Русская линия
Прочие периодические издания13.02.2003 

Владимир Филиппов: «Пушкин не сдал бы ЕГЭ»
«Газета»

Министр образования России Владимир Филиппов, побывавший в редакции Газеты, рассказал о главных направлениях реформы отечественной системы среднего и высшего образования. По его мнению, введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) в школах поможет искоренить коррупцию при приеме в вузы, а курс «История мировых религий и культур, существующих на территории России» научит понимать музыку Скрябина и живопись, основанную на библейских сюжетах. Кроме того, Владимир Филиппов знает, как вернуть мужчин в школу.
«ЕГЭ „двойки“ не запрещает»
— Вы довольны прошлогодними результатами эксперимента по единому государственному экзамену?
— То, что они были не очень радостные, вполне естественно. С одной стороны, мы защитили детей. Мы сказали: «Если у тебя текущая оценка за год «тройка», на ЕГЭ ты получаешь «двойку», в аттестат идет «тройка». Если идешь на медаль, а на экзамене получил «четыре», в аттестат идет «пять». Мы с вами знаем, что на практике часто случается «три пишем — два в уме». Мы запрещаем ставить в аттестат «двойки», а ЕГЭ этого не запрещает. Вот тут как раз многие регионы и показали, что у нас процент двоечников в 11 классе резко возрос — на 20−25%.
— Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) действительно необходимо для обновления системы школьного образования. Является ли оценка по ЕГЭ объективным отражением знаний учащихся?
— Единый экзамен — это еще не доступность высшего образования. Конечно, ребенок может поступить в московский вуз, не приезжая в столицу. Но ведь потом ему придется жить в Москве, а стипендия 200 рублей — это не та сумма, на которую можно прожить. Тем более что в Москве не хватает вузовских общежитий — их перепрофилировали. Так что это не единственная задача единого государственного экзамена. Она стала главной из-за того, что многие вузы держатся за вступительные экзамены и поднимают шум по поводу ЕГЭ. Самая главная цель ЕГЭ — оценить качество знаний, уровень школы и каждого учителя. Ведь сейчас «четверка» по физике одного учителя и другого, одной школы и другой — разные отметки. Поэтому сегодня школьная оценка не играет никакой роли при поступлении. Мы положили аттестат к себе в шкаф — он там и лежит. Важно устранить субъективный фактор при выставлении отметок. Эту задачу ЕГЭ выполняет, потому что независимая комиссия по установленной процедуре оценит, как работал учитель. Поэтому единый государственный экзамен будет приниматься вне стен школы, а если все-таки в школе, там не будут присутствовать преподаватели данного учебного заведения, а все работы из каждой школы страны будут проверяться в Москве. Сейчас я впервые за 100 лет имею объективную оценку картины. Для нас это самые главные данные, чтобы подтягивать качество знаний.
«Из 200 школ страны только один ребенок может получить сто баллов»
— Содержание тестов по ЕГЭ многим специалистам кажется по меньшей мере спорным.
— Английское слово «тест» означает только одно — проверить. В нашем случае мы имеем в виду «проверить знания». Мы почему-то считаем, что тест — это выбор ответа, одного из пяти. Любое задание по каждому предмету состоит из трех частей. Первая часть — выбрать один ответ из пяти предложенных. Это для ребят, которые будут поступать в ПТУ.
Вторая часть — надо дать письменный ответ на какой-то вопрос. Например: к какому типу произведения относится роман Достоевского? А третья часть — это решение сложной задачи.
Мы поставили цель: сто баллов из ста должен набрать один человек из 10 тысяч выпускников. То есть из 200 школ страны только один ребенок может получить максимальное количество баллов.
— То есть задания рассчитаны на детей с разной подготовкой, в том числе и на особо одаренных?
— Пушкин не сдал бы ЕГЭ. Я говорю академикам по химии: приходите, я вам гарантирую, что никто из вас по химии 90 баллов из ста не наберет. Ко мне прибежал химик, бывший министр образования Ягодин, с возмущением, что он еле-еле набрал на «четыре с минусом». После этого поднялась волна, что мы усложняем тесты. Но мы просто их градуируем.
Есть ребята, которые набрали 100 из 100 баллов. Их даже больше, чем мы ожидали: четыре из 10 тысяч. «Пять» мы ставим, когда выпускник набрал более 85 баллов.
Другое дело, что мы еще не пришли к единому мнению и пока не имеем идеальной системы по литературе, истории, физике, математике.
«Хорошо работающий учитель будет получать большую зарплату, чем другие»
— Пока результаты ЕГЭ в большей степени оценивают работу учителей. Как быть с плохими учителями?
— Органы управления образования в субъектах федерации должны получить статистику, а потом принимать какие-то управленческие решения. Они должны проверить, есть ли в школах, например, учитель физики, есть ли в школе лаборатория. Я вам официально заявляю: за последние 15 лет Российская Федерация ни разу централизованно не закупала для школ никакого физического оборудования. Все категорически устарело, все стоит намертво. Да, мы сейчас купили компьютеры, сто томов литературы, спортоборудование, но до физлаборатории, до химлаборатории руки не дошли. Надо выяснить, проходил ли учитель программу повышения квалификации, вовремя ли он получает зарплату.
Только после этого надо предъявлять претензии к директору и учителю.
Кстати, по результатам ЕГЭ мы будем знать, у какого учителя дети лучше всего подготовлены, кто может подготовить ребенка к бесплатному поступлению в вуз. У такого учителя и такой школы будет очередь — никакие репетиторы не будут нужны. И тогда будет то, что делается во всем мире: хорошо работающий учитель будет получать большую зарплату, чем другие. А пока получают все одинаково. Здесь есть и управленческое решение, и рыночные механизмы, которые приведут к тому, что люди будут ориентироваться на качество знаний.
В рамках школьной программы
— Но у каждого вуза свои требования, программы часто не стыкуются.
— Существует этот миф. Нестыковки программ в принципе нет и быть не может, потому что в правилах приема записано: запрещается требовать за пределами школьной программы на вступительных экзаменах. Единый экзамен решает все эти проблемы: ребенок сдает только ЕГЭ и не сдает вступительных экзаменов в вуз. А вопросы мы готовим централизованно, упаковываем их в Москве, каждый в конверт одноразового вскрытия, и в каждую школу страны единый экзамен уходит из Москвы.
«ЕГЭ разрушит коррупцию»
— Для выпускников спецшкол, которые сотрудничают с определенными вузами, будут делать исключения и освобождать от ЕГЭ?
— Мне московские школы говорят: вы наших выпускников напрямую в вуз зачислите. Ну почему ребенок должен автоматом попасть в этот вуз, в котором прошел курсы? А мальчик из деревни сдаст хуже? Между прочим, все победители олимпиад не из Москвы и Московской области.
— Но ведь многие вузы тоже не хотят принимать абитуриентов по результатам ЕГЭ. Потому что в этом случае отпадет необходимость в репетиторстве?
— Репетиторство сохранится, и это правильно. Правда, сейчас репетиторство заключается в том, что преподаватели готовят к себе в вуз. Я не слышал, чтобы преподаватели «Бауманки» готовили в МГИМО и наоборот. Ведь и там, и там вступительный экзамен по математике. Не поступишь, если не будешь заниматься у профессора из МГИМО. При новой системе репетиторства, при едином экзамене человек не будет знать, куда он пошлет документы, куда будет поступать — главное, набрать больше баллов. Если все родители будут нанимать репетиторов — ради Бога. Но придите на ЕГЭ и сдайте, а куда вы пошлете — в 5 вузов или в 125 вузов — это уже ваше дело. Вот это рушит коррупционную связь платных курсов, договорных школ и репетиторства.
— Как быть с элитарными вузами, в которых, не секрет, более высокие требования? Они тоже должны принимать на веру результаты ЕГЭ?
— Мы сохраним отдельные вступительные испытания, которые будут дополнять ЕГЭ. Например, в вузы культуры, искусства, спорта и, наверное, в отдельные элитарные высшие учебные заведения, на отдельные программы. Зачем ехать мальчику из Сибири, чтобы сдавать русский язык, чтобы сдавать на мехмат МГУ? Я понимаю, по математике.
Льготы олимпийцам
— Победители олимпиад будут иметь преимущества при поступлении в вузы?
— На последнем съезде ректоров произошла еще одна подвижка. Мы нашли компромиссный вариант — единый государственный экзамен действительно может не выявить всех способных, талантливых ребят. Поэтому мы в 89 раз увеличили прием в вузы без экзаменов — на основе олимпиад. Сейчас у нас поступают в вузы только победители всероссийской олимпиады. Это смешно. Там пять победителей на всю страну. Мы вносим поправку в закон: восстанавливаем систему олимпиад — в райцентрах, субъектах федерации и всероссийскую. Победители олимпиад в субъекте федерации имеют право поступить без экзаменов в любой вуз данного субъекта федерации. Вузы других субъектов федерации имеют право принять победителей олимпиад из каждого субъекта федерации. Система ЕГЭ обязательно должна быть дополнена поиском способной молодежи. Мы сейчас финансируем программу образования «Шаг в будущее» — для детей, которые руками могут сделать все что угодно, но физики не знают. Вот как таких ребят принять в вуз? А что касается таких же детей в гуманитарной области, то вообще кошмар. Пусть он экзамена не сдал, а стихотворение написал прекрасное. Как нам этого поэта принять?
Профильные школы откроются 1 сентября 2005 года
— В эксперименте по сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2002 году участвовало 16 регионов. В этом году ЕГЭ будут сдавать выпускники школ 48 субъектов федерации. Между тем, сейчас этот экзамен оценивает не столько знания учеников, сколько квалификацию учителей. Как быть с повышением качества знаний?
— Конечно, проблему качества подготовки ЕГЭ не решает, он косвенно подтягивает и отражает картину: что хорошо, а что плохо. Эту задачу могут решить профильные старшие школы. Взамен репетиторства мы введем профильные старшие классы (10 и 11) с углубленным изучением предметов, которые нужны учащимся для поступления в вуз по выбранной специальности.
— Когда мы перейдем к профильным школам?
— Планируем с 1 сентября 2004 года начать в 9 классе предпрофильную подготовку — то есть специальную работу, чтобы определить интересы и наклонности детей. Это касается не только касается определенных предметов. Одновременно мы будем проводить исследования, связанные с психофизиологическими способностями детей к данной профессии. Например, колоссальный отсев медиков происходит на двух этапах: когда они приходят в анатомичку на 3 курсе и когда приходят на практику в палату. Задача школы — заранее показать учащимся, чем им придется заниматься.
А с 1 сентября 2005 года мы начнем профильное обучение по мере готовности регионов. Все сразу школы страны, видимо, не могут быть готовы. Но каждый регион, каждая школа должны быстрей перейти на такую систему. Мы даем нормативную базу, возможности, учебники, а когда ты будешь готов — это твои проблемы. Хочешь держать детей в неведении — держи, но родители этого долго не потерпят.
«Полная свобода — никто ничего не навязывает»
— Министерство образования разработало программу курса православной культуры. Не нарушает ли появление этого предмета светского характера обучения?
— По поводу преподавания религии в школах министерство никогда ничего не говорило. Речь идет только об основах православной культуры. А почему нет? Вы знаете, что духовная музыка в основном — это Скрябин? Я готов любого из нас с вами пристыдить у картины по библейскому сюжету. Почему наше поколение с таким трудом шло в Третьяковку? Да потому, что стыдно стоять в Лувре или в Третьяковке перед картиной, не зная, на какой библейский сюжет она написана. При мне один из мужчин в Третьяковке спрашивал, что же это за женщина такая красивая здесь нарисована. Я отвечаю: это не женщина — это портрет Святой Богородицы. Основ православия не будет, основ преподавания культа не будет. Это будет контролировать Министерство образования.
— А как оно будет контролировать?
— У нас с июня прошлого года есть закон, что в школы допускаются только учебники с грифом Минобразования — или «допущен», или «рекомендован». Мы объявили конкурс на учебники по православию. Будет три учебника, так же как по физике, по математике, по биологии, по истории.
— Почему только по православию?
— Если бы у нас был готов другой материал, я бы его тоже ввел. Я дважды назначал встречу для того, чтобы хотя бы подписать соглашение с представителями мусульманской конфессии. Они не смогли между собой договориться и не пришли ко мне, хотя встреча должна была состояться еще в январе прошлого года. Но тем не менее мы будем писать учебники по основным религиям, которые есть в России, — православию, мусульманству, буддизму и иудаизму. Уже создана совместная комиссия с администрацией президента, с правительством, которая будет на конкурсной основе создавать программу «История основных мировых религий и культур, существующих в России».
— Кто будет преподавать?
— Преподавать будут учителя. При мне выступал на Рождественских чтениях священник из Петропавловска-Камчатского, который сказал, что они попытались сами набрать лекторов из верующих. Оказалось, что это невозможно, потому что надо уметь преподавать детям. А священников не хватит на все школы страны. Это должны быть историки, которые будут преподавать как факультатив или как курс по выбору. Подытоживая, хочу сказать: предмет «Основы православной культуры» не будет никогда ни в федеральном компоненте, ни в региональном компоненте. Это категорически запрещено. Он может выбираться только школой, дети должны посещать его только с разрешения родителей. Полная свобода — никто ничего не навязывает.
— Кто будет наблюдать за соблюдением свободы выбора?
— Учредитель школы, то есть муниципалитет. Другое дело, что на местах начинается волюнтаризм, перегибание палок.
«Выше стандарта — пожалуйста, ниже — никому нельзя»
— Какие требования предъявляются сегодня к нестандартным учебным заведениям, например к спецшколам, интернатам, кадетским корпусам?
— Все перечисленные учебные заведения отличаются от обычных школ только тем, что там по-другому организована воспитательная работа и уклад жизни. Но все школы обязаны реализовывать государственный стандарт школьного образования. Выше его — пожалуйста, ниже — никому нельзя. Мы обязаны гарантировать детям государственный стандарт образования.
— Как можно дать такие гарантии, если учителей-предметников не хватает?
— Дефицит учительских кадров наблюдается не во всех регионах России. В большинстве регионов устроиться на работу учителем школы невозможно — мест нет. Проблема в другом: многие учителя стареют и не уходят, не освобождают место для молодых.
Педагогов не хватает в основном в 4 субъектах: в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, потому что у выпускников педвузов есть возможность устроиться на более высокооплачиваемую работу. Не хватает учителей иностранного языка, информатики, физкультуры. Мужчин не хватает.
«Пусть 10 тысяч человек идут не в армию, а к нам»
— Как можно вернуть мужчин в школу?
— Беда многих стран в том, что пропорция мужчин и женщин в школах резко нарушена. Почему? Зарплата маленькая. Мы пытаемся стимулировать. Приняли закон о том, что, если выпускник педвуза идет работать в сельскую школу, в армию его не забирают (пока он там работает). Сейчас решаем вопрос с Минобороны о квоте и в городских школах. Мы предлагаем установить квоту в 10 тысяч человек. Пусть они идут не в армию, а к нам. Мы решим, в какие школы их направить.
«Хорошие учителя будут получать больше»
— Но ведь нужны еще и финансовые стимулы. Будет ли пересматриваться тарифная сетка для учителей?
— Единая тарифная сетка (ЕТС) — единая для всех бюджетников, но она не учитывает отраслевой специфики. Теперь эта позиция скорректирована, и зарплата по отраслям будет утверждаться постановлением правительства по каждой отрасли. Субъекты федерации на основании ее будут устанавливать свою зарплату, но не ниже утвержденной федеральным правительством. В этом случае хорошие учителя будут получать больше остальных.
«Вот и приходится учителям с родителей деньги собирать»
— Формально обучение в обычной школе является бесплатным, но с родителей часто собирают деньги на школьные нужды. Насколько это законно?
— Дело в том, что сейчас школе выделяют деньги и расписывают сверху, сколько директор должен купить стаканов, ручек и тетрадей. Вот и приходится учителям с родителей собирать.
Моя жена — сама классный руководитель и иногда собирает наличными. Проблема в том, что если эти деньги отдать на счет при школе, то, покупая любую вещь, придется платить 20% НДС, а если наличными — директор пошел и купил, и 20% родительских денег не пропало. Мы должны пробить льготы на образовательные средства.
— Кто будет контролировать, как тратятся эти деньги?
— Мы сейчас будем вносить в законодательство поправку о создании при каждой российской школе попечительского совета. Это не должны быть родительские комитеты, потому что родители — люди, зависимые от директора школы, от завуча, от классного руководителя. Поэтому в попечительские советы должны будут входить бывшие выпускники школы, местные работодатели, общественность. Они собирают деньги и контролируют жизнь школы: как дети питаются, как работают учителя, какая воспитательная работа проводится в школе.
Директора школ говорят: шут с ними, с деньгами, — лишь бы не контролировали. Так вот этого не будет!
В прошлом году мы завершили перевод всех школ страны в юридические лица. В этом году у каждой школы будут открыты свои бюджетные и внебюджетные счета в банке.
А через год я смогу в Интернете вывесить все данные всех школ страны. Ведь среди выпускников школы всегда есть 5−10 человек, которые готовы регулярно этой школе помогать. Например, в Саратове, где созданы попечительские советы, набрали на ремонт школы 35 миллионов рублей — в 2 раза больше, чем было запланировано городом. В Якутии собрали 170 миллионов рублей за прошлый год. В основном это деньги спонсоров, а не родителей.
«Если недобрал проходного балла — плати»
— Сохранится ли система бесплатного обучения в высших учебных заведениях?
— Бесплатное образование сохранится, но экономическая система изменится. Деньги в вуз должны прийти вместе со студентом. Во время визита во Францию президент озвучил следующее: мы должны финансировать учреждения в здравоохранении и образовании не по количеству площадей, квадратных метров, а по качеству оказываемых ими услуг. Если в вуз X пойдет больше студентов, потому что там лучше готовят, значит, этот вуз должен получить намного больше денег, чем вуз Y, куда приходит меньше студентов. Эту идеологию мы проводим в рамках государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).
Когда человек на основе единого государственного экзамена набрал более 70% баллов, он поступает в вуз бесплатно. Если недобрал 10% до проходного балла — плати, условно говоря, 100 долларов в год. Недобрал 20% - плати 200 долларов. Это уже более справедливая система, чем сейчас.
Нынешнее платное образование никак не связано с тем, как ты учился в школе: 2 тыс. долларов в год — и ты студент, а материальное положение твоей семьи вообще никого не волнует.
«Не надо размазывать по тарелке маленькие деньги»
— Какие вузы можно отнести к категории сильных?
— Сами вузы общеизвестны: МГУ, Бауманка, МГИМО, театральные. В них каждый год конкурс от 10 человек на место. Но мы вводим другие позиции — так называемые ведущие вузы страны. Сейчас мы вводим три категории таких вузов. Федеральные вузы, работающие на всю страну. Отраслевые ведущие вузы, например МПС. Третья категория — это федерально-региональные вузы. Есть вузы, которые в данном регионе решают колоссальные проблемы. Мы ведущим вузам будем давать больше денег, но на них и возложим определенные функции.
Президент сказал, что не надо размазывать по тарелке маленькие деньги, надо на ближайшие 3 года выбрать четыре отрасли и вкладывать в них деньги. Остальные — потом. Драка на правительстве была жуткая. Назвали четыре отрасли.
— Какие?
— Образование, правоохранительная деятельность, оборона и наука.
— Существует ли статистика трудоустройства выпускников ведущих вузов страны, ведь этот фактор является критерием определения престижности вуза?
— Такой статистики нет, потому что рухнуло распределение и нам запрещено запрашивать лишнюю информацию. Вы правильно говорите о том, что рейтинг вуза определяется не тем, сколько в вузе работает докторов наук и кандидатов наук, а тем, через сколько месяцев после окончания вуза в среднем ребята находят работу. Если через полгода окончившие вуз находят работу, на Западе считается, что это прекрасный вуз. Если в течение года — средний вуз, но не плохой. А если в течение полутора-двух — плохой вуз.
Я сейчас поставил задачу перед ректорами, чтобы в каждом вузе создать систему поддержки и трудоустройства выпускников. Мы аттестацию на аккредитацию принимать не будем, если в вузе не будет такой системы.
Сейчас создается общероссийская система поддержки трудоустройства и занятости на базе Бауманки. Каждый вуз будет иметь банк данных, что такие-то студенты заканчивают по таким-то специальностям, чтобы работодатель это знал. И в этом банке данных должны быть данные от работодателей, тогда никаких проблем с трудоустройством не будет. Думаю, что в следующем году такая система информации будет создана в масштабах всей страны.

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика