Русская линия
Прочие периодические издания О. Смаль24.02.2003 

Квадратура соборности
«Зеркало недели»

За все безумия царей приходится расплачиваться грекам.
Гораций. «Послание»
Сквозь землю хотелось провалиться от стыда за организаторов конкурса по разработке монумента соборности Украины, проекты которого экспонировались в помещении Национального Союза художников Украины. Опять этнографические веночки, безмерно счастливые женщины с грудными детьми, геометрические упражнения с куполами, колокольнями, крестами и писанками. Абсолютное большинство работ — не выше уровня архитектора-первокурсника, оторвавшегося от портвейна и преферанса, галопом, за одну ночь нацарапавшего чертежи и слепившего макет. Конечно, свою «тройку» эти работы получили бы — преподаватели у нас люди жалостливые, не выгонять же бедолаг из института. Но стипендия точно плакала бы… Да и место для экспонирования проектов выбрано словно по заказу «имперских сил» — первый этаж Дома художника окутывает неистребимый еще с советских времен смрад неисправной канализации. Ушел я с выставки с тошнотой, к тому же совершенно не по-репортерски не поинтересовавшись, кто затеял этот конкурс и не сделав ни единого снимка (пленку пожалел). Впрочем, кто организатор — неважно. Кружок «умелые руки» имеет право поощрять любителей. Но побаиваюсь, что после этих бумажных упражнений где-то наверху снова включится хитрая государственная машинка и еще на одном неразрушенном (остался ли такой?) клочке Киева ударно вырастет очередная площадка с «девочкой на палочке» и «крылатым мальчиком с бананом».
Я хорошо понимаю людей, категорически противившихся помпезной монументальщине: триумфальные арки плохо сочетаются с нищими возле мусорных контейнеров. Но наихудшим решением было бы снова опуститься до строительства вечно кризисных «бидонвилей» с обещаниями очередного коммунизма через 20+n лет.
Появление на карте Европы государства Украина — событие в самом деле восхитительно-феноменальное. Ведь, будем искренни, неопровержимо верили в это лишь дюжина узников-диссидентов да еще, может, Збигнев Бжезинский. Но с определением времени отсчета соборности нашей страны, полагаю, есть некоторые проблемы. Акт воссоединения ЗУНР и УНР был, скорее, декларацией, нежели реальным событием, повлиявшим на жизнь украинцев и запечатленным в исторической памяти народа. Мой дед рассказывал, как к ним в полк приезжал Симон Петлюра. Агитируя солдат за переход в украинскую армию, он говорил: «Братья, нужно неньку-Украину спасать!» Дед горько улыбнулся и продолжил: «А возле меня в строю стоит Панас, сосед из моего села. Ему та Украина нужна? Ему лишь бы где-то что-то украсть… Слишком ласковый был Петлюра».
Если понимать под соборностью объединение украинских земель в одной административной территории, то получается, что нужно воздвигать памятник Молотову и Риббентропу вместе с «примкнувшим к ним» Хрущевым. Но ведь эта троица была бы только счастлива, если бы все украинцы провалились сквозь землю вместе со своими хатками, вишнями и хрущами… Жаль, мы еще слабо прониклись духом восточной философии — самым символичным был бы памятник Леониду Кравчуку в образе мудрой обезьяны, сидящей на вершине горы и наблюдавшей, как в долине дерутся два тигра.
Но если нашему «цвету нации» все же непременно хочется вложить излишки бюджета в какую-то яркую объединительную символику, то почему бы не попытаться сделать это с экономической и эстетической пользой для народа. Будет неплохо, если и зарубежные гости тоже проторят тропинку к шедевру, созданному нашей умной головой и ловкими руками.
Вот только Шевченко трогать не нужно. Он уже и так натерпелся от языческих танцев на его судьбе. Да и святые отцы, похоже, собираются причислить его к полку святых. Представляете, в магазине под вывеской «Эксклюзивные иконы» (это не выдумка — я видел в Киеве такую торговую точку) будут торговать сладкими образами Кобзаря с нимбом вокруг головы! «У нас святую б¦бл¦ю чита¤ святий чернець ¦ науча¤, що цар якийсь-то свин¦ пас та дружню ж¦нку взяв до себе, а друга вбив. Тепер на неб¦. От бачите, як¦ у нас сидять на неб¦!» Лучше бы финансовой инъекцией попробовали вывести Канев из состояния комы, ведь бронзовому поэту стыдно даже голову повернуть в сторону заброшенного города.
