделю-другую отечественные «патриоты» вновь затрубят в свою дуду: лишь союз ислама и православия спасет Россию. «Прощающий и милосердный» Ислам возник позже остальных мировых религий. Чтобы встать с ними в один ряд и противопоставить им нечто не менее убедительное, он должен был действовать методами куда более радикальными. Способствовала этому и восточная специфика — «Восток жестковыйный! Терпенье и злость, топорная лесть и широкая кость..» Проникнемся почтительным трепетом и откроем древнюю книгу. Наугад заглянем в самое начало: глаз сразу натыкается на грозное предостережение в адрес неверующих в Пророка. «Для них — великое наказание!» (сура 2, стих 6). Листаем дальше. «Пусть проклянет их Аллах за неверие, мало они веруют!» (сура 2, стих 83), «Проклятие же Аллаха над неверующими!» Впрочем, проклятия в адрес неверных неоригинальны. Раздражает, скорее, монотонность: «Аллах силен в наказании! (сура 2. стих 160), «так покажет им Аллах деяния их на погибель им, и не выйдут они из огня!» (сура 2, стих 162), «и для них — мучительное наказание!» (сура 2, стих 169), «А если кто изменяет милость Аллаха после того, как она пришла к нему, то ведь Аллах силен в наказании!» (сура 2, стих 207), «Поистине те, которые не веруют в знамения Аллаха, — для них сильное наказание. Поистине Аллах велик, обладатель мщения!» (сура 3, стих 3), «Поистине те, которые не уверовали, не избавят их ни от чего пред Аллахом ни их достояния, ни их дети! Эти — растопка для огня» (сура 3, стих 8), «ведь Аллах силен в наказании!» (сура 3, стих 9), «а если кто не верует в знамения Аллаха… то ведь Аллах быстр в расчете!» (сура 3, стих 17). И вообще «побойтесь огня, топливом для которого люди и камни, уготованного неверным» (сура 2, стих 22). Впрочем, Пророк нашел и добрые слова о свом боге: «Аллах — прощающий, милосердный!» (сура 2, стих 188). Но что-то мешает поверить в это милосердие. «Убивайте их, где встретите…» Как гласит сура 4, «не следует верующему убивать верующего, разве только по ошибке» (стих 94). То есть в принципе убивать можно, но не всех подряд. А кого? «И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас: ведь соблазн — хуже, чем убиение! И не сражайтесь с ними у запретной мечети, пока они не станут сражаться там с вами. Если же они будут сражаться с вами, то убивайте их: таково воздаяние неверных!» (сура 2, стих 187), «И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а (вся) религия будет принадлежать Аллаху…» (сура 2, стих 189). О миролюбии и доброте этого мировоззрения говорят суры, разъясняющие, кто есть такие «неверные» — и подробно, детально, в наивной стилистике VII века поясняющие, что с ними (то есть с нами) надлежит делать. Итак: «А те, которые неверны, друзья их — идолы; они выводят их от света к мраку. Это — обитатели огня, они в нем вечно пребывают!» (сура 2, стих 259). Посему «Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют: конечно, верующая рабыня лучше многобожницы, хотя бы она и восторгала вас. И не выдавайте замуж за многобожников, пока они не уверуют…» (сура 2, стих 220) «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями: они — друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, то и сам из них» (сура 5, стих. 56). Сражаться, сражаться и еще раз сражаться, «и вот утром ты ушел от семьи своей, устанавливая верующих в ряды для сражения…» (сура 3, стих 117), «скажи тем, которые не уверовали: «будете вы побеждены и собраны в геенну» (сура 3, стих 10). А вот, наконец, и обоснование «джихада»: «Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду» (сура 4, стих 76). Конечно, улемы справедливо возразят: пишущий эти строки не смыслит в тонкостях мусульманского богословия и экзегетики Корана. Но, опять же, есть все основания полагать, что «истинно уверовавшим» отнюдь не возбраняется понимать слова Пророка буквально. Кстати, методы обращения в истинную веру у Пророка довольно-таки простодушны. «Мы не посылали в селение никакого Пророка без того, чтобы поразить обитателей его бедствием и несчастием, — может быть, они смирятся!» (сура 7, стих 92). Заслуживает внимания и такой добрый совет: «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то — удар мечом по шее; а когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы» (сура 47, стих 4). Особенно же впечатляет сура 8, откровенно озаглавленная «Добыча». На священном пути Аллаха можно и даже нужно грабить, только «знайте, что если вы взяли что-либо в добычу, то Аллаху — пятая часть…» (стих 42). Разумеется, и это можно трактовать как призыв к духовному самосовершенствованию, но подобная интерпретация кажется нам несколько натянутой… Эти божественные рекомендации, а также и более свежую духовную пищу (например, фетвы) истинно верующие ежедневно, несколько раз на дню слышат в мечетях. Если непрестанно вдалбливать такое в голову со дня рождения, что получится? Конечно, и другие учения не без греха, однако можете перерыть весь Новый Завет от корки и до корки, но подобного там вы и близко не найдете. Разумеется, можно сделать скидку на обстоятельства, на эпоху или выдумать изящное истолкование: «Пророк имел в виду, что неверного надо убить в себе». Но мы лучшего мнения о Пророке: он был, по крайней мере, честен, не лишен литературного вкуса, и метафорами не злоупотреблял. Ему присущ пафос прямого высказывания. Что бы там ни говорили муллы, муфтии, имамы, улемы, но безграмотный Абдулла из кишлака или Омар из бедуинского кочевья, наизусть задолбивший священные суры, понимает все предельно ясно — как написано. Те, кто остались под руинами нью-йоркских небоскребов, имели неудовольствие в этом убедиться. Арабский прогресс Когда бросаешь пристальный взгляд на почти 14-вековую исламскую цивилизацию, невольно задаешься наивным вопросом: «А что она дала миру?» Оставим в покое великих мусульманских поэтов и философов — хотя бы потому, что многие из них почитаемы и изучаемы отнюдь не на Востоке. Но вот однажды этим таким же вопросом озадачился не самый глупый человек — советский министр иностранных дел Андрей Андреевич Громыко. И что он услышал в ответ от своих советников? Только это: «Ну, Андрей Андреевич, вы сегодня утром ванну принимали? И каждый день принимаете. Вот, это оттуда, от мусульманской цивилизации..» Громыко такой ответ мало удовлетворил. Видимо, он резонно задумался, отчего тогда сами творцы и экспортеры ванн ведут, как бы это помягче, иной образ жизни. Автор этих строк, бывавший на Востоке, в том числе и на арабском, подтверждает: если там и родились эксперименты с водными процедурами, то умерли они сразу же после экспорта. В Вифлееме и Дженине пахнет вовсе не шампунями. Что еще у них в активе? Какие великие открытия, изобретения, технические новации? Практически все блага цивилизации, входящие в инструментарий добропорядочного мусульманина, имеют отнюдь не арабское и не мусульманское происхождение. Вот, скажем, возьмем великого борца за веру против сатанинского Запада — бен Ладена. Везде он позирует в американской армейской куртке М-65 и с советским автоматом Калашникова! Что там у нас еще относительно его? Взрывчатка? Предпочитает чешский семтекс и американский динамит! Может, он хоть приказы отдает по «исламскому телефону»? Такого нет, посему связь с подельниками он осуществляет по рациям и телефонам сотовым и спутниковым — через спутники «неверных»! Да и интернет, коим охотно пользуются его адепты, помнится, игрушка тоже не арабская. А чем он платит соратникам-единоверцам, может, деньгами чисто исламскими — афганскими афганями или саудовскими риалами? Нет, расчет идет в злокозненных нечистых долларах, сотни миллионов которых он держит на тайных банковских счетах в Европе и западном полушарии. Вот какой наш правоверный воин Аллаха: ничего своего, арабского, исламского, все позаимствовано, украдено у иной цивилизации, у «неверных». Даже главным источником своего благоденствия, нефти, арабы целиком и полностью обязаны европейцам и американцам: западные геологи открыли «черное золото», западные нефтяники приступили к его освоению, западные инженеры создали технологию добычи, западные же финансисты стали платить за нее баснословные деньги, «неверные» судостроители построили танкеры для ее перевозки. Дальше продолжать нет смысла, ибо вклад мусульман в освоение собственных же богатств отсутствует. Север есть Север и Юг есть Юг Сейчас наши и даже западные радетели сирых, убогих и обиженных в один голос завели старую песню о «бедном Юге» и нещадно эксплуатирующем его «Севере» — «делиться надо». Однако не стоит забывать, что Саудовская Аравия — оплот и главный спонсор-организатор исламского фундаментализма и терроризма — богатейшая страна планеты. Правоверные саудиты и оманцы эксплуатируют на своих приисках пришлых работников, большей частью палестинцев, платя им жалкие гроши — всего лишь несколько тысяч долларов в месяц, скряги. И те голодают, голодают, голодают… Вожди «бедняков"-террористов отчего-то как на подбор оказываются родом именно из богатейших арабских стран, из приличных семейств, обладающих миллиардными состояниями. Но если бен Ладен так печется об «эксплуатируемых неверными», отчего он вкладывает свои миллионы не в больницы, не в школы, не в создание рабочих мест, не в милостыню, а исключительно в смерть? Как и Арафат — еще один защитник убогих с миллионами прикарманенных долларов на банковских счетах. Что бы ему, например, не вложить их в Газу или Западный берег, дабы соотечественникам жилось лучше, чтобы им хотелось трудиться, а не пачками записываться в «Хамас» и камикадзе? Или тот же Саддам тратит хоть цент из своих несметных миллиардов на лекарства и продовольствие? Неполиткорректно? Да, неполиткорректно. Но времена политкорректности кончились. Ислам дошел до той неизбежной точки в своем развитии, когда экспансия его становится неизбежной. И противостоять ему надо будет чем-то куда более серьезным, чем сострадательные разговоры о бедном Юге и вечно виноватом Севере. «Но» Цветущая сложность «Поджигательское», как в свое время говорили, сочинение Н. Вербовского об исламе пробило, к сожалению, «не в те ворота». Все, что имел нужным сообщить нам автор о мусульманах, не имеет к современному состоянию ислама ровным счетом никакого отношения, зато замечательно точно иллюстирирует человеконенавистническое отношение к миру некоторых представителей иудаизма и американского протестантизма — как раз тех конфессий, что борются сейчас с последователями Пророка. Дело в том, что есть только один несомненный критерий для определения «вредности», «агрессивности» той или иной религии, и он — вовсе не отношение к чужой вере, как пытаются уверить нас либералы. К иной вере, по правде сказать, хорошо не относится никто — ибо как ты можешь по-настоящему верить во что-то, если признаешь у других нечто совершенно противоположное? Нет, критерий этот совсем другого рода. Способность принять в свои ряды, способность объединить вокруг своей идеи людей разных рас и кровей — вот чем меряется на самом деле всякое религиозное учение. Фашизм же, напротив, всегда строго избирателен, он предъявляет жесткие, «врожденные» требования, которые человек не в силах изменить. Что видим мы, глядя с этой стороны на борьбу с мусульманами? Ислам — религия, принимающая в свои ряды всякого, будь он араб, русский, американский негр… Подобно православию, католичеству, коммунизму, ислам не признает национальных или расовых различий, и потому в столкновении с сектантами-ксенофобами (о них — ниже) большинство будет на его стороне. Кто же противостоит мусульманам? Проповедующие «спасение избранных» белые американские протестанты и иудеи, большая часть которых считает, что у «гоев» вовсе нет души. Закрытость церкви, закрытость религии — вот что объединяет тех и других. По сути дела, США и Израиль в настоящее время управляются донельзя агрессивными религиозными сектантами под стать Муну и «Аум Синрикё», готовыми уничтожить весь мир ради могущества «избранных святых братьев» и «галахи». У России в этой ситуации нет другого разумного пути, кроме как принять сторону всего остального мира (арабские страны, Европа, Китай), протестующего против откровенно фашистской политики Рамсфельда и Шарона. Ибо милитаристские секты все равно обречены. А за цветущей сложностью мусульманского мира — будущее. Мнения Исламофобия будет усиливаться, пока совершаются теракты во имя ислама Роман Силантьев, секретарь Межрелигиозного совета России, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата ответил на вопросы «К». — Является ли ислам агрессивной и воинственной религией, и если да, то плохо ли это? — Некорректно и провокационно так ставить вопрос в отношении какой-либо мировой религии. Одни мусульмане агрессивны, другие нет. Ислам многолик, в нем существует множество направлений, хотя и не так строго оформленных, как в христианстве. В подавляющем большинстве, российские мусульмане принадлежат к умеренным направлениям ислама и никакой большей, чем иудаизм и христианство, агрессии не проявляют. — Усиливается ли сейчас исламофобия в России и на Западе, и если да, то как вы оцениваете этот процесс? — Можно сказать, что исламофобия будет усиливаться до тех пор, пока не переведутся организации, совершающие теракты от имени ислама. Хотя иерархи Русской Православной Церкви понимают, что ислам — мирная религия, им очень трудно будет доказать это большинству населения, если сами мусульмане не расправятся с экстремистами. Сами мусульмане, говоря об исламофобии, также не должны занимать агрессивную позицию, понимая, что исламофобия зачастую провоцируется мусульманскими экстремистами. В то время как большинство ученых не могут разобраться, договориться, можно ли считать ваххабизм исламом или нет, то что же говорить о большинстве людей, которым также трудно отделить радикалов, прикрывающихся исламом от мирных мусульман. Любая идеология приобретает агрессивную форму, когда на нее нападают Является ли ислам «агрессивной религией»? Сопредседатель Совета муфтиев России шейх Нафигулла Аширов ответил на вопросы «К». — Является ли ислам агрессивной и воинственной религией, и если да, то плохо ли это? — Любая идеология приобретает агрессивную форму, когда на нее идут нападки, попытки дискредитации, ущемляются ее права. Мы знаем примеры такого рода и из истории коммунистической идеологии, и капиталистической: под разглагольствования о правах человека американцы, не задумываясь, сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, когда почувствовали, что Япония представляет для них серьезную угрозу. Ислам показал на протяжении своей истории, что может мирно сосуществовать с другими религиями: еще во времена Пророка заключались союзы с иудеями и язычниками и мусульмане соблюдали взятые на себя обязательства. Но когда нависает угроза, когда нужно организовывать оборону, тогда и мусульмане могут стать воинственными. — Усиливается ли сейчас исламофобия в России и на Западе, и если да, то как Вы оцениваете этот процесс? — Несомненно усиливается исламофобия после 11 сентября в целом в мире. На мой взгляд, эти теракты ни в коем случае не какой-то мифический Бен Ладен с автоматом осуществил. Америка, ничего не доказав, разгромила Афганистан. Теперь также, не приведя даже косвенных докзательств, США собирается бомбить Ирак. У Америки, как в басне Крылова: у сильного всегда бессильный виноват. В терактах 11 сентября можно не только мусульман обвинить, но и Израиль. А в августе 2001 г. в ЮАР была международная конференция, когда все делегаты признали Израиль расистским государством. Сионистская система оказалась в тупике. И тут взрыв этих высоток. Гнев всего мирового сообщества переключается с Израиля на несчастного Бен Ладена, который бегает по пустыне с кривым автоматом. Такие взрывы могли осуществить только сильнейшие спецслужбы в мире — израильские и даже сами американские спецслужбы могли участвовать в подготовке 11 сентября. При определении организатора этих терактов надо исходить из принципа: кому выгодно. А выгодно это было только Израилю и США. Пожертвовав небоскребами, американцы приобрели весь мир. Усиливаются антиисламские настроения и в России: и после московских взрывов, и чеченской войны. Тут проявляется всеобщая политическая неграмотность: чеченский конфликт не имеет отношения к исламу так же, как события в Ольстере не имеют отношения к христианству. Нельзя же из-за Чикатило пинать весь народ. Исламофобия проявляется и на бытовом уровне: недавно мы звонили в гостиницу МАДИ, попросив забронировать номер, они согласились, но когда узнали фамилию приезжающего (Ахмедов), то сказали, что «с такими фамилиями не селят». Беседовал Михаил Тульский