Не совсем приглядная у нас ситуация с титаническими лицами собирателей земель и творцов державы, которых можно было бы отливать из бронзы, как Кемаля Ататюрка в Турции или Симона Боливара в Латинской Америке, не вызывая раздражения то запада, то востока Украины попеременно, то всего народа. Но стоит ли страдать из-за этого или ощущать историческую неполноценность? Думаю, в нашем случае даже есть чем гордиться. Почему? Позволю себе процитировать одного из творцов немецкой соборности, Отто фон Бисмарка, кстати, приверженца украинской независимости. Хоть и видел он ее, возможно, в виде бревна, об которое споткнулся бы российский медведь, идя за европейским медом. В книге «Мысли и воспоминания» железный канцлер пишет: «…мысленно воспроизводя историю европейских народов, я не нахожу ни одного примера, когда честная самоотверженная забота о мирном процветании народов оказывала бы на эти народы большее влияние, нежели военная слава, выигранная битва и завоевания».
Не знаю, как вас, а меня часто мучает ощущение какой-то исторической несправедливости или стратегической ошибки наших предков, которые после тысячелетней борьбы народов и идей превратили нашу территорию в серую зону Европы. Для анализа этой проблемы можно использовать различные теории, изучать влияние любых факторов — географических, климатических, политических, даже влияние зеленых человечков из НЛО не стоит исключать. Только расистские подходы нужно вычеркнуть сразу — все люди равны и способны как на кровавые преступления, так и на подвиги самопожертвования и гуманизма.
Боюсь, что наши ревностные защитники единственно истинной веры, обвинят меня в антиправославии и вольтерьянстве. Что ж, возможно, я ошибаюсь. Но посмотрим на наши архитектурные и художественные достижения за последнее тысячелетие. Софийский собор — действительно жемчужина нашей культуры и истории. Построенный Ярославом Мудрым в период якобы наибольшего расцвета, был кафедральным, то есть главным на обширной территории Киевской Руси. И давайте, быстро перелетев Черное море, пройдем через Золотые ворота в столицу Византии город Константина. Куполом величественного храма святой Софии (сейчас мечеть Айя-София) можно накрыть весь первозданный вариант киевской святыни вместе с его тринадцатью куполами. Не в размерах величие! Оно-то так… И все же досадно, ведь константинопольский прототип был сооружен за 500 лет до Софии Киевской.
Византийский канон, регламентировавший правила строительства и отделки, на сотни лет законсервировал развитие архитектурной, инженерной, живописной науки.
Приземистые антисейсмические типы храмов до сегодняшних дней доминируют на нашей территории, где большие землетрясения бывают не чаще тунгусского метеорита. А поспешное строительство в угоду очередному государю не прибавляет долговечности архитектуре. Почему готические соборы строились столетиями (парижский Нотр-Дам — 100 лет, Кельнский — 312, Миланский — 470), без единой надежды, что возложивший первый камень увидит завершение работы? Даже Исаакиевский собор в Петербурге, один из самых выдающихся на православных территориях, воздвигали 40 лет. Быстро построенное легко разрушается варварами. Когда турки доконали Византию, оттуда вообще прекратился поток технической информации — лучшие строители и архитекторы переключились на строительство мечетей. Не могли же мы позволить «бусурманам» осквернять своим талантом сооружение наших святынь.
Монгольские времена добавили северо-восточным славянам опыта в формировании жестко иерархического государства и организации десантно-штурмовых бригад, что в соединении с византийским вариантом религии дало неплохой толчок развитию империи. Но вместе с тем изоляция от единого европейского экономического и культурного пространства почти доконала строительную науку (монголы из-за специфического способа существования не могли поделиться привычками капитального зодчества). После того как на территории московского кремля упал полупостроенный Успенский собор, путь западным специалистам (но не идеям свободы) был открыт.
А Украина? Поляки, литовцы, турки, русские. Все несли за собой что-то от своей культуры, кое-что творили мы сами, какую-то часть не разрушили до нынешних дней. Но какой король, царь или султан позволит в колонии создать что-то величественнее, нежели в метрополии!
И вот наконец мы самостоятельное независимое государство. В словах «соборность» и «собор» один и тот же корень, но вряд ли стоит отождествлять их смысл. Следует хорошенько подумать, прежде чем использовать религиозные символы в роли объединительных (авторы проектов монумента этим просто злоупотребляют). Обидеть какую-то часть народа нетерпимостью или идеей превосходства очень просто, но выпутываться из этого чрезвычайно трудно. И вообще — не дело государства стимулировать религиозные вкусы. Пускай растут храмы хоть до небес, но строиться они должны лишь на средства и при желании общины.
Чтобы не накликать обвинений в неприязненности или скептицизме исключительно к родной культуре, позвольте рассмотреть и не совсем удачное, по моему мнению, воплощение идеи немецкой соборности Германом Арминиусом. Величественный монумент, построенный на месте битвы древних германцев с римлянами, иронично воспринимают и пацифизированные немцы, к юбилею открытия скульптуры организовавшие международный конкурс карикатуры. А в этом проявилась не национальная черта, сформулированная в пословице «Das ist nicht weit her, taugt also nichts» («Что свое — то гнилое»), а, скорее, здоровая самоирония. Кстати, скульптура эта чрезвычайно похожа на нашу надднепровскую женщину с мечом. Может, их поженить? Женишок, правда, староват — ему пошел 128-й год.
Еще один весьма интересный пример гениальной и вместе с тем неудачной попытки стимулировать национальное единство и экономическое развитие южноамериканского великана, Бразилии, — строительство новой столицы страны. Президент Жуселину Кубичек ди Оливейра (кстати, чех по происхождению) решил перенести правительственные учреждения с приятного атлантического побережья в глубину страны. Архитекторы Лусиу Коста и Оскар Нимейер разработали и воплотили в жизнь проект, без которого не обходится ни одна архитектурная энциклопедия. (Не удивляйтесь, встретив в Киеве похожие образы, это не плагиат, упаси Господи, просто идеи витают в воздухе.) Но хорошие идеи не всегда воспринимаются потенциальными потребителями. По выходным дням столица Бразилии вымирает — чиновники спешат в Рио-де-Жанейро к излюбленным виллам и пляжам. Окраины столицы обросли стихийно построенным жильем не самой богатой части народа.
Позвольте помечтать. Не стоит ли, проанализировав чужие ошибки и вычислив на логарифмической линейке географический центр Украины, перенести туда столицу? Как много политиков и должностных лиц, готовых нынче костьми лечь за державу, сразу же сменят профессию, а может, и родину, узнав, что квартира в Константиноп…, ой, простите, в Киеве, им не гарантирована.
А энергичный министр транспорта, в соответствии с китайско-немецко-украинским проектом, для того, чтобы народ укрепился в вере и почувствовал реальное единство, начертит на нашей земле наибольший в мире крест — из двух железных дорог для скоростных поездов на магнитной подушке. Одну из Чернигова до Симферополя, вторую — из Луганска до Ужгорода. И нужно не забыть зарегистрировать это достижение в Книге рекордов Гиннесса.
Все владельцы «мерседесов» задекларируют и без расписки отдадут свои деньги налоговому министру, а тот быстро мобилизует своих «орлов» на рытье котлованов. И вырастет на месте уничтоженной библиотеки Ярослава Мудрого 500-метровый небоскреб (мы просто обязаны перерасти наивысший в мире шанхайский всемирный финансовый центр), полностью компьютеризованный, все знания мира будут собраны там. А из подземных паркингов, словно пчелы, будут вылетать автобусы, до потолка забитые новейшей украинской литературой, и не останется ни одного наименьшего села, куда бы бесплатно не донесли идею соборности…
Бред? Но ведь похожие идеи уже воплощены или воплощаются в мире, кстати, даже не в самых богатых странах. Или опять остановимся на идее очередного монумента, который согнется под первым дуновением холодного ветра?

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru